Снова цветут яблоневые сады. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко - о том, как сегодня живет регион
1 августа Ленинградская область отмечает свой день рождения. Она была образована 92 года назад, а в последние годы входит в десятку самых активно развивающихся регионов России, в том числе по жилищному строительству, промышленному производству. Впрочем, наш разговор с губернатором Ленинградской области Александром ДРОЗДЕНКО начался с вопросов сельского хозяйства.
Фото: lenobl.ru
- Александр Юрьевич, сельское хозяйство в валовом региональном продукте (ВРП) области составляет лишь 8 - 9%. Но все-таки значение этой отрасли трудно переоценить. И трудно не заметить, что она динамично меняется...
- Сегодня мы применяем в сельском хозяйстве много ноу-хау, являемся лидерами по целому ряду отраслей. Например, поставляем на всю страну племенное стадо. А по производству яйца мы не просто российские лидеры - Ленинградская область экспортирует продукцию в страны ближнего зарубежья и даже в Саудовскую Аравию. Примерно миллион штук в день у нас уходит на экспорт.
Также мы лидеры в Российской Федерации по молочной продуктивности (восемь с лишним тысяч килограммов молока на корову в год). Есть хозяйства, где и по 13 тысяч доят. Впрочем, сейчас, скорее всего, мы больше не будем наращивать продуктивность по молоку. Дело в том, что при таких больших объемах молока корове постоянно нужны сочные корма. В результате молоко теряет в жире и белках. А чтобы изготовить, например, твердые сорта сыра, которые сейчас востребованы на рынке, нужны определенного качества белок и плотность молока.
Сейчас мы очень активно развиваем селекцию. Строим селекционно-генетический центр в Буграх, который будет заниматься совершенствованием молочного стада. Кроме того, создаем серьезный селекционный центр при птицефабрике «Роскар» для улучшения имеющихся и выведения новых пород птицы.
Есть ли еще куда расти? По мясу птицы и яйцу мы закрываем потребности Петербурга и Ленобласти, а вот по говядине обеспечиваем рынок северной столицы только на 48%, по свинине еще меньше. Поэтому сегодня начинаем наращивать объемы производства мяса. Но нужны корма, поэтому делаем акцент на производство собственного зерна для выпуска комбикорма - так называемое тритикале, это гибрид ржи и пшеницы, который дает очень хороший урожай.
- На прилавках наших магазинов обилие овощей закрытого грунта, выращенных в Ленинградской области...
- Овощи закрытого грунта - очень серьезное новое направление, они пользуются спросом не только зимой, но и летом, поскольку потребители уже поняли, что овощи непосредственно с грядки гораздо лучше тех, что везли за сотни километров в холодильных камерах, и отдают предпочтение именно нашей продукции.
Появляются и другие направления. Мы уже занимаем третье место в России по производству форели. Яблоневые и фруктовые сады одно время были заброшены, но сейчас у нас появились 400 гектаров яблонь в Лужском районе. Фермеры начали делать собственный сидр, яблочное повидло, джем... Ягоды в небольших теплицах по финской технологии - это тоже выгодно.
Все знают, что такое крафтовое пиво. А у нас уже появилась крафтовая молочная продукция. Ее начали производить небольшие заводы, которые очень популярны. Те же кефиры, йогурты, которые они производят по своим рецептам, - очень высокого качества, без консервантов.
Набирает силу и экологическая продукция - под «зеленым флагом». В основном ее производят в дальних районах области.
Стали расти и посевные площади: мы сейчас в среднем в год прирастаем на две с половиной тысячи гектаров. Это в среднем как еще один совхоз в год. Если фермер занимается выращиванием зерна, картофеля, овощей - как раньше говорили, пропашных культур, - регион обеспечивает серьезную государственную поддержку.
Более того: в последние два года мы впервые столкнулись с тем, что спрос на землю превышает предложение. Хотя в регионе 200 тысяч гектаров условно пустующих земель - на паях. И сейчас мы вынуждены тратить бюджетные деньги, эти паи выкупать либо признавать выморочным имуществом, судиться и потом передавать под сельхозпроизводство. Лучше всего эта работа поставлена в Луге: за последние три года они вовлекли в оборот 4 тысячи гектаров земли, прежде считавшейся брошенной.
- А как обстоят дела с картофелем, выдерживает ли область конкуренцию с белорусскими, турецкими, египетскими производителями?
- Мы постепенно наращиваем посевные площади под картофель. Самые ранние урожаи продаем в 33 региона Российской Федерации на семена. И, самое главное, директора хозяйств прислушались ко мне и начали строить хранилища. В чем была всегда проблема: картофель продавали массово осенью, когда на него самая низкая цена. А самая высокая - спустя три месяца, когда урожай съеден. И тогда в магазинах появляется дорогой египетский и турецкий картофель. Имея собственные хранилища, можно и в зимнее время отпускать наш картофель и зарабатывать гораздо больше, чем осенью.
- Какие отрасли сегодня наиболее важны для экономики региона?
- Сейчас ВРП во многом формируют транспорт и логистика - портовая, железнодорожная, автомобильная, морская и речная. Они достигают уже 26% от ВРП. Очень важно для нас машиностроение в широком смысле слова. Успешно развиваются химическое производство, нефтехимия. У нас два завода по переработке нефти - в Высоцке и Киришах. Пять заводов по производству минеральных удобрений. Нефтехимическое, газовое производство в Усть-Луге и Приморске. Наблюдаем активный рост производства товаров народного потребления - у нас огромные объемы выпуска лакокрасочной, косметической продукции, упаковки.
Растет и деревообрабатывающий комплекс, причем именно за счет глубокой переработки леса, а не вырубки, объемы которой сокращаются. Сегодня мы перерабатываем больше 75% спиленного леса, и наша задача дойти до 100%.
А вот вклад сельского хозяйства в ВРП снижается. Но не потому, что его объемы становятся меньше, просто структура регионального продукта меняется.
Ленинградская область сегодня в целом имеет, пожалуй, самые высокие темпы роста экономики в России. По темпам роста инвестиций, по росту экономики мы сопоставимы с успешными азиатскими странами - Сингапуром, Южной Кореей, Китаем.
- Давайте теперь перейдем к культуре. В свое время Дмитрий Сергеевич Лихачев предлагал создать в Гатчинском районе Ленинградской области Пушкинский заповедник. Идея время от времени обсуждается, но так и не реализуется...
- Идея великолепная, но каждой идее нужно свое время. Раньше была задача, чтобы музеи выжили и могли развиваться. Сейчас, наверное, пришло время для реализации масштабных проектов в сфере культуры. Академик Лихачев был прав: в Суйде и вокруг нее пушкинского больше, чем в Михайловском. Тот же дом няни в Кобрине, почтовая станция в Выре, могила Ганнибала...
Мы готовим серьезную программу по пушкинским местам Ленинградской области: этим будут заниматься комитеты по культуре и туризму. Хотим создать сеть маршрутов - сначала малую, по тем музеям, которые мы сегодня имеем и реставрируем. Дальше она будет расширяться.
Масштабные проекты в сфере культуры реализуем уже сейчас. Идет огромная программа по реставрации старого Выборга. Недавно было принято решение: 500 миллионов рублей мы выделяем на поэтапное возрождение Новой Ладоги - на пять лет, с 2020-го по 2025-й. Точно так же, как в свое время выделяли по 100 миллионов в год на ремонтно-реставрационные работы в Старой Ладоге (там осталось только запустить очистные сооружения, после чего комплексная программа будет завершена).
Работы в Новой Ладоге много, поскольку еще с советского времени город оставался в запущенном состоянии, без слез невозможно было смотреть. Что сделано в Новой Ладоге по-крупному за последнее время? Восстановлено здание офицерского собрания (в нем разместится музейная экспозиция), восстановлено два исторических здания, в одном из которых мы разместим музыкально-художественную школу. Выполнен проект создания набережной, который мы уже в следующем году начнем реализовывать.
В этом году, кстати, мы впервые провели в Новой Ладоге трехдневный фестиваль корюшки. Устроили его специально, чтобы в перспективе подтягивать под него туристический поток...
Часть выделяемых средств пойдет на восстановление церквей в Новой Ладоге. Мы хотим восстановить здание бывшей гимназии, которое пострадало от пожара, уже много лет стоит без крыши, - в нем разместится учреждение дополнительного образования...
- Гатчина станет столицей Ленинградской области?
- Приемная в Гатчине у меня уже действует, там проводятся выездные заседания областного правительства. Лично я от идеи не отказался: я хочу, чтобы Гатчина стала столицей Ленинградской области. Основная задача - идти маленькими шагами и не в ущерб бюджету.
Есть здание Красных казарм, в которых можно было бы после реставрации разместить три-четыре комитета правительства Ленобласти. В первую очередь по туризму, культуре, молодежной политике, Музейное агентство. Беда в том, что военные нам не торопятся эти здания передавать...
Отмечу, что сегодня активно занимаемся благоустройством Гатчины, там еще есть над чем работать. Получили наконец от Российской Федерации Приоратский парк и разрабатываем концепцию его развития. В нем будут сочетаться историческая, природная, часть и современность. А еще Гатчина наряду с Сосновым Бором включена в проект «Умные города России».
- Недалеко от Гатчины - поселок Сиверский. Как развивается история с реанимацией расположенного там аэродрома?
- Реально, думаю, аэропорт может заработать через два года. Надо привести в порядок взлетно-посадочную полосу, оградить ее периметр, нарастить систему навигации для современных объемов. И дальше потихоньку инвестировать в развитие аэропорта, в том числе ремонтировать ведущие к нему автомобильные дороги.
- Близ границ Петербурга активно растут Мурино, Кудрово, Бугры, ставшие фактически новыми городами... В этих зонах массовой застройки сегодня проблемы с дорогами, инфраструктурой. Как они решаются?
- Ситуация кардинально начала меняться с 2016 года, когда полномочия по развитию инфраструктуры перешли от муниципалитетов к нам. Мы вместе с этим приняли и кучу проблем. Но цифры впечатляют. Судите сами: с 2012 года в области построено 146 социальных объектов на общую сумму 28,5 миллиарда рублей, из них 18 миллиардов рублей вложено в зону новостроек. Если бы еще лет десять назад меня спросили, готова ли Ленинградская область такие показатели осилить, я бы сказал - наверное, это нереально. А сейчас мы это делаем.
Мы в среднем инвестируем в зону новостроек в год не менее 2 - 3 миллиардов рублей именно под социальные объекты. Другое дело, что у людей сразу же растут потребности: как только они видят, что один вопрос решается, неминуемо возникает следующий. Местные жители сетовали на то, что в новостройках Янина и Кудрова нет пожарных частей. Теперь они есть. Одну, в Янине, мы уже ввели в эксплуатацию, в августе появится своя и в Кудрове. Мы закончили проектирование поликлиники в Кудрове, в октябре начнем ее строить. Кудрово чуть опережает Мурино по некоторым объектам, потому что оно и строиться начало раньше, и проблем там было чуть больше, чем в Мурине. Но поликлиника проектируется сегодня и в Мурине, а в Ново-Девяткине уже построена. И в том же Ново-Девяткине уже начали возводить новый большой дом культуры, в который будет вложено полмиллиарда рублей...
Транспортные развязки стали строить, договорились с городом по метро в Кудрове. Кроме того, мы продвигаем абсолютно не фантастичный проект канатной дороги из центра Кудрова до станции метро «Улица Дыбенко». Вагончики на сорок пассажиров, стоимость проезда такая же, как в трамвае или троллейбусе. Во многих странах подобный вид транспорта практикуется, очень современный и очень удобный.
- Еще о дорогах. Много говорилось о так называемой второй КАД. Как развивается эта идея сегодня?
- Мы прекрасно понимаем, что строительство второй КАД - это федеральный проект. Ни область, ни город его не потянут. Я рад, что победила здравая идея, которую я и предлагал: не надо строить новое кольцо между А120, бывшей бетонкой и сегодняшней КАД. Надо развивать саму А120.
Почему по ней одно время не ездили? Потому что это была убитая напрочь дорога. Сейчас я, выезжая в тот или иной район Ленинградской области, зачастую использую А120, поскольку она находится в хорошем состоянии. Но пока мы видим, что нагрузка на нее соответствует имеющемуся размеру дороги. Начнет возрастать - можно будет предпринимать шаги по ее расширению. По такому же принципу сегодня реконструируют «Скандинавию».
Другое дело: что нам нужно договориться с федеральной властью о поддержке реконструкции основных радиальных дорог между КАД и А120, чтобы их привести в порядок. На Ропшинское шоссе, к примеру, сегодня нагрузка просто сумасшедшая. Почему? Потому что это транзитная дорога, по нему идет в том числе и международное сообщение.
Все-таки нельзя на субъект Федерации вешать содержание федеральных дорог. Областной дорожный фонд не так велик, как федеральный. Когда представители соседних регионов спрашивают у меня, какой у нас дорожный фонд, отвечаю: все вместе - 12 миллиардов. «Какие огромные деньги!» - слышу в ответ. «Да, но только у меня региональных дорог больше 10 тысяч километров», - уточняю я. «А-а-а», - понимающе кивают.
Действительно, у других субъектов Федерации такого огромного километража дорог просто нет. И при этом примерно четверть региональных дорог у нас используется как транзитные между федеральными трассами.
Уверен, что необходимо часть региональных дорог передать на содержание федерального бюджета. То же Ропшинское шоссе. Трассу от Выборга до Светогорска мы уже передали на федеральный уровень. До этого, можете себе представить, эта дорога до границы с Финляндией была муниципальной, потом стала региональной.
То же самое с дорогой А120, которая до недавнего времени была региональной. Сегодня мы ее поэтапно передаем в федеральное ведение, и ее приводят в порядок. А часть муниципальных дорог мы переводим в региональные. Это нормальный, живой процесс.
- Сотрудничество области с РЖД: как обстоят дела, какие плоды оно приносит?
- Мы прошли непростой путь отношений с ОАО «РЖД», особенно в начале моего первого губернаторского срока. Тогда отношения, по сути, не были выстроены, не получалось сотрудничества по развитию пассажирского сообщения и решению социальных вопросов области. Не строились пешеходные переходы, не были урегулированы тарифные вопросы и вопросы льготников, внедрения современных поездов.
Сегодня отношения принципиально иные. РЖД даже ставит Ленинградскую область в пример: мол, это тот регион, где сегодня нет споров по работе пригородного сообщения и где оно не убыточно.
Мы утвердили справедливый тариф для пригородных перевозок. За последние несколько лет четыре автомобильных перехода построили мы, три построила РЖД. Не так много, но и не мало. Плюс построено несколько пешеходных переходов.
Внедряем «Ласточки». Они оказались настолько окупаемым проектом, что их объем по региону только наращивается. Сегодня они ходят в Выборг, Волховстрой, Любань, Лугу, Мельничный Ручей, Тосно. От этого выигрывают все: и РЖД, и Ленинградская область. Час - и ты в Выборге. Потоки туристов сразу же стали намного больше.
Мы готовим запустить пассажирское железнодорожное сообщение между Петербургом и Сертоловом. Учитывая, какие пробки на Выборгском шоссе, электрички станут хорошей альтернативой для тех жителей Сертолова, кто работает в Питере.
Предполагается также строительство новой платформы в районе Мурино - это направление на Ладожский вокзал. Мы убедили РЖД, что линия будет востребована, причем она будет работать не только на транзит, но появится и две-три пары поездов, которые будут рано утром и вечером курсировать между Мурином и Ладожским вокзалом.
- Самое слабое движение электричек сегодня - в направлении Ивангорода, поезд идет раз в сутки. При этом вопрос развития Ивангорода в последнее время звучит постоянно. Как вдохнуть новую жизнь в этот город, сделать его процветающим?
- Основной вопрос развития Ивангорода - сделать пограничный режим таким, чтобы любой гражданин Российской Федерации по паспорту мог попасть в этот город. Сейчас туда можно попасть либо транзитом, имея на руках шенгенскую визу, либо по прописке Ивангорода, либо имея на руках билет в ивангородские музеи.
31 августа мы проводим выездное совещание в Ивангороде, будут и пограничная служба, и таможенники, и Ростуризм. Первая задача - добиться решения о строительстве в Ивангороде такого же накопительного пункта для автомобилей, как в Нарве, чтобы машины не стояли вдоль дорог. Вторая - упростить россиянам прибытие в Ивангород. Как одно из решений - построить в Кингисеппе информационно-туристический центр, где человек сможет покупать билеты в ивангородские музеи. Чтобы затем пограничники могли пускать в погранзону по этим билетам.
Если упростить въезд в Ивангород, то и РЖД, поверьте, быстро реализует свой проект комплексной реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород. Там грузовой трафик огромный: электрички не могут разогнаться, поскольку зажаты с двух сторон грузовыми поездами. Поэтому для реконструкции участка нужна не только его электрификация, но и создание точек обгона товарняков.
- Как известно, летом население области увеличивается на несколько сотен тысяч за счет петербургских садоводов. Издан новый федеральный закон о садоводствах. Как вы считаете, повлияет ли он на жизнь, на экономику Ленинградской области?
- Для нас по-крупному ничего не меняется. В статусе садоводства или огородничества основные инфраструктурные проблемы они решают самостоятельно, даже обеспечение пожарной безопасности. Наша ответственность - обеспечить в радиусе 15 минут наличие пожарной части, докупить две или три машины. Другая нагрузка - это «скорые помощи», но мы этот вопрос сейчас вместе с городом решаем.
Даже если жители начнут массово прописываться в садоводствах, это тоже мало что изменит для нас. Да, будем обеспечивать бесперебойное движение туда общественного транспорта, чтобы людей можно было вывозить в ближайший поселок, где есть цивилизация. И, возможно, по согласованию, проводить там выездное медицинское обслуживание. Но мы уже сейчас покупаем 48 передвижных амбулаторий - это тоже наше областное ноу-хау, - и они будут на месте оказывать определенные лечебные услуги...
- В области предстоят муниципальные выборы. Удовлетворены ли вы работой этого уровня власти, сотрудничеством с муниципалами?
- С одной стороны, независимость органов местного самоуправления - благо. Мы даже пошли на то, чтобы совместить в небольших муниципалитетах должности главы МО и местной администрации, дабы уйти от принципа назначаемости глав администраций. Но, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что сегодня у нас не хватает исполнительных рычагов, чтобы доводить решения до земли. В Ленинградской области 220 муниципальных образований - трудно найти такое же количество эффективных менеджеров.
Поэтому я остаюсь приверженцем изменения теории местного самоуправления. На мой взгляд, реформу нужно завершить следующим образом: районы должны входить в управленческую структуру государства, а дальше уже все, что касается муниципалитетов, - это самостийность. Возьмите за пример муниципальные власти Петербурга и Москвы - там реализована именно эта модель. В этом случае управляемость намного выше.
Сегодня большинство полномочий, пограничных между государственными и муниципальными, принадлежит районной власти. И все равно все больше полномочий уходит в область. Социальная защита, образование, здравоохранение, безопасность, молодежная политика, межнациональные, межконфессиональные отношения. Так эффективнее. В то же время областной аппарат чиновников с таким объемом работ не справляется, и мы вынуждены до 40% своих полномочий передавать по договорам районам. Но назначать мы их не можем, наказать или премировать - тоже...
- Разговоры про объединение города и области стихли?
- Они идут регулярно. Сколько себя помню, всегда число сторонников и противников было примерно поровну. Чьи аргументы лучше - даже не знаю. Но риски есть, и серьезные. Например, простейшая ситуация. Единый регион, дырки в асфальте на Невском проспекте и в Подпорожье. На латание какой деньги будут выделены в первую очередь? И где будем в первую очередь ремонтировать церковь: в Петродворце или где-нибудь в деревне в Бокситогорском районе? Что будет приоритетнее: строить метро в Питере или новый мост в Киришах?
Самое простое - выбрать единого губернатора, а дальше что? Так что к вопросу возможного объединения города и области надо подходить очень тщательно, обдумав все риски.
- Последний вопрос - о численности населения Ленинградской области.
- В этом году будет 1 миллион 960 тысяч жителей, в будущем ожидаем 2 миллиона. Население растет, но неравномерно, в первую очередь за счет приезжих и точек интенсивного экономического роста - Усть-Луга, Высоцк, Приморск, таких городов, как Гатчина и Тосно. А в Сланцах, Бокситогорске, Лодейном Поле и Подпорожье население сокращается.
А для нас очень важен баланс в развитии территорий. Не случайно мы объявили программу, по которой даем гектар земли в отдаленных районах. Чтобы туда пустить, образно говоря, «свежую кровь» - инициативных людей, которые будут заводить большие семьи, строиться, работать на земле.
Задача - создать условия, чтобы остановить отток населения там, где он происходит. И в то же время несколько сократить объемы ввода жилья в пригородных зонах, чтобы здесь количество населения не росло чрезмерно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (6493) от 01.08.2019 под заголовком «Снова цветут яблоневые сады».
Комментарии