Пекин разлюбил доллар. Почему Китай продолжает сокращать вложения в госдолг США

Недавно американское министерство финансов обнародовало данные, согласно которым стало понятно, что Поднебесная последовательно продолжает процесс сокращения своих инвестиций в казначейские ценные бумаги Соединенных Штатов. Эту финансовую операцию КНР начала еще в далеком 2010 году, и сегодня такие вклады достигли минимума с того времени.

Пекин разлюбил доллар. Почему Китай продолжает сокращать вложения в госдолг США | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Особенно заметным это сокращение стало в нынешнем году. В мае минфин США сообщил, что вложения Китая в американские государственные долговые бумаги (трежерис) упали ниже триллиона долларов и достигли суммы 980 миллиардов «зеленых». Триг­гером послужила развязанная Вашингтоном торговая, а позже и технологическая война. С пиковых значений 1,32 триллиона инвестиции уменьшились более чем на 200 миллиардов.

Возможный захват активов вынудил вторую экономику мира задуматься. Китайцы опасаются, что в случае регионального военного конфликта или другого кризиса американцы поступят так же, как поступили с активами России, замороженными банками. На экстренном совещании в мае китайские финансовые власти разбирались, как защитить сбережения объемом свыше трех триллионов долларов. Рекомендации свелись к тому, что нужно диверсифицировать номинированные в долларах активы, ускорить международное признание китайской валюты, расширить использование цифрового юаня в трансграничных платежах и вообще всячески разрушать финансовую гегемонию США. За последние 20 лет доля американской валюты в национальных запасах Пекина и так сократилась на четверть — до 56 %, а золота выросла в три раза — почти до двух тысяч тонн. Триллион, хранимый КНР в казначейских облигациях США, постепенно «растворяется». Китайцы активно диверсифицируют инвестиционный портфель. В частности, создают валютный резерв в юанях, чтобы конкурировать с долларом и поддерживать другие экономики, сталкивающиеся с нестабильностью.

Новые данные, которые были опубликованы ведомством в ноябре, наглядно говорят, что тенденция не изменилась. Согласно отчету минфина США, в сентябре нынешнего года объем китайских инвестиций в госдолг Соединенных Штатов сократился на $ 38,2 млрд — до $ 933,6 млрд. Показатель упал до минимального значения с июня 2010‑го. Напомним, что трежерис минфина США — это долговые обязательства, гарантом которых выступает правительство Штатов. Государства покупают ценные бумаги и получают по ним стабильный доход. Другими словами, держатели гособлигаций предоставляют свои деньги в долг американской экономике.

Сегодня помимо Китая основными кредиторами Штатов являются Япония (страна держит в трежерис $ 1,12 трлн), Великобритания ($ 663 млрд), Бельгия ($ 325 млрд), Каймановы острова ($ 301,4 млрд), Люксембург ($ 298,6 млрд), Швейцария ($ 278 млрд) и Ирландия ($ 265 млрд). Вложения в трежерис ранее были выгодным способом инвестиций золотовалютных резервов стран, которые накапливают большинство правительств на случай каких‑либо шоков политического или экономического характера.

Однако изменение курса кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы (ФРС) США привело к тому, что ранее купленные инвесторами трежерис стали приносить им более низкий доход. Такое мнение выразил специалист по международным финансовым рынкам маркетплейса «Финмир» Георгий Свирин. В ноябре американская ФРС увеличила процентную ставку сразу на 75 базисных пунктов, до 3,75 – 4 % годовых — максимального с января 2008 года уровня. «К середине 2023‑го ставка может подняться до 5 %. При росте этой величины доходность новых госбумаг тоже повышается. В результате держателям актива становится интереснее продавать более ранние выпуски и приобретать на часть полученных средств новые облигации с повышенными ставками», — объясняет Свирин. При этом Китай сейчас в большей степени заинтересован в возвращении средств на свой баланс, чем во вложениях в западные рынки, добавляет аналитик. В частности, свободные деньги Пекин сможет направить в новые технологии, промышленность, национальные проекты, что должно позволить улучшить экономические показатели страны, уверен Георгий Свирин. В октябре Международный валютный фонд пересмотрел в сторону понижения прогноз по росту ВВП Китая в 2022 и 2023 годах — до 3,2 и 4,4 %, соответственно. По словам экспертов фонда, подобная динамика стала следствием усиления коронавирусных ограничений в республике.

Сегодняшние действия Пекина показывают, что китайские влас­ти вполне осознают возможность напряженных отношений с США и готовятся к такому повороту событий, снижая зависимость от американского госдолга. Дополнительным сигналом для распродажи американских госбумаг Китаем стали и антироссийские санкции Запада, полагают эксперты. «Подобный прецедент послужил поводом для КНР задуматься о безопасности своих резервов, поэтому не исключено, что сокращение в условиях геополитической напряженности будет носить долгосрочный характер. На фоне опасений заморозки Китай может начать инвестировать в реальные активы, например в сырье, и усиливать сотрудничество с другими иностранными партнерами», — подчеркивает финансовый аналитик Эдуард Харин.

По данным государственной статистики КНР, за восемь месяцев 2022 года финансовые вложения Китая в Россию достигли $ 450 млн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель увеличился на 150 %. При этом стороны планируют и дальше развивать сотрудни­чество за счет реализации новых совместных инициатив в сфере инвестиций, заявили в Минэкономразвития РФ.

Пекин стремительно наращивает сотрудничество с Москвой в энергетической, агропромышленной, текстильной сферах, а также в области высоких технологий, отмечают эксперты. Так, с начала текущего года товарооборот двух стран увеличился на треть и впервые в истории приблизился к $ 154 млрд, свидетельствуют данные главного таможенного управления КНР. По оценкам ведомства, с января по октябрь экспорт китайской продукции в Россию вырос на 12,8 % — до $ 59,6 млрд. Москва тем временем нарастила поставки товаров Пекину на 49,9 % — до $ 94,34 млрд. В будущем торговое взаимодействие двух стран лишь продолжит укрепляться, не исключают аналитики. «В частности, речь идет о развитии двусторонней торговли с РФ и вложениях в российскую промышленность. В целом Китай пытается наращивать свое влияние за счет углубления экономического взаимодействия, поэтому он будет активно инвестировать также в африканские, латиноамериканские и другие азиатские страны», — отмечает Георгий Свирин.

На отказ от доллара настроен не только Пекин. Согласно ежегодному опросу 30 ведущих центральных банков, проведенному UBS в этом году, все они активно диверсифицируют активы. Помимо Китая и Японии инвестиции в трежерис сокращают Саудовская Аравия и Бразилия. Исследование показало, что управляющие резервами ищут альтернативы: акции, «зеленые облигации» и бумаги с защитой от инфляции. Почти половина респондентов заявили: портфели стали более диверсифицированными. По данным МВФ, к концу первого квартала на доллар приходилось чуть менее 60 % мировых резервов по сравнению с 65 % за тот же период 2016‑го. Доллар по‑прежнему главная резервная валюта. Однако реакция США на геополитические обострения может в итоге лишить его господства.

#Китай #КНР #США

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7306) от 25.11.2022 под заголовком «Пекин разлюбил доллар».


Комментарии