Пора сниматься с мели. В России стартовал речной круизный сезон

В середине июля Петербург обещают удивить новинкой речного круизного сезона - лайнером «Мустай Карим», впервые за последние десятилетия построенным в России на заводе «Красное Сормово». Причем многопалубное судно в отличие от своих собратьев впервые ошвартуется не на задворках города в Уткиной заводи, а прямо на Английской набережной. Однако в целом речная круизная навигация 2020 года обещает быть нервной.

Пора сниматься с мели. В России стартовал речной круизный сезон | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Обычно стартующая в начале мая, в этом году она по известным причинам началась только в конце июня (23-го в Москве и 28-го в Петербурге). Причем уровень спроса, короткий сезон и другие обстоятельства уже привели к негативным последствиям. Ришат Багаутдинов, глава круизной компании «ВодоходЪ» (по данным kartoteka.ru, ее бенифициаром является прописанная на Кипре Volga-Baltic Cruise Lines Limited), отмечает, что в нынешней навигации из 26 ее теплоходов будет участвовать только 14. А председатель совета директоров компании «Созвездие» Александр Соснин сообщил, что из семи судов работать станут лишь пять. Что и дает заместителю руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константину Анисимову основания сообщать о том, что «по итогам навигации сокращение объемов пассажиропотока может составить около 70%».

Впрочем, с точки зрения туриста, картина выглядит не так и плохо. Да, цены на речные круизы по России продолжают «кусаться». К примеру, типичный для Петербурга трехдневный тур на Валаам на теплоходе «Леонид Соболев» в июле этого года стоит от 17,4 тыс. рублей. Длинные круизы (Петербург - Ростов-на-Дону, 14 дней, «Александр Суворов», или Петербург - Самара - Тольятти, 17 дней, «Константин Коротков») смело тянут на 82 - 96 тысяч. А 11-дневный круиз с берегов Невы в Москву на «Мустае Кариме» обойдется в сумму от 145,9 тыс. рублей. Удивляться тут нечему: по статистике, средняя стоимость круизных человеко-суток колеблется от 5 до 12 тыс. рублей, поэтому найти пассажира, который готов их заплатить, тоже непросто. Правда, специалисты в один голос говорят, что цены пока расти не будут, а директор по судоходству на внутренних водных путях Российской палаты судоходства Анна Исаева подтверждает: «сделаем все, чтобы туристу было комфортно и безопасно». И, несмотря на «сужение» флота и урезанный сезон, выбор у петербуржцев все же есть. Более того - он расширяется.

Ришат Багаутдинов, к примеру, надеется на то, что навигацию удастся продлить до конца ноября. В связи с этим появились новые южные маршруты (до Астрахани, Ростова-на-Дону, в Азовское море), экспедиционные круизы по Енисею (из Красноярска в Дудинку), а также туры из Петербурга на Соловецкие острова. В свою очередь Александр Соснин сообщил, что один из двух запланированных экспедиционных круизов по Байкалу в этом году все же будет выполнен, а в числе новинок назвал систематические круизы с заходом в Волхов и Старую Ладогу, а также туры вокруг Ладожского озера. «Маршруты, вызванные появлением новых причалов, будут, - считает эксперт. - Но классикой речных круизов все равно остаются туры между двумя столицами, а также на Валаам и в Кижи».

Константин Анисимов подтверждает: выбор маршрутов речных круизов будет расти. «По Волхову круизы возможны практически до Великого Новгорода - уже сейчас трехпалубные суда могут ходить почти до города, - говорит он. - И работа по возведению в Северо-Западном регионе новых причалов продолжается». По мнению Александра Соснина, уже в следующую навигацию большие лайнеры смогут швартоваться и в Кондопоге, и на Пеллотсари, где имеется отличная трехкилометровая экологическая тропа. Поэтому те туристы, которые в нынешнем году не рискнули отпуском и перенесли туры сразу на следующий (причем порой даже с выгодой в количестве дней путешествия), вполне могут оказаться и на новых местах стоянок.

Есть, правда, у речного круизного туризма России и один существенный изъян, который кризис только усугубляет. Да, в этом году судов для путешествий в достатке. Более того: из-за дефицита туристов владельцам лайнеров приходится думать, как сохранить плавсостав на перспективу. «Если начнем его терять, в следующую навигацию столкнемся с серьезной нехваткой квалифицированного персонала, - полагает Александр Соснин. - Поэтому правдами и неправдами стараемся его сохранить, пересаживая на участвующие в навигации суда». Однако, если смотреть правде в глаза, количество находящихся в эксплуатации речных круизных пассажирских судов в России к 2025 году может сократиться до 87 (почти на 30% с учетом нового флота). А к 2030-му и вовсе останется половина нынешнего.

Причина давно известна: средний возраст действующих лайнеров - 47 лет. А при модернизации, обусловленной растущим интересом туристов к комфортабельному отдыху, количество принимаемых лайнерами пассажиров неизменно сокращается. По данным главы Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, с 24,6 тыс. человек в прошлом году к 2025 году оно снизится до 18,8 тысячи. А к 2030-му показатель может упасть и до 11,6 тысячи. Новинки-то можно на пальцах пересчитать.

Кстати, кроме уже названного «Мустая Карима» еще одно сходное по параметрам круизное судно «Петр Великий» проекта PV300VD, способное выходить в море, строят на астраханском заводе «Лотос». Строят также два колесных лайнера «Золотое кольцо», готовых ходить по мелким рекам. На финских верфях по заказу российских компаний продолжается строительство двух экспедиционных судов, которые с четвертого квартала 2021 года будут эксплуатироваться на круизах в Арктике. Однако Дмитрий Галкин, генеральный директор компании «Гама», заказавшей «Золотое кольцо», сразу же говорит о том, что сроки окупаемости новых судов будут очень длинными, поэтому ждать массового появления новинок на российских реках вряд ли стоит.

А значит, по более-менее приемлемым ценам «ходить» в круизы нам еще долго придется на судах предпенсионного возраста. Или платить за тур столько, сколько средний петербуржец зарабатывает за полгода.

#круиз #туризм #путешествия #реки и каналы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6711) от 03.07.2020 под заголовком «Пора сниматься с мели».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.