Сотни круизных лайнеров застряли в портах из-за пандемии

Когда в феврале нынешнего года 17-палубный лайнер Diamond Princess встал на прикол в японском порту Йокогама из-за того, что один из его пассажиров заболел коронавирусом, никто не знал о масштабах надвигающегося бедствия. Увы, но болезнь очень быстро распространилась, и к тому моменту, когда с корабля эвакуировали пассажиров (около 3,7 тыс. человек), число заболевших перевалило за 600, а «Бриллиантовая принцесса» превратилась в место самой крупной вспышки COVID-19 за пределами материкового Китая.

Сотни круизных лайнеров застряли в портах из-за пандемии | Фото: pixabay

Фото: pixabay

Однако произошедшее в Японии оказалось только цветочками: уже 25 марта на 36 круизных судах по всему миру были зафиксированы случаи инфекции. Один за другим плавучие отели превращались в недвижимость, а количество заболевших на них исчислялось уже тысячами. Решение нашлось быстро: все существующие большие лайнеры (а их сейчас насчитывается свыше 400, не считая морских паромов) просто поставили на якорь.

При этом слово «просто» символическое: по оценкам мультинациональной Carnival Corporation&plc, владельца 20 дочерних компаний и более чем сотни судов, до сих пор 45 из них из-за пандемических ограничений, принятых в разных странах, причалить никуда не могут. Их никуда не пускают – лайнеры десятками стоят на рейде... Из-за необходимости содержать огромные суда только во втором квартале этого года, ничего не заработав, предприятие, в лучшие годы обслуживавшее каждого третьего круизного пассажира в мире (то есть около 10 млн человек), понесло убытки в размере $4,4 млрд. Впрочем, примерно в такой же финансовой яме находятся и все другие: Royal Caribbean Group, второй по величине в мире круизный оператор, во втором квартале 2020-го зафиксировал убытки $1,6 млрд, тогда как за аналогичный период прошлого года он получил прибыль в размере $472,8 миллиона.

И перспективы выхода из этого тупика туманны. Например, члены ассоциации океанских круизных линий CLIA, в которую входят практически все крупные операторы, добровольно приостановили свою деятельность до 31 октября 2020 года. А некоторые пошли еще дальше. В частности, Holland America Line отменила свои маршруты вплоть до 15 декабря: решение касается всех круизов перевозчика, включая даже, казалось бы, мало имеющие отношение к вирусу туры в Антарктиду.

Впрочем, в этом вопросе единства нет. И европейские операторы, тоже немало потерявшие, все же намерены запустить морские круизы уже в сентябре текущего года. Так, Costa Cruises планирует возобновить круизы по Средиземному морю: 6 сентября из Триеста к берегам Греции отправится лайнер Costa Deliziosa, а 19-го в строй действующих вернется и Costa Diadema, которая совершит первый после долгого простоя семидневный круиз из Генуи в порты Италии и Мальты.

Примерно в том же духе действует и другой итальянский оператор, MSC Cruises. Он уже сообщил, что расконсервирует два лайнера (MSC Grandiosa и MSC Magnifica), которые тоже станут ходить по Средиземному морю. Правда, и число пассажиров, и правила круиза будут очень строгими: сход на берег станет возможен только в портах стран, уже победивших инфекцию, а тестирование на коронавирус пассажиров и членов команды обязательно.

«Дочки» Carnival также не стоят в стороне. Aida Cruises, работающая на германском рынке, в сентябре обещает возобновить круизы из портов Киль и Гамбург, а два лайнера Hapag-Lloyd Cruises начнут работать с 40-процентной загрузкой. Правда, отдохнуть на них смогут только граждане Германии, Австрии и Швейцарии.

А вот желающим отправиться к норвежским фьордам или в морской тур по столицам Балтики осуществить задумку в этом году вряд ли получится. Все идет к тому, что в навигацию-2020 ни один круизный лайнер в этих регионах плавания (в том числе и в Петербурге) по понятным причинам так и не появится. Примерно то же самое происходит и на Черном море с лайнером «Князь Владимир», который должен был в нынешнем сезоне совершать круизы из Сочи в Крым. Как заявил оператор теплохода, компания «Черноморские круизы» (по данным kartoteka.ru, ею на 100% владеет ФГУП «Росморпорт»), в связи с неясной ситуацией по снятию ограничительных мер все круизы на лайнере в нынешнюю навигацию отменены. А ведь в период вплоть до 31 октября 2020 года по Черному морю на нем планировалось выполнить 35 рейсов.

Что и вынуждает владельцев флота задумываться о том, надо ли им столько роскошных лайнеров, без дела стоящих по всему миру. Royal Caribbean Group, к примеру, по словам ее финансового директора Джейсона Либерти, уже готова расстаться сразу с тремя кораблями, тогда как раньше продавала не более одного в год. Кроме того, вместо пяти новых лайнеров, которые планировалось построить с июля 2020-го по декабрь 2021-го, будут приобретены только три. Причем не самые большие – всего-то на 600 пассажиров. Все остальные заказы отложены почти на год...

«Когда круизное движение возобновится, увеличение его объемов будет происходить постепенно, – резюмирует главный исполнительный директор Royal Caribbean Group Ричард Д. Фейн. – Это больше будет похоже на плавный регулятор яркости, а не на выключатель света». И если все будет хорошо, вновь круизные лайнеры по всему миру можно будет увидеть только в следующем году.

#круиз #коронавирус #море

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6743) от 18.08.2020 под заголовком «Застряли в портах».


Комментарии