2Vtzqv4Hz9U

Социолог Хасс представил исследование о жизни в блокадном Ленинграде

Несмотря на все перипетии нынешних дней, контакты между учеными все‑таки не прерываются. Ведущие петербургские историки блокады приняли участие в онлайн-обсуждении исследования социолога Джеффри Хасса, посвященного жизни людей в условиях осады Ленинграда.

Социолог Хасс представил исследование о жизни в блокадном Ленинграде | Фото: Wikimedia Commons / RIA Novosti archive, image #907 / Boris Kudoyarov / CC-BY-SA 3.0

Фото: Wikimedia Commons / RIA Novosti archive, image #907 / Boris Kudoyarov / CC-BY-SA 3.0

Научный семинар был организован двумя близкими по духу исследовательскими центрами — лабораторией изучения истории блокады Ленинграда и Институтом истории обороны и блокады Ленинграда. Лаборатория действует в Санкт-Петербургском институте истории РАН, а институт — в составе Государственного музея обороны в Соляном переулке.

Джеффри Хасс, профессор двух университетов, Санкт-Петербургского и Ричмондского, блестяще владеет русским языком, прекрасно знает Россию, с которой связан уже больше тридцати лет. В 1991 году он побывал здесь впервые, заинтересовался блокадой Ленинграда и с тех пор стал одним из самых крупных американских исследователей этой темы.

Ученый уже более десятка лет изучает блокадные материалы в архивах Петербурга. Он опубликовал не одну научную статью в российских специализированных исторических журналах, в изданиях Санкт-Петербургского университета и Института истории РАН. Так что российской аудитории он достаточно хорошо знаком, и, как подчеркнул модератор семинара Никита Ломагин, директор Института истории обороны и блокады Ленинграда, никаких фальсификаций, очернительства или недооценки совершенного жителями нашего города в его работах и близко нет.

Исследование Хасса — это взгляд социолога на блокадную эпопею. Он использует очень широкий круг источников, включая дневники, воспоминания, архивные документы, в том числе сводки органов внутренних дел и госбезопасности. И к тем выводам, которые делает, ученый относится с высоким чувством ответственности.

Да, возможно, концепции социологов, которыми оперирует Джеффри Хасс, многим российским историкам или совсем незнакомы, или известны достаточно поверхностно. Тем не менее его методы вполне пригодны для исследования одной из величайших битв и трагедий Второй мировой войны, — считает Ломагин. — И это может быть интересно всем тем, кто занимается историей не только блокады, но и гораздо шире — войн, катастроф, кризисов. Наши ученые еще практически никогда не смотрели на блокаду с точки зрения социологии.

В частности, Хасс считает, что одной из ключевых характеристик поведения ленинградцев были так называемые якоря, связывавшие их друг с другом. В условиях, когда государственные институции перестраивались на военные рельсы, горожанам приходилось полагаться только на свои силы, и особенно важными стали неформальные отношения между людьми и социальные связи.

Историки, да и не только они, практически наизусть знают, сколько граммов хлеба в самые тяжелые месяцы блокады получали рабочие, а сколько иждивенцы, находившиеся в самом уязвимом положении. И мы относимся к этим количественным показателям, как к само собой разумеющимся, — отмечает Ломагин. — Когда и почему сложилась подобная неравномерная структура распределения ресурсов, почему отношения внутри социальной структуры менялись и какие именно изменения происходили — эти вопросы, относящиеся к характеристике общества в целом, стали предметом ­изучения Хасса.

Опираясь на достаточно большое количество дневников, он исследует женские судьбы в блокадном Ленинграде. Идея ученого достаточно проста и понятна. В ­отечественной литературе обычно говорится о том, что раз большинство мужчин находились на фронте, то в городе остались преимущественно женщины, из‑за чего их роль и была весьма велика. То есть речь о сугубо количественном показателе.

Американский ученый обратил внимание на другую сторону вопроса: он считает, что в блокадном Ленинграде женщины в максимальной степени реализовали потребность в заботе, заложенную на генетическом уровне. И то, что во время блокады люди не утратили человечности (о чем в свое время настойчиво писал Даниил Гранин в «Блокадной книге»!), связано именно с ролью женщин: они прежде всего думали о других, нежели о себе. Особое внимание Хасс обращает на роль семьи как важнейшей предпосылки к способности выжить в осажденном городе.

Существует много тем и сюжетов, связанных с блокадой, к которым можно обращаться, используя междисциплинарные подходы, в том числе социологические, — резюмирует Ломагин. — Дискуссия показала, что и взгляд иностранцев, занимающихся изучением ленинградской эпопеи, тоже весьма полезен.

#исследование #блокада Ленинграда #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7154) от 20.04.2022 под заголовком «Блокада как социальная реальность».


Комментарии