На свидание с писателем. Чем интересен музей «Домик Чехова» в Таганроге?

И одного дня на такое «прочтение» этого старинного города на уютном берегу Азовского моря будет мало. Одних только мест и памятников, напрямую связанных с именем Антона Чехова, здесь более двух десятков.

На свидание с писателем. Чем интересен музей «Домик Чехова» в Таганроге? | В гостиной дома купца Моисеева семейство Чеховых проводило концерты и импровизированные спектакли, в которых активно участвовал и гимназист Антоша./Фото автора

В гостиной дома купца Моисеева семейство Чеховых проводило концерты и импровизированные спектакли, в которых активно участвовал и гимназист Антоша./Фото автора

Домик-крошечка и розовый куст

Любители литературного туризма, оказавшись в Таганроге, в первую очередь отправляются в музей «Домик Чехова», где в январе 1860‑го родился писатель. Открыт этот мемориальный домик-крошечка был в 1926 году и считается старейшим среди чеховских музеев России. Во дворике установлен памятник писателю, вокруг растут розы сорта «Антон Чехов», специально выведенные французскими селекционерами. Есть там и розовый куст старинного сорта «Поль Нейрон», который очень нравился Антону Павловичу.

В самом домике — три комнаты и кухня. А площадь самой большой «залы» — она служила и столовой, и гостиной, и рабочим кабинетом — всего девять с половиной квад­ратных метров.

Когда Антону было чуть более года, его семья переехала в съемный двухэтажный дом, принадлежавший купцу Моисееву. Сейчас там находится музей «Лавка Чеховых». Пройти мимо нее невозможно. Во-первых, напротив входа «беседуют» Михаил и Порфирий с суп­ругой и сыном Нафанаилом — это скульптурная иллюстрация рассказа «Толстый и тонкий». А во‑вторых, фронтон дома, как и раньше, украшает большая черная вывеска с золотой надписью «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары». За тяжелыми дверьми бакалейная лавка конца XIX века, которая исполняла в том числе функции питейного клуба для праздных завсегдатаев.

Антону часто приходилось «дежурить» в лавке отца. Он должен был знать, где, на какой полке и в каком ящике хранится такой‑то товар и моментально отпускать его покупателю. Ассортимент лавки при этом был более чем внушительным — на торговых стеллажах рядом с дорогим прованским маслом и духами «Эсс-Букет» находились керосин, аравийский кофе и сальные свечи. А конфеты помещались по соседству с селедками, проволочными мышеловками и сигарами «Лео Виссора в Риге». Здесь же продавались лекарственные травы и снадобья «от всех болезней» собственного приготовления владельца лавки. И когда Антон Павлович, получив медицинское образование, попытался восстановить их рецептуру, то пришел в ужас от того, чем его отец лечил таганрожцев, и не мог понять, как от некоторых лекарств пациенты оставались живы — возможно, их действие нейтрализовало спиртное, которое предлагалось тут же «в розлив».

Карцер_Чер.jpg
Чехов учился неважно, поэтому зачастую оказывался затворником в этом гимназическом карцере. / Фото автора

Одно только лекарство под кодовым названием «гнездо» чего стоит. В состав этого средства входило множество каких‑то трав, порошков и минералов, а также нефть, металлическая ртуть, азотная кислота, стрихнин, сулема и т. д. Все это настаивалось на водке, после чего принималось внутрь столовыми ложками. Не менее популярен был «всеисцеляющий пластырь», продававшийся в круглых картонных коробочках. Одну такую коробку взял полицейский чиновник для ­своей собаки. Но денег не заплатил, а Павел Егорович, отец Чехова, напомнить ему о долге не решался. Однажды при встрече на базаре он заискивающим тоном спросил:

Как собачка ваша? Поправилась от пластыря?

Издохла, — ответил угрюмо полицейский. — У нее в животе завелись черви…

Лавка открывалась и летом, и зимой в пять часов утра, запиралась не ранее одиннадцати часов вечера. А если завсегдатаи засиживались в приятной беседе, то работала и «до последнего посетителя». Чтобы товар не портился, лавку, которая имела глубокий погреб, не топили: зимой в ней была такая же температура, как на улице. Даже чернила замерзали. Так что вынужденный лавочник Антоша не имел возможности выполнять домашние задания, из‑за чего в третьем и пятом классах оставался на второй год…

Свидание на кладбище

Мужская классическая гимназия, где с 1868-го по 1879 год учился Антон Чехов, находится в двух шагах от лавки. Сегодня это еще один Литературный музей А. П. Чехова, рядом с которым установлена скульптура главного героя рассказа «Человек в футляре» Беликова, чьим прототипом был инспектор таганрогской гимназии Александр Дьяконов. Внутри все торжественно… Просторный холл. Помпезный актовый зал. Парадная лестница, под ней небольшое помещение с круглым окошком в двери. Это карцер, куда сажали гимназистов, которые прогуляли урок или оделись не по форме. А еще за драку, курение и поход в театр без письменного разрешения учителя.

Антон Чехов впервые попал в театр в 13 лет. Смотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». А первой пьесой Чехова, поставленной на сцене таганрогского театра в 1896 году, была «Чайка». И еще при жизни писателя на сцене этого театра были поставлены все его пьесы. В 1944 году театру было присвоено имя Чехова. Но театральная галерка до сих пор помнит место гимназиста Антона Чехова — в ложе есть стул под номером 12. Считается, что, если посидеть на нем и загадать желание, связанное с творчеством, оно непременно исполнится.

На этих зданиях путешествие по чеховскому Таганрогу не заканчивается. Вот, к примеру, дом уже упомянутого инспектора гимназии Александра Дьяконова. А вот особняк земского врача Павла Шедеви, с которого Чехов написал героя рассказа «Ионыч» — Дмитрия Ионовича Старцева. А еще город украшен жанровыми скульптурами. Чего только стоит бронзовая композиция «Египетская пирамида», созданная по мотивам рассказа Чехова «Каштанка». На гранитном постаменте стоит свинья Хавронья Ивановна. На ее спине — гусь Иван Иванович. На нем вытянулся на задних лапах кот Федор Тимофеевич. А рядом с «пирамидой» — легендарная собачка Каштанка.

Богудония_Чер.jpg
Колоритный рыбацкий поселок в юго-западной части Таганрога привлекает туристов, но не гарантирует им безопасность. / Фото автора

Гуляя по Таганрогу, есть смысл зайти и на старое городское кладбище, которое уже во время детства Чехова было настоящим музеем скульптур под открытым небом. Таганрогские богатеи не жалели денег на склепы, часовни и надгробья, заказывая их у известных мастеров. Один из памятников попал на страницы рассказа «Ионыч», исполняя роль усыпальницы итальянской оперной певицы Диметти, возле которой Катенька назначает доктору Старцеву свидание. Этот склеп в 1872 году был поставлен на могиле помощника директора Общественного банка и члена редакции при градоначальстве Филиппа Котопули. Над башенкой склепа возвышается ангел скорби. Памятник был изготовлен в Италии и по морю частями доставлен в Таганрог. К настоящему времени крест у ангела местами разрушен, облицовочный белый мрамор тоже не сохранился.

Охота на тарантулов и рыбалка

На кладбище и в степи, которая начиналась сразу за городом, гимназист Антон с товарищами ловил тарантулов, для чего использовалась специальная удочка с шариком из пчелиного воска вместо крючка на нитке. Поймать большое количество тарантулов считалось геройством, потому что они кусали домашних животных, которые паслись в степи.

А еще таганрогские дети того времени ловили птиц и продавали их на местном базаре по две-три копейки за штуку или обменивал на другой товар. Вырученные деньги тратились, в том числе, на покупку книг и билеты в театр, а также крючки для рыбалки. На том же базаре мальчики продавали и рыбу, выловленную в Таганрогской гавани. Антон, например, придумал специальный поплавок в виде человечка, у которого руки поднимались и опускались во время поклевки… Отправляясь на рыбалку, дети брали с собой сковородку и керосинку: ловили бычков и тут же жарили их на берегу залива. А в промежутках между ловлей купались. Однажды Антон прыгнул с берега в воду и рассек себе лоб об острый камень. Шрам на левой стороне лба остался у него на всю жизнь и даже был внесен в качестве приметы в паспорт.

Что испытывал Чехов, гуляя по побережью Азовского моря? Для этого можно спуститься в Богудонию — один из колоритных районов Таганрога с лабиринтами из узеньких улочек и подземелий для хранения рыбы. В XIX веке здесь было царство рыбаков, лодочников и контрабандистов. А название Богудония произошло от имени отставного поручика Боудона (Богудона), который в былые времена открыл на этом месте завод по переработке рыбы. Боудон был необычным человеком, склонным к мистике. Жил в затворничестве с двумя слугами. Согласно местному преданию, еще при жизни он заказал надгробную плиту с готовой датой своей смерти и приготовил для себя и слуг три гроба, которые хранил в пристройке к церкви.

Каштанка_Чер.jpg
«Египетская пирамида» по мотивам рассказа «Каштанка» появилась в Таганроге в 2008‑м: в народе возникла традиция натирать до блеска пятачок свиньи и бросать ей в пасть монетки. / Фото автора

Сегодня Богудония по‑прежнему и опасна, и интересна. Она словно магнит притягивает фотохудожников и кинематографистов, поэтов и любителей экстрима. А местные экскурсоводы водят сюда экскурсии, предупреждая туристов, что они рискуют поломать ноги или завязнуть в помойке…

Пироги с крыжовенным вареньем

Закрепить впечатления от путешествия по литературному Таганрогу стоит дегустацией местных блюд. Семейство Чеховых питалось скромно: мясо и птица у них в меню появлялись редко. Зато всякой рыбы ели вдоволь, а любимым блюдом были караси в сметане, о которых писатель упоминал во многих своих произведениях. Например, в рассказе «Сирена» — его называют «поваренной книгой Чехова».

На столе у будущего писателя час­тенько был и таганрогский салат. Картофель, соленые огурцы, маслины и зеленый лук, залитые оливковым маслом. Но больше всего Чехов любил пироги с разными начинками. Особенно с курагой, вишневым и крыжовенным вареньем. В наше время в Таганроге в день рождения писателя устраивают литературные гостиные и вечера, гостей на них угощают любимыми блюдами Чехова. А в таганрогском театре есть традиция готовить к дню рождения Антона Павловича пирог с курагой. И раздавать его после спектакля в фойе всем желающим…


#Таганрог #музей #Чехов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7288) от 01.11.2022 под заголовком «На свидание с Чеховым».


Комментарии