2Vtzqv4Hz9U

Шопинг на паузе. Что будет с рынком одежды и обуви в России?

На российском одежном и обувном рынке о приостановке бизнеса объявили несколько десятков международных компаний. В результате в российских торговых центрах в ближайшей перспективе может опустеть не менее 50% торговых площадей.

Шопинг на паузе. Что будет с рынком одежды и обуви в России? | Фото Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС

Фото Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС

До свидания, до новых встреч

В крупнейшем торговом центре Северной столицы, как и в других ТРК, одна и та же картина. Запертая за металлическими решетками серых жалюзи одежда и кое‑где прощальные записки: «Уважаемые покупатели, по техническим причинам наши магазины закрыты. Приносим свои извинения за доставленные неудобства».

Список одежных и обувных компаний, прекративших или ­приостановивших свою деятельность в нашей стране, внушителен: H&M, Nike, Puma, Hugo Boss, Adidas, Women’secret, Stradivarius, Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Levi Strauss&Co… О завершении продаж своей продукции российским покупателям объявили Hermes, Louis Vuitton, Chanel. Однако большинство компаний пока не «сжигают мосты» и ­объявляют о временном уходе, при этом основной причиной называют не политику, а организационные сложности.

«Ввиду текущих трудностей, связанных с транспортировкой и поставками, мы не можем гарантировать обеспечение своей деятельности в России. В связи с этим компания временно прекращает свою работу в этой стране», — говорится в сообщении на сайте испанского бренда Mango.

«Мы столкнулись с рядом ­трудностей, в связи с которыми мы не можем обеспечить непрерывность наших бизнес-процессов. ­Поэтому нами было принято решение о временной приостановке нашей работы», — говорится в обращении японского бренда Fast Retailing (Uniqlo) к россиянам.

Испанский ретейлер Inditex (Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho, Massimo Dutti и др.) намерен возобновить работу на территории нашей страны, как только это станет возможно. Пока магазины закрыты, сотрудникам продолжают выплачивать зарплату. Компанию можно понять, ведь для нее Россия — второй по величине рынок после Испании с точки зрения количества магазинов.

Итальянский одежный бренд Cuvee идет другим путем, планируя разместить производственные линии на территории России. Это ­сократит логистическую цепочку и сохранит доступные цены. По мнению руководителей компании, «мода должна быть вне политики».

По данным Российского совета торговых центров, крупные зарубежные компании пока не ликвидировали свои локальные юридические лица и не объявили о продаже активов в России. Иностранные ретейлеры, заявившие о закрытии своих магазинов, продолжают сохранять договорные обязательства и арендные площадки не ­освобождают. Все находится на уровне писем о приостановке работы по техническим причинам. В большинстве случаев иностранные компании приостановили работу из‑за проблем с поставками продукции.

Made in Russia

Очевидно, уход западных компаний, если он окончательно состоится, отрицательно скажется на доходах торговых центров — найти быстро такое количество новых арендаторов нереально. Тем временем продолжающие работу магазины пока переписали ценники — естественно, в сторону повышения. Они сейчас могут оказаться в выигрыше даже с учетом снижения платежеспособности населения. Как-никак конкуренция резко сократилась — временно или надолго. Самое время занять пустующие ниши.

Прежде всего на это претендуют фирмы, которые в той или иной степени можно назвать российскими. Так, места ушедших международных компаний смогут занять Melon Fashion Group (Zarina, befree, Love Republic и Sela), Gloria Jeans, «Спортмастер», Zolla, «Детский мир».

К концу 2021 года под управлением компании Melon Fashion Group было 815 магазинов в 178 городах на территории России и СНГ. Например, как раз в эти дни в одном из петербургских ­торгово-развлекательных центров открылся флагманский магазин Sela в новом формате ­­moms & mosters, который предлагает игровое пространство в виде магазина одежды, где дети могут поиграть в продавцов и покупателей, в то время как их мамы делают «взрослые» покупки.

У Gloria Jeans 15 собственных фабрик и розничная сеть из более чем 550 магазинов в России и СНГ. Группа «Спортмастер» управляет на российском рынке не только ­сетью магазинов спортивной одежды, обуви и инвентаря, но и развивает федеральную сеть магазинов повседневной одежды O’Stin, входя в тройку крупнейших игроков на рынке одежды.

В ассортименте ГК «Детский мир» значительную долю занимает продукция собственных торговых марок BabyGo, Futurino, Chessford и др. А Zolla ежегодно выпускает более шести тысяч моделей и работает с собственной сетью во всех крупнейших городах страны.

Бренд Oodji управляет более чем 120 магазинами в России и странах СНГ, где можно купить повседневную и классическую ­одежду для женщин, мужчин и детей. Изначально продукцию отшивали на петербургских фабриках, позже производство перенесли в Китай.

Кроме того, в России есть неплохие бренды, в том числе петербургские, которые до сих пор практически не были представлены в ТРЦ, — для них это тоже шанс. Например, только что в Северной столице ­состоялся 10‑й модный показ российской дизайнерской одежды Street Fashion Show, где российские дизайнеры представили эксклюзивную дизайнерскую одежду. В рамках модного показа 30 дизайнеров из Петербурга и Москвы презентовали 25 коллекций. На мероприятии работала ярмарка дизайнерских вещей и аксессуаров, где желающие могли приобрести  ­одежду и аксессуары от российских производителей.

Несмотря на то что местные производители создают качественную продукцию, востребованную в том числе и за рубежом, найти ее можно исключительно в Интернете или невзрачных шоурумах в бизнес-центрах или промзонах. Дело в том, что местные производители элементарно не могут себе позволить продавать в торговых центрах из‑за сложившихся там «драконовских» условий, выполнять которые под силу только глобальным брендам-монстрам. Теперь ситуация вполне может измениться. Вот только репутация создается годами, и в одночасье заменить в сознании потребителей бренды, к которым людей долго приучали, будет сложно.

Что касается закрытия основных потребностей россиян в одежде, обуви и аксессуарах, то это вполне реально. Достаточно сделать ставку на внутреннее производство и на сотрудничество со странами, которые не поддерживают ­санкции. Вполне вероятно, что альтернативой европейским брендам станут турецкие или китайские марки. На данный момент в разработке уже более двухсот азиатских компаний. Но, как скоро и каким образом будет происходить процесс их входа на российский рынок, пока непонятно. Тем более что ни один из европейских брендов еще не заявил, что готов окончательно ­разорвать контракты и уйти из России.

Что касается перспектив для потребителя, то, по прогнозам большинства экспертов, обновленный ассортимент магазинов одежды подорожает минимум на 30%. Это связано прежде всего с тем, что только за последний месяц стоимость ткани, которую отечественные бренды закупают в Китае, Турции и Италии, выросла в полтора раза. В нашей стране качественных тканей в нужных объемах пока не производят. Еще более неблагоприятная ситуация с фурнитурой, оборудованием и техническим персоналом.

Время возможностей

Разумеется, в переделе рынка в пользу российских компаний многое будет зависеть и от политики властей, в том числе объемов ­господдержки. На Российской неделе текстильной и легкой промышленности, которая стартовала 14 марта в Москве, заместитель главы Минпромторга Олег Бочаров отметил:

Настало время возможностей. Тот, кто способен принимать оперативные решения, увеличит свой бизнес. Команда, которая не справится с этими оперативными вызовами в конкурентной среде легкой промышленности, сократит свое присутствие на рынке.

Это в принципе общие слова, но в устах замминистра они имеют дополнительный смысл: такому «увеличению бизнеса» чиновники готовы помогать. При этом полного разворота в сторону отечественных компаний пока не предполагается:

В случае с иностранным присутствием мы предусматриваем совершенно простую политику: если собственник всячески старается, несмотря на все ограничения, продолжить деятельность предприятия, поддержать людей, поддержать производственные цепочки, то будет поддержан нами в полном объеме. Если же предпочитает за счет текущей ситуации уменьшить свое присутствие, то мы не дадим нанести ущерб отрасли. Будем перехватывать людей, мощности, компетенции, рынки, сбыт, поставки. Сейчас важно импортозаместить на рынке все, что можно импортозаместить. Обеспечить логистику всего того, что нам нужно для производства, через другие дружественные нам юрисдикции.

Для поддержки отрасли в Минпромторге организована «горячая линия» по телефону +7‑903‑199‑53‑48, чтобы российские компании могли сообщить о возникающих сложностях и получить необходимую консультацию. Кроме того, в связи со значительным повышением спроса на отечественную продукцию Минпромторг запускает онлайн-сервис «Биржа импортозамещения». Правда, степень его востребованности пока оценить трудно.


#рынок #одежда #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7132) от 21.03.2022 под заголовком «Шопинг на паузе».


Комментарии