«Слоеный пирог» истории Крыма. Что археологи находят на полуострове?

Археология в Крыму переживает взлет, для которого в печати не жалеют эпитетов - «бум», «золотой век», «ренессанс». Памятники полуострова на постоянной основе исследуют специалисты Института археологии РАН, петербургского Института истории материальной культуры, МГУ, Эрмитажа, других научных организаций. Масштаб археологических работ последних лет вырос в связи с хозяйственным освоением полуострова. Там реализуются газовые, энергетические, транспортные инфраструктурные проекты, которым предшествуют обязательные археологические исследования. С 1989 года одной из экспедиций, ведущих раскопки в Крыму, руководит Светлана АДАКСИНА - хранитель музейной коллекции, заместитель генерального директора Эрмитажа, специалист в области средневековой археологии. Она рассказала читателям «Санкт-Петербургских ведомостей» о находках и открытиях минувшего археологического сезона и проблемах сохранения памятников Крыма.

«Слоеный пирог» истории Крыма. Что археологи находят на полуострове? | Археологические исследования крепости Чембало в Балаклаве ведутся уже много лет. ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Археологические исследования крепости Чембало в Балаклаве ведутся уже много лет. ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

- Светлана Борисовна, география археологических экспедиций Эрмитажа широка - Россия, Средняя Азия, Италия, Турция. И все же Крым - рекордсмен?

- Безусловно, рекордсмен: девять из тридцати экспедиций музея работают на этой территории. Крымское направление развивается в Эрмитаже исторически, почти 150 лет, начиная с Императорской археологической комиссии.

- Какие новости у Южнокрымской экспедиции, которой руководите вы?

- С 2002 года мы занимались исследованием фортификационных сооружений восточной линии обороны крепости Чембало (г. Балаклава), а также изучением городской застройки с домами, хозяйственными помещениями, храмами (которых раскопали уже четыре).

Два последних полевых сезона работали в юго-западной части крепости. Прямо над морем у входа в балаклавскую бухту - потрясающей красоты участок, где располагалась жилая застройка генуэзского времени. Генуэзцы начали заселять эту территорию во второй половине XIV века.

За годы исследований мы изучили различные строительные периоды: что, как, при каких консулах менялось, какие реконструкции стен производились, в какое время. А вот ранней, ненарушенной, городской застройки еще не встречали.

До этого видели в основном маленькие помещения, которые было просто отапливать. Теперь, по всей видимости, наткнулись на часть крепости, где располагались общественные постройки. В первый же год раскопали большое помещение, в котором были лестница, прекрасно оформленный дверной проем, камин, очаг и очень много костей животных.

- Теперь можно понять, чем питались местные жители семь веков назад?

- Они жили у моря, но, как ни странно, львиная доля пищевого рациона - крупный рогатый скот. Можно представить картину, как в кино и книгах, где изображаются средневековые феодальные замки. Люди едят огромные куски мяса, которое жарится тут же на вертеле на открытом огне.

У генуэзцев хватало и другой еды. Мелкие кости явно птичьи - курицы, утки, гуси. То, что на нашем столе до сих пор. Также ели много рыбы и моллюсков. Створки устриц, мидий выкидывали на улицу, втаптывали в землю, ими вымощена мостовая. При высыхании они блестят, переливаются цветами радуги. Улицы были покрыты коврами из створок, которые плотно вросли в землю.

- В этом сезоне у вашей экспедиции были интересные находки?

- Их было несколько. Одна вряд ли связана с помещением, которое мы раскапывали. Она более ранняя, времени, когда генуэзской крепости еще не существовало. Это бронзовая деталь от византийского кадила XI века. Современные кадила на цепочке, а тогда это была чаша с большой ручкой. Ручка ажурная, на ней медальон с почти стертой гравировкой изображения Георгия Победоносца. Не на коне и с копьем, пронзая змея, как мы привыкли видеть, а в рост с нимбом и копьем. Вокруг медальона фигурки каких-то животных, может быть, фантастических птиц.

Самая заметная находка сезона не археологическая, хотя прогремела в новостях. Внутри раскопа мы нашли неразорвавшийся 180-миллиметровый корабельный снаряд.

- Как он туда попал?

- Скорее всего, в 1944 году с какого-то большого крейсера, когда велись операции по освобождению Крыма от немцев, шли обстрелы со стороны моря.

Снаряд вошел в землю почти на полтора метра, лег под камень и не разорвался. Если бы не наши раскопки, о нем никто бы не узнал. Два года подряд мы сверху стучали лопатами, кирками. Снаряд ржавый, вызвали МЧС, полицию, службу безопасности Херсонесского заповедника. Надо сказать, мы все расчистили своими руками, как положено при археологических раскопках. Саперы на руках на мягких носилках снаряд вынесли, положили в машину на песок, увезли на полигон и там взорвали.

- Какие планы на следующий сезон?

- На террасе над генуэзским домом есть турецкая застройка более позднего времени, характерная для второй половины XV - XVI века. Турки завоевали Крым в 1475 году, многие крепости разрушили. Эта была в прекрасном состоянии, оснащена по последнему слову военной техники. Ее не брали штурмом. Тогда все было просто: кого-то подкупили, открыли ворота, вошли. Исследование застройки турецкого времени и расширение границ нынешнего раскопа - вот наши ближайшие планы.

Что будет дальше, посмотрим. Думаю, еще будут открытия. Памятник большой, интересный, можно копать и копать. Как можем, консервируем стены крепости, закладываем

проблемные участки камнями из раскопа. В любой момент реставраторы могут начать их укреплять. Наша задача - исследование.

- Памятники Крыма исследуются, специалистов волнует проблема их сохранения. Вы входите в экспертный совет проекта «Южный берег Крыма - территория всемирного наследия». Почему на полуострове особое беспокойство вызывает этот участок?

- В самом деле речь идет о кусочке земли от заказника «Мыс Айя» до Алушты протяженностью около 70 км. В общей сложности он составляет около 1% территории Крымского полуострова. Но многим Крым известен именно благодаря прелестям южного берега - Ялта, Форос, Гурзуф...

Сегодня Южный берег Крыма превращается в обычный курортный берег, где один отель переходит в другой, тянутся бесконечные пляжи... Там идет чудовищная и очень активная хаотичная коммерческая застройка. Но это место настолько насыщено историей, что его страшно утратить. Строительный процесс необходимо урегулировать.

Средоточие памятников на этой территории - потрясающий «слоеный пирог». Там есть археологические памятники начиная с дописьменной истории человечества. Палеолитическим 30 000 лет. Есть памятники, связанные с древним населением Крыма, дикими племенами, о которых писал Геродот, - таврами, давшими имя полуострову. Известны погребальные памятники - таврские каменные ящики, в которых делались захоронения. Недавно при строительстве дороги наткнулись на поселения тавров, до сих пор почти неизвестные.

Следы своего пребывания на этой земле оставили греческие колонизаторы. В VI веке византийский император Юстиниан I строил крепости на побережье. В Алуште до сих пор видны над городом великолепные башни, сохранилась и византийская крепостная стена. В конце 1980-х годов мы раскопали эту стену и казармы византийского гарнизона с потрясающим археологическим материалом, который хранится в музее Алушты.

На этой территории мы находим следы активной христианизации полуострова. Видно, как от раннего Средневековья к позднему увеличивается число небольших часовен, церквей, монастырей. На горе Аю-Даг экспедиция Эрмитажа четыре года исследовала одну из самых крупных средневековых базилик, знаменитую Партенитскую базилику, известную также под названием храм апостолов Петра и Павла. Аю-Даг иногда называют крымским Афоном по количеству сохранившихся на нем христианских памятников. Еще предстоит понять, почему в одном месте сконцентрировано столько церквей и монастырей.

После Средневековья в Крыму начинается история турецких войн, Крымской и Великой Отечественной войн.

На южном берегу сохранились прекрасные усадьбы русской аристократии, восемь дворцов династии Романовых. Знаменитые западные и российские архитекторы строили дворцы в Алупке, Ливадии, в верхней Массандре.

- С какой целью создавался проект «Южный берег Крыма - территория всемирного наследия»?

- Два года назад Фонд Д. С. Лихачева обратился к Эрмитажу с предложением принять участие в подготовке документов для включения Южного берега Крыма как единого объекта в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поскольку Эрмитаж давно и тесно связан с Крымом, мы с радостью откликнулись.

Два года подряд проект развивается благодаря поддержке Фонда президентских грантов. Создана группа, куда кроме экспертов по археологическим памятникам входят разные специалисты- архитекторы, краеведы, биологи и ботаники, виноделы, геологи, курортологи и другие. Мы долго думали, как объединить уникальную природу, историю, курортологию, которая начала там развиваться в XIX веке, культурные слои, связанные с посещениями Крыма писателями, поэтами, музыкантами...

Экспедиция экспертов побывала в Крыму прошлой весной. Каждый вечер мы собирались и друг другу что-то доказывали. Родилось название территории - «Берег - парк». Нигде в мире нет подобного, чтобы один парк, одна усадьба переходили в другой на протяжении семидесяти километров. Когда собрали все вместе, сами не поверили, какая красивая история получилась.

Уже издан первый том материалов экспертных записок.

- Насколько реально при нынешней международной ситуации включить Южный берег Крыма в Список всемирного наследия ЮНЕСКО?

- В процессе работы мы поняли, насколько это сложно. Но, как сказал Михаил Борисович Пиотровский: мы живем в своей стране, необязательно обращаться в международную организацию. Надо использовать «лекала» ЮНЕСКО по отношению к памятникам истории и культуры, собрать пакет документов для собственного государства.

Важно, чтобы все поняли: Южный берег Крыма - уникальная территория. Мы предлагаем принять закон или постановление правительства об особом статусе этой территории. Так, как когда-то был издан специальный закон об уникальности и особом статусе Байкала.

- Как историк, специалист в области средневековой археологи, сделайте прогноз, что мы можем потерять в Крыму, если ситуация не изменится?

- Если сегодня не остановить то, что происходит с Южным берегом Крыма, мы не сможем доказать миру свою историческую преемственность по отношению к этой территории. Это важно для репутации страны.

Начиная с времен Екатерины II эта территория пропитана русской кровью. Сюда вложены огромные деньги русских людей и талант мастеров.

Россия в сложившихся условиях просто обязана выступать защитницей уникальных природных и культурных ценностей Крыма, поскольку именно эти ценности свидетельствуют о ее исторических связях с этой территорией.

- На каком этапе сейчас работа над проектом?

- Этап сложный. Дмитрий Николаевич Козак - вице-премьер правительства РФ, который курирует Крым, дал распоряжение Министерству экономического развития проработать вопрос, внести предложения. Мы были на совещании. Принято решение о создании концепции развития территории Южного берега Крыма с точки зрения сохранения культурного наследия. Она должна лечь в основу закона.

Беседовала Людмила ЛЕУССКАЯ

#Крым #археология #экспедиция #находка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (6579) от 02.12.2019 под заголовком ««Слоеный пирог» истории Крыма».


Комментарии