С гаджетом на купол Земли. Как живут полярники в Антарктиде
Полярникам, обживающим станцию «Прогресс» в Антарктиде, среди которых немало петербуржцев, живется теперь куда лучше. Нет, глобальное потепление ни при чем, погода там не изменилась. Зато, работая за пределами станции, можно, как на Невском проспекте, взять в руки смартфон и запросто переговорить с родными или поддерживать связь друг с другом, что важно в плане безопасности. Технические условия для этого в рамках совместного проекта с Российской антарктической экспедицией (РАЭ) впервые на далеком ледяном континенте обеспечил один из телекоммуникационных операторов.
Иллюстрация axily/shutterstock.com
На побережье залива Прюдс, в оазисе Холмы Ларсеманн, где находится круглогодичная станция «Прогресс», погодные условия почти такие же, как везде в Антарктиде. Зимой столбик термометра там опускается до минус 50 градусов, а ураганные ветры могут сбить с ног. Но это самая молодая, основанная в 1989 году, хорошо оснащенная и наиболее многолюдная российская полярная станция. В пик сезонных работ там трудятся более 100 человек, а зимовать остается четвертая часть этой команды, что тоже немало.
Последнее обстоятельство сыграло, пожалуй, решающую роль, когда петербургский Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), отвечающий за выполнение научной программы на Шестом континенте, заключил соглашение о сотрудничестве с одним из крупных операторов мобильной связи и встал вопрос, какую из станций лучше «озвучить».
Связь с большой землей у полярников была, конечно, и раньше, для этого использовали разные спутниковые системы (они же обеспечивали «слабый» Интернет и позволяли худо-бедно принимать некоторые российские телеканалы), но качество ее не особенно радовало. Стационарная УКВ-станция действовала, но чтобы дозвониться в определенные промежутки времени до родной земли, нужно было идти в радиорубку и буквально занимать очередь. А уж про то, чтобы во время полевых работ, когда разыграется непогода, не терять из виду друг друга, имея телефон, не могло быть и речи.
Теперь все по-другому. Рассказывая об особенностях пилотного проекта, сотрудники петербургского филиала компании - сотового оператора набрали номер телефона одного из полярников. На связь вышел главный специалист РАЭ ААНИИ Андрей Миркин.
«На станции «Прогресс» я уже третий месяц, а с недавних пор постоянно ношу в кармане мобильник, - сказал он. - Родной дом стал будто ближе: в любую минуту без труда можно дозвониться. Да и связываться с институтом по поводу текущих дел можно теперь быстрее. На днях поехал на полигон, и, находясь в 12 километрах от базы, переговорил с руководителями работ, а они даже не догадывались, что я не там, а в машине».
«Возможность неограниченно использовать привычный вид связи сказалась на климате в коллективе, - отмечает Александр Клепиков, руководитель РАЭ ААНИИ, - знакомое полярникам чувство оторванности от дома и семьи у моих коллег исчезло...»
Летом прошлого года, на подготовительном этапе, специалисты филиала (помогали им коллеги из Москвы) установили оборудование, которое бы надежно действовало в суровых погодных условиях, на своей петербургской площадке, имитируя обстановку на антарктической станции. А когда обкатали найденные для этого нестандартные инженерные решения и завершили настройку «железа», дождались наступления в Антарктиде полярного лета и отправились в путь.
Прибыв на место, за несколько недель они установили рядом с «Прогрессом», около 33-метровой радиомачты, технологический блок, куда вынесли ключевые узлы и модули базовой станции, причем с резервированием мощностей. Это означает, что при выходе из строя одного комплекта оборудования его обязанности «подхватит» другой. (Канал для надежного общения предоставил участникам пилотного проекта российский оператор спутниковой связи «Сатис-ТЛ-94».)
По словам Романа Левина, старшего инженера петербургского филиала, участвовавшего в монтаже, установленное там оборудование действует пока в тестовом режиме (продолжается и работа, связанная с получением разрешений на использование частот). Он продлится, по всей вероятности, три года - на такой период компания-оператор заключила соглашение с ААНИИ. Однако сигнал голосовой связи уже сегодня, при обычном тарифе, не только охватывает жилые и служебные модули станции, но и распространяется на территорию, где полярники проводят научные исследования.
Они также могут воспользоваться гаджетом, чтобы связаться с коллегами на аэродроме, находящемся в пяти километрах от этого полярного поселка, на леднике и в районе бухты, где швартуются институтское судно «Академик Трешников» и другие прибывающие на «Прогресс» суда. Для начала вполне достаточно, тем более если учесть, что Петербург, который откликается теперь по первому зову участников экспедиции, отделяет от этого места 14,8 тыс. километров.
Такой же голосовой связью, используя мобильную сеть стандарта GSM (а после проведения дополнительных работ и скоростным Интернетом), можно обеспечить «Новолазаревскую», «Молодежную» и другие российские научные станции в Антарктиде. Если у полярников, которые живут там и работают, появится такое желание, технически это сделать не очень-то сложно, добавляют специалисты. А в перспективе подобную базовую станцию можно развернуть в Русской Арктике. Первые шаги в этом направлении российские мобильные операторы уже сделали, снабдив устойчивой телефонной связью некоторые острова архипелагов и населенные пункты этого региона.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (6610) от 24.01.2020 под заголовком «С гаджетом на купол Земли».
Комментарии