Собиратель за железными воротами. Чем интересен Музей военной техники в Осташкове?

На карте достопримечательностей, доступных в окрестностях Осташкова, обозначен Музей военной техники. Его адрес: деревня Жалыбня возле озера Селигер.

Собиратель за железными воротами. Чем интересен Музей военной техники в Осташкове? | Советский артиллерийский тягач 1941 года производства сияет блеском: как и вся остальная техника в музее Олега Олейникова, он тоже на ходу./Фото автора

Советский артиллерийский тягач 1941 года производства сияет блеском: как и вся остальная техника в музее Олега Олейникова, он тоже на ходу./Фото автора

Приехав заранее, мы очутились в очень живописных, но явно глухих местах. В указанной точке оказался высокий забор с железными воротами, и только по расположенным рядом железобетонным огневым точкам военного времени можно было понять, что мы не ошиблись с пунктом назначения. В заранее оговоренный час ворота отворились, и хозяин музея Олег Олейников гостеприимно пригласил гостей на свою территорию.

Я сам из Москвы — переехал сюда полтора десятка лет назад. С тех пор и собираю реликвии времен войны, — рассказал он. — Пространство моих поисков — сотня километров вокруг. Нахожу технику, восстанавливаю ее. Создал музей. Все сбережения с бизнеса пустил на свое увлечение…

Немецкие войска пришли в эти края в начале сентября 1941 года, но взять Осташков оккупантам не удалось. В январе 1942 года, когда началось наступление под Моск­вой, противника отсюда выбили, линия фронта передвинулась на 10 – 12 километров. А бои, как говорится — местного значения, продолжались до 1943 года.

Если зайти в ближайший лес с металлоискателем, он сразу же начинает давать сигнал: настолько здесь много военного железа, — говорит Олег. — Но многие вещи были даже не откопаны, а просто найдены на заброшенных чердаках в тех мес­тах, где во время войны шли боевые действия. А некоторые предметы солдатской амуниции (например, саперные лопаты) жители много лет использовали в хозяйстве.

Буквально в нескольких сотнях метров от нынешнего музея, на краю деревни, в 1942 году некоторое время находился штаб 241‑й стрелковой дивизии, которой тогда командовал будущий Герой Советского Союза Иван Черняховский. До сих пор там остались следы от блиндажей.

Мы идем вместе с Олейниковым по территории его музея.

Вот такие штыри устанавливали на линии обороны, через петли протягивали колючую проволоку. Если приглядеться, некоторые штыри посечены осколками… А эти бетонные надолбы я привез из Селижаровского укрепрайона, входившего в оборонительный Ржевско-Вяземский рубеж. Каждый весит около тонны, было очень непросто вытащить их с подтопленного берега реки.

По всей видимости, надолбы изготавливали прямо на месте: из досок делали опалубку и тут же заливали бетоном. Материал, кстати, очень хорошего качества. Восемьдесят лет простоял на открытом воздухе — и не разрушился.

Идем дальше — смотрим предметы военного быта обеих сторон. Немецкие причиндалы — зубная паста, гуталин и даже… крем от солнечных ожогов.

Ума не приложу, зачем он мог потребоваться в тверских лесах?! — восклицает наш экскурсовод…

В ангарах на территории музея не только уникальная оружейная коллекция, но и восстановленная техника. Все было найдено здесь, на местах боев, отремонтировано и ныне на ходу. Даже используется в военных реконструкциях. Например, боев за освобождение Демянска.

Для меня эта техника — словно машина времени, — говорит Олейников. — Находишь этих немых свидетелей истории, реставрируешь и представляешь, как все происходило, мысленно погружаешься в те события… Каждую машину собирал по фрагментам: где‑то была цела только кабина, где‑то — рама. Затем искал технические справочники, заводские инструкции по ремонту и изготовлению. Никакой самодеятельности, все должно быть так, как было.

Легкий разведывательный автомобиль Красной армии, к примеру, был найден под городом Белым у границы Тверской и Новгородской областей. Артиллерийский тягач, выпущенный на Харьковском тракторном заводе в июле 1941 года, удалось поднять со дна Селигера: он провалился под лед в январе 1942 года во время наступления.

Я его отреставрировал, перебрал двигатель. Сейчас он на ходу. Это единственный трактор именно этой марки, дошедший до наших дней. Ни в одном музее такого экспоната больше нет, — уверяет Олейников.

Немецкий грузовик тоже со дна Селигера. Он был частью колонны, разгромленной при отступлении. Машины провалились под лед, их потом затянуло илом, действовавшим как консервант. Именно поэтому так хорошо сохранились деревянные и металлические детали…

Советский танк Т-34 был найден поисковиками десять лет назад в районе города Пустошка Псковской области. Он завяз в болоте, башню оторвало взрывом. По заводскому номеру удалось определить, что машина была изготовлена в январе 1944 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

Я вырос с техникой, — поясняет Олейников. — Низкий поклон моему отцу Анатолию Васильевичу, легенде советского мотоспорта. Он одиннадцать раз становился чемпионом страны по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Так что я с семи-восьми лет пошел по его стопам, с техникой всегда был на ты. Всю жизнь занимался мотоциклами и ремонтом моторов. Поэтому и ремонт военной техники, которым я нынче занимаюсь, — дело для меня вполне привычное.


#музей #туризм #достопримечательности

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7333) от 12.01.2023 под заголовком «Собиратель за железными воротами».


Комментарии