С управленческим балансом все в порядке. Как работает комиссия по организации публичной власти и административно-территориальному устройству

В рубрике «Парламентская среда» мы рассказываем не только о заседаниях Законодательного собрания Петербурга, но и о работе его комитетов и постоянных комиссий. На этот раз речь пойдет о комиссии по организации публичной власти и административно-территориальному устройству, которую уже второй созыв возглавляет депутат Юрий ГЛАДУНОВ.

С управленческим балансом все в порядке. Как работает комиссия по организации публичной власти и административно-территориальному устройству | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Юрий Николаевич, в чем заключаются основные задачи вашей парламентской комиссии?

Гладунов.jpg

— Комиссия, которую мне доверили, занимается рассмотрением законодательных инициатив по вопросам организации управления на государственном и муниципальном уровнях, а также взаимодействием между органами федеральной, региональной и местной властей.

Прежде она именовалась комиссией по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству. МСУ теперь в понятии «публичная власть». Насколько это оправданно? Вы много лет возглавляли муниципальное образование Зеленогорска до перехода на должность главы администрации Петроградского района и знаете все нюансы местной власти в Петербурге.

— Я, как и мои коллеги, которые имеют богатый опыт муниципальной работы, точно знаю, что муниципальная власть — это самая близкая власть к народу. Но ее деятельность должна выстраиваться в единой сис­теме государственного управления страны и региона, в единой системе решаемых государством задач. Приведу простой пример. Каждый из нас трудится в определенной сфере, будь то предприятие, организация или частный бизнес. Выстраивая определенный уклад в рамках этой организации, свойственный именно ей, вы не можете при этом жить параллельной жизнью с происходящим рядом с вами. Так и с муниципалитетами — у каждого есть свои особенности, но мы живем в едином государстве, в единой системе координат.

На вашей страничке в соцсети «ВКонтакте» есть такая запись: «Местная, но главная». Однако полномочий у муниципалов в Петербурге гораздо меньше, чем в других регионах. Периодически такие полномочия меняют и даже добавляют их, но не в решающих вопросах. Например, добавили полномочий по профилактике табакокурения, но реально ли муниципалам справиться с подобными задачами?..

— От своих слов не отказываюсь и готов еще раз об этом сказать. Муниципальная власть действительно самая близкая к людям. Но тут надо понимать, что каждый субъект Федерации имеет свои особенности, такие особенности есть и в городах федерального значения, к которым относятся Москва, Петербург и Севастополь. Именно это обстоятельство и накладывает определенные ограничения в полномочиях местной власти в таких городах.

Что же касается проблематичности для муниципалитетов вести работу по профилактике табакокурения, то здесь я с вами не соглашусь. Именно совместная работа муниципалитетов, школ, расположенных в границах округов, правоохранительных структур, спортивных сообществ может принести желаемые результаты на местах. Уверен, что это необходимое направление работы для местной власти.

Однако из полномочий органов местного самоуправления исключено право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, а также размещению элементов благоустройства. Но комитет по градостроительству вряд ли уследит за всеми подобными нарушениями. «Местным» все‑таки виднее?

— Этот вопрос мы обсуждали на заседании постоянной комиссии. К сожалению, у муниципалов не хватает ресурсов для такой работы, и доля оформленных протоколов в общем объеме была крайне мала. К тому же не по всем из них кто‑то был привлечен к ответственности по разным причинам. Словом, это объективная реальность. Но и жители должны своевременно проявлять здесь свою гражданскую позицию. А то, что «местным» виднее, вы правы. И свое «видение» никто не запрещает им донести до исполнительных органов, наделенных необходимыми полномочиями.

Продолжу тему полномочий и возможностей муниципалов. От них сейчас на районный уровень уходит уборка внутриквартальных территорий. Из числа вопросов местного значения исключены размещение контейнерных площадок и ремонт расположенных на них ограждений, подъездных путей и других элементов благоустройства. Не справляются? Если так, не пора ли все же начинать реформу местного самоуправления в Петербурге? Не много ли у нас муниципальных образований — аж 111?

— О реформе местного самоуп­равл­ения в Петербурге можно будет говорить после принятия проекта нового федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», когда внесут все поправки и будет понимание, что изменилось. А поправок в Госдуме к этому законопроекту, обсуждаемому с конца 2021 года, очень много.

Вместе с тем ответственность представителей муниципальной власти возрастает — на выборных лиц органов местного самоуправления, работающих на не освобожденной основе, распространены обязанности, ограничения и запреты, предписанные антикоррупционным законодательством. Ответственности много, а прав — по минимуму. Не сократится ли число желающих пойти в муниципалы?

— Работа в местном самоуправлении — это прежде всего работа с людьми. Если человек ответственный, то он пойдет, если нет — то такие люди там и не нужны. К сожалению, порой некоторые избранники перед выборами слабо представляли свои полномочия и задачи, которые им необходимо будет решать на уровне муниципалитетов. После выборов, удовлетворив свои избирательные амбиции и получив мандат доверия от граждан, некоторые новоиспеченные депутаты ударяются в «политику» или просто не приходят на заседания, занимаются склоками, а «копать», как говорится, некому.

По рекомендации постоянной комиссии по организации публичной власти и административно-территориальному устройству в городском парламенте проходит «Час муниципальных образований». Есть ли польза от таких мероприятий?

— Безусловно, есть. Изначально это была просьба самих муниципалов, чтобы они могли высказать свои чаяния и проблемы. Это дополнительная возможность, дополнительная площадка для открытого диалога между органами публичной власти.

На заседаниях ЗакСа постоянно обсуждаются законопроекты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Петербурга. И нередко часть полномочий уходит от городского парламента к Смольному. Чем это вызвано и когда‑нибудь все‑таки появится управленческий баланс?

— Баланс у нас уже есть, с этим все в порядке. Но федеральное законодательство постоянно совершенствуется, а мы стараемся за ним успеть, поэтому и происходит конкретизация деятельности для исключения дублирующих функций ряда ведомств.

А есть ли необходимость в сов­местном ведении каких‑то отдельных вопросов?

— 72‑я статья Конституции РФ определяет вопросы, которые могут быть в совместном ведении. Такие вопросы позволяют нам в регионе в зависимости от бюджетных возможностей вводить, например, дополнительные меры поддержки различным категориям граждан, решать вопросы с федеральной и региональной государственной собственностью, работать с налоговыми механизмами и многое другое.

Периодически в ЗакСе корректируется городское законодательство, связанное с государственными гражданскими служащими Петербурга, в том числе вслед за изменениями в федеральных нормах. Нет предела совершенству в госуправлении?

— Предела совершенству нет в любой области нашей жизни. И совершенствование механизма управления не исключение. Коммерческие фирмы стараются оптимизировать штат, издержки, увеличить прибыль. Так же и органы публичной власти стремятся совершенствовать свою работу. Это абсолютно естественные и нормальные процессы.

Центральное место среди пуб­личных субъектов административно-правовых отношений у нас занимают органы исполнительной власти. Не ущемляется ли таким образом представительная власть?

— По Конституции России и Уставу города, органы государственной власти делятся на законодательную власть, исполнительную и судебную. Каждая ветвь самостоятельна и независима. Очевидно, что внимание больше уделяется правительству города, ведь тот бюджет, что мы, депутаты городского парламента, принимаем, они реализуют: строят, ремонтируют, оснащают, и расходам всегда уделяется более пристальное внимание.

В ведении возглавляемой вами комиссии находятся вопросы взаимодействия различных органов власти и структур в развитии Арк­тики, к которой проявляют интерес и другие страны. Удалось ли выстроить четкий алгоритм взаимодействия в интересах России?

— Отмечу, что такие вопросы были включены в ведение постоянной комиссии только с 16 марта прошлого года, а Петербург не входит в регио­ны Арктической зоны РФ, но у нас имеется значительный потенциал для взаимодействия с такими регионами. В Северной столице есть Балтийский завод, «Адмиралтейские верфи», «Алмаз», Кировский завод и другие предприятия, с 1920 года работает Арктический и Антарктический НИИ… Петербург обладает колоссальной научной и промышленной базой, наш регион способен выстраивать эффективные социально-экономические отношения с арктическими регионами и оказывать им взаимовыгодную помощь для реализации соответствующих целей и задач.

Сейчас предложено общее для всех регионов наименование высшего должностного лица — «глава субъекта РФ». Однако названия должностей руководителей городов федерального значения сохранились, то есть в Петербурге по‑прежнему губернатор. При этом названия региональных парламентов не унифицированы, где‑то это законодательные собрания, где‑то думы… Стоит ли, на ваш взгляд, ввести общее наименование региональных парламентов?

— Думаю, суть не в названии того или иного органа, а в его работоспособности и пользе для территории и граждан.

#депутаты #комиссия #управление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7376) от 17.03.2023 под заголовком «С управленческим балансом все в порядке».


Комментарии