Шаг на опережение. Как Касым-Жомарт Токаев упрочил свою власть?

В минувшее воскресенье в Казахстане прошли досрочные президентские выборы, которые ожидаемо закончились победой действующего главы государства. По сути, это был второй и, пожалуй, самый ответственный этап постназарбаевской перестройки власти в стране, задуманной Токаевым после драматических событий января нынешнего года.

Шаг на опережение. Как Касым-Жомарт Токаев упрочил свою власть? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Тогда, после подавления беспорядков, встал вопрос, который и по сей день остается на повестке дня: каким путем пойдет респуб­лика в постназарбаевский период, как безболезненно завершить транзит власти и не сорвать страну в пропасть гражданского противостояния.

Токаев выбрал путь кардинального реформирования государственной власти. Летом по личной инициативе президента прошел референдум по поправкам к конституции Казахстана. Изменения касались трети статей основного закона страны. Среди самых значимых — запрет на членство в какой‑либо партии для президента страны, запрет на занятие государственных постов и публичных должностей для ближайших родственников главы государства, а также проведение выборов на национальном и региональном уровнях по смешанной избирательной системе. При этом 70 % членов парламента должны избираться по пропорциональной системе, а 30 % — по мажоритарной. Кроме того, предлагалось ввес­ти возможность для беспартийных граждан баллотироваться в парламент на национальном и региональном уровнях, а также воссоздать конституционный суд Казахстана.

В результате также из основного закона исчезли все упоминания первого президента Нурсултана Назарбаева, столице республики было возвращено название Астана (хотя именно Токаев в 2019 году внес предложение о переименовании города в Нур-Султан), а также введено положение, что президент может избираться только на один семилетний срок без права переизбрания (до того глава государства мог занимать этот пост два срока по пять лет каждый). По общему мнению аналитиков, целью внесения поправок в основной закон являлось превращение суперпрезидентской системы правления в президентско-парламентскую.

По большому счету референдум, который состоялся в июне, стал не только первым шагом по реформированию политической системы страны, но и своеобразным плебисцитом по отношению к Токаеву. Он его выиграл — при явке 68 % более трех четвертей избирателей поддержали поправки к конституции. А значит, и тот путь развития, который президент предложил народу.

Нынешние выборы — второй шаг в осуществлении задуманных реформ. Выборы эти досрочные, их Касым-Жомарт Токаев предложил в День знаний, 1 сентября, когда выступал с ежегодным посланием к народу. Интересный факт: досрочные президентские выборы уже стали политической традицией для Казахстана. За 31‑летнюю современную историю страны главу государства избирали шесть раз и пять из них — досрочно. Впрочем, всегда такой прием использовался — сначала Назарбаевым, а теперь вот его преемником — осознанно. Ныне по всем соцопросам высокий рейтинг доверия имеет не парламент, не политические партии, а президент. Токаев по всем правилам политической борьбы «кует железо, пока оно горячо».

В официально объявленных в середине октября досрочных президентских выборах документы в ЦИК страны сдали 12 желающих побороться с действующим главой государства, но только пятерым из них удалось получить «корочки» кандидата в президенты. Остальные не смогли выполнить один и тот же пункт установленных законодательством Казахстана требований — собрать не менее 118 тысяч (1 % от всех избирателей) подписей имеющих право голоса граждан Казахстана. Впрочем, это и неудивительно — собрать за десять дней (!) такое число подписей, которые должны были к тому же в равной мере представлять не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицу страны, могли бы или очень популярные личности, или просто «волшебники». В результате в выборном бюллетене популярная личность оказалась только одна — Токаев, а «волшебников» — целых пять. Подробно рассказывать об этой пятерке конкурентов бессмысленно: никто о них в России и даже, скорее всего, большинство в Казахстане до президентских выборов не знали. Можно только отметить, что среди них были две представительницы слабого пола и один бывший депутат.

Формально-юридически предвыборная кампания прошла гладко, без сучка и задоринки — никаких политических скандалов не наблюдалось, антиправительственных манифестаций не было. Главный предвыборный лозунг Токаева: «Справедливый Казахстан — для всех и для каждого». «Идея справедливости будет лежать в основе каждого нашего решения, каждого нашего действия. Мы исходим из того, что нашим главным богатством и конкурентным преимуществом являются люди. Поэтому мы будем твердо следовать формуле «не человек для государства, а государство для человека», — заявил он в конце октября, излагая предвыборную программу. Токаев также пообещал создать в Казахстане реальную политическую конкуренцию. «Мы создаем условия для цивилизованной дискуссии между партиями и общественного обсуждения. Все институты гражданского общества будут играть важную роль в новой политической системе», — заверил он, поддержав также расширение полномочий местных исполнительных властей.

Одновременно Токаев пообещал укрепить независимость судебной власти, провести «кардинальную реформу в правоохранительной сфере», повысить обороноспособность армии и создать «справедливую экономику». «Олигополии в нашей стране породили огромное социальное неравенство и сис­темные проблемы в экономике. Деятельность монополий и приближенных к власти бизнесменов препятствовала развитию конкуренции, лишала добросовестных предпринимателей шанса на успех. В результате богатые богатели, а бедные становились еще беднее, теряя веру в государство», — сказал казахский лидер, подчеркнув, что перед новыми властями будет стоять «задача демонополизации отечественной экономики».

В прямом эфире веду­щего респуб­ликанского телеканала прошли теледебаты, в которых, правда, Токаев участия не принимал. Впрочем, никто из кандидатов действующего президента публично критиковать не осмелился, так что озвученные итоги досрочных выборов выглядят закономерно. Токаев убедительно победил, набрав чуть более 81 % голосов избирателей. На втором месте оказался кандидат под «фамилией» «Против всех», получивший почти 6 %. Все другие реальные претенденты набрали по 2 – 3 % голосов. Победителя может порадовать то, что он ныне получил на 10 % голосов больше, чем на прошлых президентских выборах в 2019 году. А небольшим разочарованием для Токаева станет, наверное, тот факт, что в Алма-Ате пришли к избирательным урнам меньше трети граждан, имеющих право голоса.

Примечательно, что члены группы международных наблюдателей от парламентской ассамблеи ОДКБ назвали президентские выборы в Казахстане состязательными, а также соответствующими законодательству страны и международным стандартам. А бывший глава республики Нурсултан Назарбаев первым поздравил Токаева и назвал его победу убедительной.

Можно констатировать, что после этих выборов Токаев будет восприниматься не просто как преемник Назарбаева, а уже как самостоятельная и самодостаточная политическая фигура, облеченная всей полнотой власти и контролирующая всю политическую конфигурацию Казахстана.

А третьим, заключительным, шагом в реформировании власти в стране, задуманным Касым-­Жомартом Токаевым, станут парламентские выборы, которые должны состояться в следующем году и привести к смене правительства. С учетом отсутствия как таковой политической оппозиции, полного отключения от власти «назарбаевского клана» можно предположить, что парламентские выборы не принесут Токаеву неприятных сюрпризов.

Думается, что не стоит опасаться, как делают это некоторые эксперты, и ухудшения российско-казахстанских отношений. У наших двух стран прочные политические и экономические связи, которые прошли испытания как временем, так и сложной международной обстановкой. Да, Токаев неоднократно говорил, что является сторонником многовекторной политики, но представить себе ситуацию, когда Астана станет из‑за этого недружественным для Москвы государством, очень трудно. На практике в Казахстане с его текущим курсом, имеющимся руководством пока такой сценарий невозможен, потому что при всех оговорках руководство этой страны очень прагматичное и нынешний президент менее всего заинтересован в том, чтобы дестабилизировать обстановку как внут­ри республики, так и за ее пределами таким образом, чтобы это могло привлечь внимание России.

Среди первых международных лидеров, поздравивших Касым-­Жомарта Токаева с победой на досрочных выборах, были президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, а также президенты Таджикистана, Азербайджана и Киргизии.


#выборы #Казахстан #президент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7306) от 25.11.2022 под заголовком «Шаг на опережение».


Комментарии