Сделать сложное понятным. Как рассказать о науке простым языком
Из хорошего: русские научно-популярные книги бодро переводят на иностранные языки, а россияне взахлеб скачивают в Интернете просвещенческую литературу. Из плохого: новостей и информации о науке в мире все больше, но в особенности недостоверной.
ФОТО pixabay
«Мусор» проще монетизировать
– Представьте себе, что через пять – десять лет мы будем жить в информационном поле, которое почти все состоит из непроверенных или в значительной степени недостоверных сведений, – говорил президент РАН Александр Сергеев на награждении лауреатов и призеров премии за лучшие работы по популяризации науки. Их назвали еще в декабре 2020 года, а сейчас награды нашли героев.
Один из призеров конкурса физик-экспериментатор и изобретатель Алексей Иванченко (телеканал «Наука») продолжил тему: «Я работаю в видео, это самый замусоренный сегмент». Иванченко общается со многими ютубовскими популяризаторами:
– Большинство из них не ставят перед собой никаких просветительских задач. Задача одна: заработать на этом деньги. Набрать больше просмотров и монетизировать.
Алексей считает, что бороться с этим невозможно. Он для себя уже давно выбрал такую стратегию: «Учить скорее научному мышлению, нежели предмету. Задача – сделать так, чтобы дети сами отсекали мусор».
Лауреат премии РАН Елена Клещенко – зам. главного редактора портала PCR.news. Это ресурс для медиков, ученых, студентов. Елена неприятно удивлена «пандемийными» заблуждениями не просто «в народе», а в среде медиков. Довелось, например, слышать от врачей: маска бесполезна, потому что поры в ней больше размеров вируса. Дескать, он запросто проникнет. Елена, сама молекулярный биолог по образованию, вразумляет: вирус вообще-то летит в капельках жидкости, «так что маска помогает отлично».
– Мы живем во времена, когда количество некачественной информации превосходит количество качественной. И что с этим делать, непонятно, – констатировал профессор РАН завотделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе, также входящий в число лауреатов.
Запрет не поможет, считает ученый: так только подогреешь интерес. Но профессора беспокоит, что и у некоторых школьных учителей довольно странные представления о мироздании:
– С одной стороны, много людей, которые хотят быть в курсе последних достижений астрономии, но с другой — им сложно сортировать источники информации.
Вибе получил премию за цикл лекций «Эволюция межзвездной среды», но цикл-то родился, как бы это сказать, вынужденно. Наука зашла так далеко, что, берясь объяснять любознательным тему посложнее (ту же физику межзвездной среды), рискуешь на битый час увязнуть в ликбезах, а на саму тему времени не останется. «И в этом случае удобный формат не лекция, а курс лекций по 25 – 30 минут».
У другого астронома и тоже лауреата, старшего научного сотрудника Пулковской обсерватории Кирилла Масленникова (в «Ютубе» его знают как «Астродеда») видеоролики и того короче. Его «Заметки астронома» на канале QWERTY – по 10 – 15 минут:
– Формат необычный, потому что трудно удержать внимание современной аудитории – молодых, которые живут быстро, думают быстро и быстро меняют свои занятия.
Призер Андрей Варламов («итальянский физик украинского происхождения», как пишет о нем англоязычная Википедия) считает, что в популяризации «формы задавливают содержание», но обращается к коллегам-ученым:
– Я думаю, мы тоже должны, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Мы тоже должны искать новые формы.
Физика мыльных пузырей и ДНК-детективы
В свое время Андрей Варламов был замом главного редактора научно-популярного журнала по физике «Квант». Идею журнала еще в шестидесятые предложил нобелевский лауреат Петр Капица. Так вот сейчас писать статьи в «Квант» – недостаточно для того чтобы привлечь аудиторию, уверен Варламов. Тем более что с прежними авторами кто ж сравнится: статьи для студентов и школьников писали главные люди в науке – академики и нобелевские лауреаты Алексей Абрикосов и Виталий Гинзбург, академик Исаак Кикоин и его брат профессор Абрам Кикоин (авторы школьного учебника по физике, который переиздавался больше 40 лет), академик Аркадий Мигдал...
Мигдал и поучал Варламова: «Популяризация по сравнению с преподаванием – это импрессионизм по отношению к реализму. Писать надо крупными мазками, не вдаваясь в детали, но при этом не лгать».
Андрей Варламов тоже ищет «новые формы». Его книга «Удивительная физика» была написана еще в 1987 году. Когда ее переводили на итальянский, коллега-профессор Аттилио Ригамонти предложил учесть специфику тамошней читательской аудитории. Та обожает поесть. Так книжка по физике квантового и обычного окружающего миров пополнилась миром еды – физикой кофе, пасты, пиццы и т. д. Сейчас книга издана уже на восьми языках.
А после того как к соавторам подключился французский ученый Жак Виллен, она еще расширилась. Получилась книга «Физика повседневности. От мыльных пузырей до квантовых технологий». Издана на русском, французском, итальянском, сейчас выйдет и на английском. И отмечена Академией наук.
Отмеченная наградой книга Елены Клещенко «ДНК и ее человек: Краткая история ДНК-идентификации» тоже выйдет и на английском.
– Это такое «скандалы, интриги, расследования». Детективная история, – характеризует ее Елена.
Книга о том, какую роль ДНК-методы играют в расследованиях. От исторических (был ли Рюрик славянином и где сейчас живут потомки Чингисхана) до криминальных (как вычислили пособников смертника, совершившего в 2011 году теракт в аэропорту «Домодедово», или как в США изобличили неуловимого серийного «убийцу из Золотого штата»).
– Но то, что я получу премию одновременно с Мартином Полякофф, мне и присниться не могло! – призналась Елена Клещенко.
Martyn Poliyakoff – британский химик, профессор Ноттингемского университета и сэр, командор ордена Британской империи. РАН отметила его «Ютуб»-шоу Periodic Table of Videos, «Периодическая таблица видео».
13 лет назад профессор вместе с научным журналистом Брэди Хараном затеяли проект едва ли не в шутку. Думали сделать небольшие видео о каждом химическом элементе. Их 118, последний на сегодня – оганесон, названный в честь академика Оганесяна (у Юрия Цолаковича в Дубне и снимали). С химэлементами разделались за пять недель и думали, что на этом все. «Но энтузиазм зрителей был таким громадным, что надо было продолжать!» – рассказывал профессор по видеосвязи.
Уже 700 выпусков, сейчас делают видео о нынешних нобелевских лауреатах по химии.
– Для меня большой сюрприз, что так много людей в мире думают, что химия интересна!
Ролики смотрят в 200 странах (можно настроить русские субтитры), много молодежи, детей – младшему чуть ли не три года. Сэр Полякофф объясняет: главное – показать, что химия интереснее, чем может показаться на некоторых школьных уроках. Профессор с эйнштейновской шевелюрой и завалами книг на заднем плане бодро откупорил убедительных размеров бутылку своей именной водки (упомянув «водочное» направление изысканий Менделеева) и дрызнул из рюмашки, «она сделана из элемента циркония».
Социальный эффект на 2 млрд рублей
Всего на конкурс было выдвинуто 35 видеопроектов, 38 циклов лекций, 59 книг. Лекции и ролики и так можно смотреть бесплатно в «Ютубе». А с книгами вот какая штука.
В 2020 году энтузиасты во главе с Георгием Васильевым затеяли проект «Всенаука». Васильева мы знаем как барда по дуэту «Иваси» с Алексеем Иващенко, как соавтора мюзикла «Норд-Ост» и одного из создателей «технологического» мультсериала «Фиксики» – но он и человек из мира науки: географ по образованию, специализировался в экономической кибернетике.
Васильев «и компания» решили выбрать самые блестящие научно-популярные книги, выкупить права у издательств и бесплатно выложить в Интернет. Деньги собирали на краудфандинговой платформе – 1,7 млн рублей. РАН помогла с выбором книг и тоже 1,7 млн рублей добавила. Еще спонсоры присоединились.
Сейчас 41 книга выложена на сайте «Всенаука» и на сайте РАН. Там и наши классные популяризаторы – Сурдин, Аузан, Клещенко, Панчин, и мировые светила Докинз, Хокинг, Сапольски.
– Акция произвела эффект разорвавшейся бомбы, книги уже скачаны только на нашем сайте больше 4,5 млн раз, – рассказывает Георгий Васильев.
Получается, на каждую книгу приходится в среднем больше 100 тысяч скачиваний, продолжает Васильев. «На два порядка больше, чем то, что могли бы распространить издательства, продавая книги обычным порядком».
– Это тот уникальный случай, когда социальный эффект можно оценить в деньгах, – говорит Георгий Васильев. – Электронная книга стоит, допустим, около 400 рублей, значит, эффект программы можно оценить в 2 млрд рублей. Каждый вложенный академией рубль принес больше 200 рублей социального эффекта!
Собираются продолжить, но сделать упор на российских авторов. Договариваются еще и с электронными библиотеками, чтобы добавить не десятки книг, а сотни.
...И только что завершился прием заявок на премию РАН для популяризаторов 2021 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7034) от 20.10.2021 под заголовком «Покороче, поинтереснее, и не лгать».
Комментарии