Ситуация осложнилась. Чем грозят санкции для российских производителей
В результате внешнеполитического обострения российские производители находятся в состоянии максимальной неопределенности. При этом никто не сомневается: западные санкции чреваты значительными сложностями.
ФОТО pixabay
На прошлой неделе введены жесткие ограничения против 64 значимых структур России, включая госорганизации, компании военно-промышленного, энергетического, авиастроительного и финансового секторов РФ. Исключение сделано для предприятий и организаций, работающих в ядерной энергетике.
Под санкции попали такие ведущие промышленные компании России, как ПАО «КамАЗ», АО «Аэрокомпозит», ракетно-космический центр «Прогресс», концерны «Калашников», «Алмаз-Антей», госкорпорация «Ростех», РЖД. Пострадали ведущие авиастроительные холдинги — входящие в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) «Иркут», «Сухой», «МиГ» и «Туполев», а также холдинг «Вертолеты России». В списках оказалась и «Газпромнефть». А Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) к санкциям уже привыкла, так как находится под ними с 2014 года.
Впрочем, и для нее ситуация осложнилась. ЕС серьезно ограничил доступ обозначенных структур к рынку капитала и любым видам финансовых услуг, запретил предоставление им технической помощи и торговлю с ними продукцией и технологиями военного или двойного назначения, а также технологиями и оборудованием для добычи нефти на шельфе и в полярных широтах.
В целом ограничения затрагивают поставки в Россию широкого перечня высокотехнологичных продуктов, которые в нашей стране не производят. Речь идет о товарах, необходимых для развития российской оборонной, аэрокосмической, авиационной и морской промышленности, машиностроения. В черном списке полупроводники, компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оборудование в области информационной безопасности, лазеры, датчики.
В итоге Россия станет пятой страной, находящейся под жесткими ограничениями, присоединившись к Сирии, Кубе, Ирану и Северной Корее. На каждую поставку российским заказчикам придется получать лицензии. А их оформление — сложный и длительный процесс, с которым наверняка не захотят связываться большинство зарубежных поставщиков. Впрочем, для предприятий российского ВПК в этом смысле изменится не так много, поскольку эта сфера и сейчас требует лицензирования.
Особенно серьезные проблемы намечаются в электронике, где положение дел усугубляет общемировой дефицит чипов. Крупнейший в мире производитель микросхем тайваньская компания TSMC уже приостанавливает сотрудничество с Россией. А ведь на ее мощностях выпускаются отечественные процессоры «Эльбрус», «Элвис» и «Байкал». Там же производятся процессоры и многое другое, установленные на компьютерах, которые мы используем.
В России, конечно, имеется предприятие «Микрон», микроконтроллеры которого установлены в картах «Мир». Но это предприятие пока не готово производить продукцию нужного уровня и качества. Создание альтернативного производства чипов в России — это очень длительный процесс и большие инвестиции. В ближайшем же будущем остается надежда на Китай, но даже там производство чипов пока находится на среднем уровне.
Кроме электронной промышленности остановки производства вероятны в электротехническом сегменте, автопроме, машиностроении. Со значительными проблемами столкнется отрасль информационных технологий, так как санкции ограничат поставки не только железа, но и софта, а также техническую поддержку.
Мировой авиапром работает исключительно в международной кооперации, поэтому создание полностью отечественного российского самолета в нынешних реалиях невозможно. Тем не менее, согласно заявлению министерства промышленности и торговли Хабаровского края, производство российских пассажирских самолетов «Суперджет» (SSJ-100), для выпуска которых применяются импортные комплектующие, не остановится. На данный момент на складах находится достаточное количество импортных комплектующих для продолжения серийного производства. В соответствии с программой импортозамещения, в 2023 году планируется первый полет самолета SSJ-new, состоящего из максимально высокого процента комплектующих отечественного производства.
Из-за новых санкций против российской экономики эксперты прогнозируют кризис автопрома, причем не только отечественного, но и мирового. Первым отечественным автопроизводителем, против которого были введены прямые санкции Евросоюза, стал «КамАЗ». На данный момент автозавод сможет какое‑то время собирать машины из деталей, которые есть на складах. Но что будет дальше — непонятно. К слову, на сегодняшний день о закрытии расположенного в Ленобласти подразделения производителя шин Nokian Tyres речи не идет.
При этом эксперты напоминают, что Россия является крупным мировым поставщиком важных металлов, в частности никеля и палладия, которые необходимы в автомобильной индустрии. Никель используется для изготовления литий-ионных батарей для электромобилей, а палладий — в каталитических нейтрализаторах, которые устанавливают на бензиновые и дизельные моторы. Если Россия перестанет поставлять эти металлы, то зарубежные производители не смогут выпускать машины с двигателями внутреннего сгорания. Перебои с поставками никеля поставят под угрозу планы правительства США по полному отказу от бензиновых машин и их замене электромобилями к 2035 году.
А вот своего станкостроения у нас почти нет. Отсюда грустный вывод — без современных станков мы будем отставать много где.
Зато есть пищепром. Производство основных продуктов питания в нашей стране локализовано на 80 %. Исключение составляют говядина и сырье для молочной продукции. Россия полностью обеспечивает себя мясом птицы, однако до 70 % яйца для разведения птицы завозит из‑за границы. Комбикорма Россия тоже производит сама, но витаминные добавки закупаются в Европе. Овощи и фрукты ввозят те, которые не растут в России из‑за климата. Но даже если нам хватит своих яблок и капусты, под удар попадают оборудование и техника, необходимые для сельского хозяйства.
Ну а что же наш регион? Местные власти, как и ведущие компании, от комментариев ближайших перспектив городской промышленности и экономики пока воздерживаются. Но очевидно, что практически все предприятия в городе и области так или иначе зависят от импорта. Если же проанализировать товарный ассортимент зарубежных поставщиков, то это в том числе разнообразные механизмы, оборудование и устройства, среди которых станки, турбины, двигатели, трансформаторы, генераторы…
Среди затронутых санкциями петербургских предприятий и «ОДК-Климов», и «Адмиралтейские верфи», и Средне-Невский судостроительный завод, и Балтийская промышленная компания, новый завод по производству микроэлектроники «Макро ЕМС»… Если продолжить это перечисление, не хватит газетной полосы.
Кроме того, сейчас произойдет трансформация большинства инвестпроектов — как уже запущенных, так и запланированных. Например, существенное давление ощутит крупнейший инфраструктурный проект в Усть-Луге — газохимический комплекс «Газпрома». Основной подрядчик зарегистрирован в Китае, однако необходимое оборудование производится в Европе или по крайней мере с использованием западных технологий.
И все же крупные предприятия, госкорпорации и холдинги даже в условиях санкционной блокады должны избежать коллапса. Первое время они еще как‑то продержатся за счет ранее накопленных ресурсов, а в случае чего наверняка получат господдержку. А вот малый бизнес, который только-только отошел от коронакризиса, санкционный кризис может не пережить.
А в качестве позитива стоит озвучить одну из оптимистичных точек зрения, которую транслируют в эти неспокойные дни представители государства. Они считают, что сложившаяся ситуация мотивирует отечественный бизнес на импортозамещение и более тесную работу с партнерами в тех странах, которые заинтересованы в сотрудничестве с Россией. Что ж, надежда — это всегда хорошо, да и санкции на нее наложить нельзя.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7120) от 02.03.2022 под заголовком «Надежда вне санкций».
Комментарии