Сладости на выезде. Россия может обогнать Швейцарию в экспорте шоколада
Наши шоколатье – кондитеры, специализирующиеся на производстве шоколада, – задумали завалить своей продукцией весь мир. Ну или полмира... Во всяком случае ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд», напоминая, что по итогам прошлого года в мировом рейтинге по экспорту шоколада и шоколадной продукции наша страна заняла 11-е место, прогнозирует: к концу нынешнего года Россия уже может обогнать одну из самых шоколадных стран мира – Швейцарию. Прогноз поддержал центр «Агроэкспорт» – структурное подразделение Минсельхоза, курирующего поставки российского продовольствия на внешние рынки.
ФОТО Pixabay
Плитка, батончик, «в розлив»
Россия отправляет свои кондитерские изделия в 94 страны мира. При этом 48% продукции ввозится на рынки Евразийского экономического союза. Остальное идет в дальнее зарубежье, в том числе на перспективные рынки стран Ближнего Востока, в дальневосточные регионы и в Евросоюз.
Справедливости ради: доля российских сладостей, попадающих на полки европейских супермаркетов, настолько мизерна, что их присутствие чаще всего остается почти незамеченным. Замечают только тогда, когда случаются неприятности. Вот, например, вафельный торт «Аленка» российского производства в прошлом году в Германии немало шума наделал.
Тамошний департамент защиты прав потребителей и безопасности продовольственных товаров признал это произведение кондитерского искусства опасным для здоровья. Педантичные немцы нашли в нем немалое количество генотоксичных канцерогенов (глицидиловых эфиров). А тортик, между прочим, поставляли не только в Германию, но и в другие страны Евросоюза, в том числе во Францию, Бельгию, Нидерланды.
Позже выяснилось, что торт не так уж и опасен. Проблема заключалась в несовпадении стандартов на содержание этих самых глицидиловых эфиров. Это во-первых. И, во-вторых, в жесткой конкуренции на немецком кондитерском рынке. Но так или иначе бедную «Аленку» из Европы изгнали.
В экспортной «валовке» шоколад популярных российских марок находится отнюдь не в первых строках. Куда более весомая доля приходится на конфеты, шоколадные плитки и батончики от крупных западных брендов, разместивших в России свои производственные мощности.
Кроме готовых шоколадных изделий Россия отправляет на экспорт шоколадную массу – «в розлив», «на развес». И уже там, за границей, местные шоколатье производят то, что требует их рынок.
По данным Федеральной таможенной службы, наибольшая доля российского шоколадного экспорта приходится на Китай. Хотя, как утверждают знатоки рынка, долгое время особенностью Поднебесной было исторически низкое потребление кондитерских изделий. Но все меняется... К примеру, изгнанная из Европы «Аленка» – весь бренд, а не только вафельный тортик, – зашла на китайский рынок очень неплохо. Возможно, потому, что международные «Марс», «Нестле», «Ферреро» давно производятся в самом Китае и уже приелись.
А на нашем внутреннем рынке доля шоколада в продовольственных корзинах граждан падает. Только за первое полугодие нынешнего года она скатилась с 21 до 13%. Тенденция к сокращению потребления обозначилась еще в прошлом году. Тогда в пошатнувшейся экономической ситуации россияне обратились к дешевым сладостям с небольшим процентом какао и более питательным изделиям из муки и сахара.
Только в сегменте шоколада премиум-класса розничный оборот оказался достаточно стабильным. Это и понятно: материально обеспеченным сладкоежкам не было смысла отказываться от дорогого удовольствия.
Дерево 40-й параллели
«Все, что можно развивать у себя, нужно развивать у себя», – не устают повторять чиновники. Правда, делиться своими мыслями о перспективах выращивания какао-бобов в России не спешат. Потому как сама мысль об этом была бы абсурдной. Тем не менее без плодов какао производство шоколада невозможно.
Изначальные условия игры на шоколадном рынке диктует Республика Кот-д,Ивуар. Крошечная, по мировым меркам, африканская страна была и остается безусловным лидером по производству шоколадного сырья. Вслед за ней идет ее соседка Гана.
Впрочем, в число шоколадно-сырьевых «источников» входят и другие страны Африки, Центральной Америки и южных регионов Азии. В любой части света какао-деревья произрастают в районе 40-й параллели южной и северной широт. Это всемирный какао-пояс, шоколадный пояс. В других местах дереву какао будет или слишком жарко, или слишком холодно.
Дело, конечно, давнее, средневековое, но весьма любопытное. Одним из «трофеев» испанских завоевателей, неплохо погулявших на чужом континенте, в Америке, были высушенные какао-бобы. И рецепт «ксоколатля» – напитка, который из этих бобов готовился. Попробовав его, испанский король поторопился издать декрет, по которому рецепт объявлялся государственной тайной. Каковой он и оставался почти сто лет, пока испанская принцесса не выскочила замуж за французского короля и не рассекретила придворным поварам рецепт шоколадного напитка. Где Франция, там и вся Европа...
До России шоколад докатился к концу XVIII века. Несколько десятилетий из-за дороговизны напиток потребляли лишь в аристократической и купеческой среде.
Но в 1825 году был найден способ извлечения из какао-бобов разом двух продуктов. Один – непосредственно какао-масло. Первоначально его использовали как кулинарный жир, а чуть позже как основу для приготовления уже не жидкого, а твердого шоколада. Второй же получил прямо-таки «воздушное» название – какао-велла. На самом же деле это было не что иное, как жмых, из которого впоследствии готовили какао-порошок. Шоколад, заваренный из порошка, могли себе позволить и бедняки.
Сегодня, выстраивая амбициозные планы по покорению мирового шоколадного рынка, наши производители остаются (причем навсегда!) зависимыми от импорта сырья. Расклад тут такой. Практически все какао-бобы поступают к нам из двух вышеупомянутых африканских стран – Кот-д,Ивуара (около 80%) и Ганы (около 20%). Основная доля импорта какао-порошка приходится на Германию и Малайзию, за которыми следуют Индонезия, Испания и Нидерланды. Из Малайзии и Нидерландов к нам везут также какао-масло. Понятно, что европейские игроки во всех этих раскладах посредники, плантаций какао там тоже нет.
Горький лекарь
Россияне шоколад любят, для страны это продукт традиционный. Но не предмет первой необходимости. Вот и статистика утверждает, что 70% шоколадных едоков потребляют это лакомство всего раз в месяц, а то и реже; 17% – два-три раза в месяц; 13% – один-два раза.
Хотя эксперты из «Асконда» и утверждают, что среднестатистическое потребление шоколада приближается к семи килограммам на человека в год, сравнивать этот показатель с европейскими не в нашу пользу. В Англии, Германии, Франции на каждого едока приходится 8 – 10 килограммов. А рекордсменами шоколадного поедания остаются швейцарцы – 12 килограммов.
В видах шоколада, как показали маркетинговые опросы, покупатель (если он не шоколадный гурман) разбирается весьма поверхностно. Знает молочный шоколад, потому что в продаже он самый ходовой, горький шоколад, белый и пористый.
Специалисты-технологи подсказывают «правильную» классификацию – по содержанию какао-продуктов: какао-массы (тертое какао) и какао-масла (масло из молотых зерен какао).
* Классический (обыкновенный) состоит из какао-продуктов на 35 – 60%.
* Горький – от 55% и выше – до 99%.
* Молочный – менее 35% какао-продуктов.
Когда диетологи говорят о пользе шоколада, то имеют в виду горький шоколад. Он улучшает кровообращение, снимает усталость при физических и умственных нагрузках, обладает тонизирующим эффектом. Любой прочий шоколад – и молочный, и белый, и пористый – удел сладкоежек.
Покупатель, искушенный модой на здоровое питание, скорее всего, отложит в сторону плитку, в ингредиентном составе которой будет значиться соя. Однако если говорить о соевом лецитине (Е322), без этого вещества не может обойтись ни одна шоколадка. Жидкий соевый лецитин необходим для оптимизации вязкости шоколадных масс. К тому же лецитин важен для здоровья человека, ведь он – составная часть мембраны (оболочки) каждой живой клетки организма.
Идеальный шоколад должен состоять из трех продуктов: какао-масла, тертого какао и сахара. Также в состав могут входить упомянутый лецитин, ванилин и сухое молоко. Вообще-то чем меньше дополнительных ингредиентов, тем лучше.
Подменой плитке шоколада в торговой рознице может стать кондитерская плитка. В этом изделии основные компоненты шоколада частично или полностью заменены на более дешевую альтернативу. В маркировке такой продукции производитель обязан указывать на содержание заменителей. Но, как выявили исследования, проведенные в лабораториях «Роскачества», далеко не все производители придерживаются требований.
Покупателю в таком случае придется ориентироваться на цену: кондитерская плитка по стоимости не может быть равноценной плитке настоящего шоколада. Попасть в список экспортных товаров ей тоже не суждено.
Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в июле оставались на уровне предыдущего месяца. С начала года повысились на 5,0%.
Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 2,9%. В частности, свекла – на 10,8%, помидоры – на 10,7, бананы – на 9,5, огурцы свежие – на 8,9, лук репчатый – на 8,8, картофель – на 7,4%. При этом капуста белокочанная подорожала на 22,5%, чеснок – на 10,2, яблоки – на 5,5%.
Выросли цены на рыбу охлажденную – на 4,3%, макаронные изделия из пшеничной муки в/с – на 3,6, на колбасу вареную – на 2,5%, на творог жирный – на 1,9%. Снижение цен отмечалось на пельмени, манты – на 3,0%, на овсяные хлопья «Геркулес» – на 1,6, на шоколад – на 1,4%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах июля составила 5708 рублей 40 копеек в расчете на месяц, что на 7 рублей 91 копейку ниже, чем в июне.
Из непродовольственных товаров продолжился рост цен на строительные материалы, в том числе на доски обрезные – на 26,7%, еврошифер – на 14,7%. Из бытовой техники и электроники мониторы для настольного компьютера подорожали на 3,5%, смартфоны – на 2,5, машины стиральные – на 2,2%. При этом пылесосы подешевели на 7,6%, телевизоры – на 5,8, флеш-накопители USB – на 3,9%.
Тарифы на услуги ЖКХ в июле выросли в среднем на 2,9%. Стоимость санаторно-оздоровительных услуг возросла на 2,8%, проезд в поездах дальнего следования стал дороже на 1,5%. Туры на отдых в Турцию подорожали на 14,5%, стоимость авиаперелетов – на 9,2%. Плата за пользование потребительским кредитом увеличилась на 7,8%.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6988) от 16.08.2021 под заголовком «Шоколад на выезде».
Комментарии