Смотр сил республиканцев. Что показал крупнейший форум партии в США?
Нынешний март можно с полным основанием назвать месяцем различных массовых политических мероприятий в двух ведущих странах мира — США и Китае. Сейчас в Пекине идет сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), а начался месяц конференцией политических действий консерваторов (СРАС) в пригороде Вашингтона, на которой республиканцы провели смотр своих сил. Собрание ВСНП еще продолжается, а недельная конференция уже закончилась, и ее итоги вовсю анализируют политики и эксперты.
ФОТО pixabay
СРАС — это ежегодное мероприятие, в котором задействованы делегаты со всей страны. Оно, по существу, не только представляет собой смотр сил консервативного крыла республиканцев, но и является уже почти пять десятков лет местом, куда съезжаются политики-традиционалисты со всего мира. На эту часть консерваторов в значительной мере ориентировался Трамп еще в период своей борьбы за Белый дом. Теперь на ту же электоральную нишу нацелились сразу несколько политиков, полагающих, что они могут победить в партийных праймериз.
На этот раз мероприятие, правда, оказалось не столь многолюдным, как в прежние годы, а целый ряд видных политиков, включая второго по популярности республиканца, губернатора Флориды Рона Десантиса, на конференцию не приехали. Тем не менее известные личности среди делегатов все‑таки были. Среди них — один из лидеров правой республиканской группы «Кокус свободы» Джим Джордан, влиятельный сенатор Тед Круз, Рик Скотт, безуспешно пытавшийся подвинуть лидера консерваторов в сенате Митча Макконнелла, и одиозная конгрессвумен Марджори Тейлор Грин. На полях конференции был замечен и экс-госсекретарь Майк Помпео, который, как ожидается, тоже объявит о выдвижении на пост президента, а также уже заявившая о своих амбициях в отношении Белого дома экс-постпред при ООН Никки Хейли. С речью в качестве гостя из‑за рубежа на сцене появился экс-президент Бразилии Жаир Болсонару, который в конце прошлого года после проигрыша на выборах уехал в США.
Впрочем, сам факт отсутствия видных республиканцев и неучастия их в работе конференции многие специалисты объясняли тем, что ее организаторы рассчитывали превратить CPAC в бенефис Трампа. По общему мнению прессы и экспертов, это сделать удалось. Вялая атмосфера, царившая в зале все предыдущие дни, мгновенно преобразилась, когда на трибуну вышел экс-президент. Все стало похоже даже не на митинг, а на хорошо срежиссированное шоу. Толпа в невероятном экстазе скандировала: «Трамп!» и «США!».
В ходе почти двухчасовой речи Трамп тезисно обрисовал основные подходы в жизни страны и мира, которые он готов изменить, если займет пост главы государства. По его словам, республиканцам необходимо «изменить свое мнение» о досрочном голосовании и голосовании по почте. Трамп добавил, что его соратники по партии должны попытаться «обыграть демократов в их же игре»: «Это означает заваливание левых голосованием по почте, досрочным голосованием и голосованием в день выборов», — сказал он. Экс-президент ясно дал понять, что будет направлять Республиканскую партию к более изоляционистской позиции. «Мы никогда не вернемся к партии, которая хочет давать неограниченные деньги на ведение бесконечных зарубежных войн, но требует, чтобы мы урезали пособия для ветеранов и пенсионные пособия», — заявил Трамп. Он утверждал, что Байден ведет нацию в «небытие», и другие республиканцы не смогут скорректировать этот курс: «Я единственный кандидат, который может дать это обещание: я смогу предотвратить третью мировую войну».
В этой части своей программной речи главным словом Трампа было «изгоним». Он вознамерился изгнать из страны «разжигателей конфликтов, глобалистов, коммунистов», планирует «сбросить политический класс, ненавидящий страну». Главными задачами экс-президент назвал «победу над демократами, разгром фейковых СМИ, разоблачение фальшивых республиканцев». «Мы выселим Джо Байдена из Белого дома. И мы освободим Америку от этих негодяев раз и навсегда», — пообещал Трамп. Однако самые бурные аплодисменты вызвали те слова его речи, которые были направлены против трансгендеров. Он пообещал принять закон, «запрещающий нанесение увечий детям во всех 50 штатах» и не допускающий «мужчин к женскому спорту». А вообще‑то как страна Америка «будет потеряна навсегда», если не выберет его в 2024 году, полагает экс-президент. Так что кампания Трампа, судя по всему, пройдет под лозунгом «последней битвы добра со злом», а он сам будет позиционировать себя как кандидат мира, а не войны.
С этим выводом согласен главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. «В какой степени это может сыграть ему на пользу, сказать сложно. Но нужно сказать, что внешнеполитическая демонизация Трампа, которой занимались его оппоненты, строилась на том, что он якобы непредсказуемый политик. Доверишь такому ядерный чемоданчик — а он где‑нибудь ядерную войну устроит. Теперь Трамп демонстрирует, что непредсказуемый политик не он. А сам экс-президент за четыре года правления имеет список если не урегулированных конфликтов, то тех конфликтов, которые он не развязал. Вспомним его взаимоотношения с Китаем, КНДР, да и с Россией», — говорит эксперт.
Вместе с тем Васильев отмечает, что CPAC показала определенную перемену в стиле фактически уже начавшейся избирательной кампании Трампа. «Она становится более традиционной для Америки, если хотите, более человечной», — считает он. Аналитик напоминает о поведении Трампа после крушения поезда с химикатами в Огайо, которое произошло 3 февраля. «Никто из ведущих политиков, кроме Трампа, на место трагедии не приехал. И он там говорил не как барин, который собирается использовать происшедшее для обвинений, а как тот, кто приехал выразить сочувствие, оказать помощь. Думаю, этот визит — решающая причина, почему его поддержали так много кандидатов CPAC», — уверен Васильев.
Весьма примечательно, что по итогам опроса среди присутствовавших на СРАС 2 тысяч активистов партии Дональд Трамп лидировал по популярности с огромным отрывом от своего ближайшего потенциального конкурента Рона Десантиса. Трампу выразили поддержку 62 %, а губернатору Флориды только 20 %. Однако недавний общенациональный опрос Quinnipiac показал, что Десантис уступает 45‑му президенту США лишь 6 %. За губернатора Флориды готовы проголосовать 36 % избирателей, за Трампа — 42 %. Скорее всего, между этими двумя политиками и развернется борьба за выдвижение от Республиканской партии, и ее итоги пока, несмотря на триумф Трампа на конференции, неочевидны.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7371) от 10.03.2023 под заголовком «Смотр сил республиканцев ».
Комментарии