Современная реклама. В чем ее проблема?

Признаюсь честно, уже много лет я практически не включаю телевизор. Исключение делаю лишь для новогоднего поздравления президента и парада на 9 Мая. И отнюдь не потому, что пытаюсь отгородиться от новостной повестки (для сотрудника СМИ это было бы странно), не хочу посмотреть серьезную аналитическую передачу или хороший фильм. Нет, просто не выносит моя душа наглой вездесущей рекламы.

Современная реклама. В чем ее проблема? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Она бесцеремонно вторгается в деловой разговор, любовную сцену, оперную арию или драматический эпизод войны. Только настроишься внимать умным мыслям, сопереживать разлучаемым влюбленным или плакать над невинно убиенными жертвами, вдруг бах — повествование прерывается, и тебе начинают рассказывать про какую‑нибудь лазерную эпиляцию. И вмиг убито все — мысль, чувство, способность сострадать. Тебе одномоментно показали, что все это — ерунда. Главное — те денежки, которые сейчас капают телеканалу.

Нет, не надо представлять меня безнадежно отсталым человеком, консерватором, не понимающим реалий современной жизни. Я прекрасно понимаю цель и назначение рекламы, а также то, что в нынешнем мире без нее не обойтись. Не сомневаюсь также, что ее размещение на телеканалах происходит в строгом соответствии с законом. Дьявол, как всегда, в деталях. Имею в виду приоритеты.

В советское время все мы были материалистами. Не сомневались в марксистской догме — материя первична, сознание вторично. Между тем в системе общественных ценностей духовные явно преобладали. А как бы мы иначе победили в Великой Отечественной войне? Мне приходилось знакомиться с работой врачей-физиологов — они однозначно доказали, что в условиях блокады Ленинграда человек выжить не мог. Однако люди не только выживали, но и работали. За счет каких немыслимых сверхресурсов? Считаю, только за счет наличия могучей идеи — приоритета общественного над индивидуальным. Судьба страны для человека была важнее, чем его личная. Это и заставляло жить тогда, когда жить было уже невозможно. И дух оказался сильнее плоти!

Собственно, эта идея и сделала нашу страну великой, заставив весь мир с нами считаться и нас уважать. И именно ее, основу нашего бытия, ретивые реформаторы в первую очередь и сбросили с корабля современности. Ты, дурачок, прежде думал о Родине, а потом о себе? Ну и что тебе та Родина дала? Посмотри, как ты живешь и как живут люди «там»! Плюнь ты на эти химеры, живи для себя любимого! Бери от жизни все, что можно!

И, как говорят сейчас, зашло. Еще как зашло! Выросло уже по крайней мере два поколения, абсолютно уверенных в том, что главное в жизни — это тешить свое эго. Мы воспитали не граждан страны, а квалифицированных потребителей. И совсем не случайно закон, защищающий их права, оказался, по общему мнению юристов, одним из самых проработанных, востребованных и успешных. Обиженного потребителя практически всегда поддерживает суд, назначая порой такие компенсации ущерба, что разум отказывается верить.

Приоритеты, таким образом, установились сами собой. И все это прекрасно работало до тех пор, пока страна жила мирной жизнью. А потом случилось то, что случилось. И вдруг возникли гигантские пробки в Верхнем Ларсе. Оказалось, что десятки тысяч молодых здоровых мужчин, пользовавшихся всеми благами, которые им предоставляла эта страна (они так и говорят — «эта страна»), совсем не хотят рисковать за нее здоровьем и жизнью. А, собственно, какие к ним претензии? Их так воспитали.

Вопрос на самом деле философский. Где границы свободы личности? Как только мы убрали их, сняв «идеологические шоры», общество тут же скатилось в пучину потреб­ления. И теперь мы уже решаем не нравственные проблемы, а чисто практические: какой, к примеру, сорт шампуня (или кто побогаче — какую марку машины) выбрать. Все остальное — лирика для лузеров.

Если кто не понимает, речь ни много ни мало идет о безопасности страны. Общество, лишенное «коллективного бессознательного», превращается в конгломерат индивиду­умов, каждый из которых абсолютно свободен, но все вместе абсолютно беззащитны.

И, надо сказать, «наверху» об этом уже начинают крепко задумываться. Активно обсуждается идея возвращения в Конституцию понятия «идеология». Увы, помимо того что это технически сложно осуществить (как требуют конституционные нормы, надо будет принять новый Основной Закон), такая реформа мало что даст. Написать можно что угодно, но сознание‑то в момент не переделать! Джинна уже выпустили из бутылки, попробуйте теперь загнать его обратно.

Вернусь к началу разговора — о рекламе. Сама по себе она ни плоха и ни хороша. Просто, как кухонный нож, требует своего времени и места. Правда, как свидетельствует статистика, большинство убийств у нас совершается именно кухонными ножами.

#реклама #телевидение #проблемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7432) от 08.06.2023 под заголовком «Лирика для лузеров».


Комментарии