Подмосковная «конфетка». Коломна может войти в состав Золотого кольца России

В свое время этот город не попал в маршруты «кольца» только потому, что в нем немало крупных промышленных предприятий. А ведь древней, основанной еще в XII веке, Коломне есть чем удивить и даже восхитить путешественников. Не случайно местные жители в последние годы усиленно, весьма грамотно и небезуспешно превращают свой замечательный город в активный туристический центр.

Подмосковная «конфетка». Коломна может войти в состав Золотого кольца России | Коломенский водовоз, уныло свесив усы, глядит на купола Бобренева монастыря. А дворняга терпеливо ждет, когда хозяин перестанет мечтать…/ФОТО автора

Коломенский водовоз, уныло свесив усы, глядит на купола Бобренева монастыря. А дворняга терпеливо ждет, когда хозяин перестанет мечтать…/ФОТО автора

1 января 1238 года деревянный коломенский кремль, возведенный не позднее второй половины XII столетия, в результате кровопролитного штурма был захвачен и сожжен Батыем. И в дальнейшем неизменно возрождавшаяся из пепла Коломна неоднократно уничтожалась татаро-монгольскими военачальниками и ханами. Только в 1525 – 1531 годах московским князем Василием III, будущим отцом Ивана Грозного, был наконец сооружен каменный кремль. Увы, но из 17 его башен на месте только семь. И те благодаря Николаю I, категорически запретившему коломчанам растаскивать для своих нужд камни утратившего к тому времени стратегическую функцию кремля.

Из трех проездных башен сохранилась 29‑метровая Пятницкая, включенная в восточный пояс крепостных стен. Выйдя через Пятницкие ворота с территории кремля, мы попадаем на одну из главных улиц коломенского посада, носящую ныне имя уроженца Коломенского уезда дважды Героя Советского Союза летчика-истребителя Василия Зайцева (его бронзовый бюст рядом в сквере). Ранее улица называлась Плашкоутной или Владимирской: начиналась она от плашкоутного моста через Москву-реку и продолжалась дорогой на Владимир.

В наши дни вдоль улицы Зайцева восстановлены и открыты для туристов магазины-музеи, известные до революции далеко за пределами Коломны как лавки местных купцов-фабрикантов. У Пятницких ворот — кондитерская Шведова и «Душистые радости» мыловара и парфюмера Горланова. А на Арбатской улице, ближе к восточной окраине старой Коломны, — музейная фабрика легендарной коломенской пастилы Чуприкова. Здесь в полностью восстановленных интерьерах одетые по‑старинному сотрудники проводят интереснейшие экскурсии, дегустации и мастер-классы. У Петра Шведова, к примеру, можно завернуть по всем правилам в яркий фантик гигантскую шоколадную конфету. В полуподвальном складском помещении «Душистых радостей» — упаковать в рекламный горлановский листок кусок ароматного мыла. А на фаб­рике Карпа Фомича Чуприкова — самостоятельно взбить настоящей мутовкой (должным образом обработанной верхушкой дерева с непременно нечетным количест­вом сучков) яблочное, как здесь говорят, пурэ, которое сразу же отправится в печь.

На Арбатской же улице, в двух шагах от фабрики, вблизи построенного в начале XVIII века в стиле московского узорочья храма Николы на Посаде, верх фасадов которого украшен 105 кокошниками, работает Музей коломенской пастилы. Только в нем рассказывают не о процессе изготовления сладкого деликатеса, а о традициях русского чаепития. И, конечно, в каждой лавке-музее можно в изобилии накупить коломенских гостинцев. Причем яркие многофигурные картинки на упаковках плиток шоколада и многочисленных сортов мыла, духов и пастилы в точности копируют их нарядные дореволюционные этикетки.

По другую сторону Пятницких ворот расположена «Калачная». Как писал в неоднократно переизданной в современной России книге «При дворе последнего императора» начальник канцелярии Министерства императорского двора генерал Александр Мосолов, давным-давно московские булочники убедили весь мир в том, что настоящий калач — только тот, что выпекается на воде из Моск­вы-реки. А невская, ладожская или любая прочая не подойдут никак. Поэтому для семьи Николая II воду и доставляли в Петербург и Царское Село цистернами.

Обслужить же нас с вами готов красующийся у бывшей пристани на Москве-реке бронзовый коломенский водовоз. Впрочем, в отличие от своего петербургского коллеги, бодро толкающего тележку с бочкой у водопроводной башни на Шпалерной улице, он, уныло свесив усы, глядит на виднеющиеся за рекой купола Бобренева монастыря. Да и дворняга не вертится у его ног, а терпеливо ждет, когда хозяин перестанет мечтать и, наполнив черпаком из Москвы-реки бочку, повезет ее вверх по Владимирской улице в «Калачную», где его с нетерпением ждет очередь. Сегодня — из жаждущих отведать горячих калачей многочисленных туристов, а раньше — из при­ехавших на коломенскую ярмарку подмосковных, рязанских и владимирских крестьян, обещавших оставшимся дома ребятишкам привезти из города «калачиков».

В коломенском кремле работают краеведческий музей и многие другие. Фарфора и керамики. Патефонов и трамваев. По старинным улицам городка мимо одно-двухэтажных особняков ездит ретроавтомобиль, а Соборную площадь окружают древние храмы.

Коломна1.jpg
Маринкина башня Кремля получила название в честь Марины Мнишек, которая то ли была в ней казнена, то ли обернулась сорокой и из нее упорхнула./ ФОТО автора


В одном из них, Воскресенской церкви, 18 января 1366 года Дмит­рий Донской венчался с Евдокией Суздальской. И вообще Коломна считается любимой резиденцией Донского: здесь перед Куликовской битвой был проведен общий сбор его войск. Сюда, о чем свидетельствуют современной работы фрески на кремлевской стене у Ямской башни, он триумфально возвратился после победы. И здесь же у Маринкиной башни кремля 22 мая 2007 года был открыт конный памятник князю работы Александра Рукавишникова. Название же башни связано с тем, что в 1612 – 1614 годах в ней была заточена Марина Мнишек, впоследствии не то казненная или убитая в башне, не то обернувшаяся сорокой и из башни упорхнувшая.

Жители Коломны гордятся и своими земляками. Адмиралом флота и дважды Героем Советского Союза Сергеем Горшковым, артистом кино Львом Перфиловым (самая знаменитая из его многочисленных ролей — фотограф Гриша шесть на девять из сериала «Место встречи изменить нельзя»), автором исторических романов Иваном Лажечниковым. Бюст первого установлен в сквере его имени. Мемориальная доска с портретом второго — на доме, в котором он жил. На той же улице, напротив Кремля, открыт Мемориальный музей-усадьба Лажечниковых.

Связана Коломна и со многими другими знаменитыми писателями. На улице Лажечникова, бывшей Почтовой, сохранилось здание Поч­тового двора, на котором по пути в свое имение «Даровое» останавливалась семья Достоевских. В кремле, в доме своей сестры Зинаиды, супруги коломенского лесничего Ната, гостил Александр Куприн. В 1917 – 1924 годах в Коломне проживал женатый на враче местной больницы Борис Пильняк. Его дом пыталась отыскать, единственный раз приехав в Коломну, Анна Ахматова, у которой с Пильняком в свое время был роман. А сопровождавший ее поэт и фотограф Лев Горнунг запечатлел тогда поэтессу на фоне дома Луковникова у Пятницких ворот и сидящей на скамье на Арбатской улице…


#Коломна #золотое кольцо #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7333) от 12.01.2023 под заголовком «Подмосковная «конфетка» ».


Комментарии