Рыболовецкое судно «Капитан Брейхман» спустили на воду в Петербурге
Одно из самых современных рыболовецких судов «Капитан Брейхман», строящееся в нашем городе по программе инвестиционных квот, коснулось невской воды. Это не первенец серии, а четвертый траулер-процессор проекта 170701, равных которому (кроме его собратьев, естественно) в России и впрямь пока нет..
ФОТО pixabay
Замахнуться на большую «капитанскую» серию (всем судам этого проекта дают имена знаменитых судоводителей-северян) было непросто. И дело не только в количестве (заказчик, мурманский холдинг «Норебо», намерен получить десять таких судов. Шесть из них будут работать в северных морях, а четыре — на Дальнем Востоке). Обычно ведь как? Освоился со спецификой заказа — и все идет как по маслу. Только вот фишек в данном случае оказалось довольно много — не зря траулеры проекта 170701 называют самыми инновационными судами этого класса. А значит, «обкатать» серию на сей раз оказалось сложнее. Тем более что в России вообще долгое время не строили промысловые суда. А уж соответствующие мировому уровню — и подавно.
Наша газета уже давала читателям «портрет» таких траулеров. Поэтому пробежимся по их особенностям бегло. Перво-наперво — внешний вид: впервые в отечественной практике на судах этого типа применена совершенно новая архитектура корпуса: носовые обводы в форме капсулы. Это сделано для того, чтобы улучшить их мореходные качества и расширить полезную площадь. Второе: необычно высокий уровень оснащения.
Довольно долго депутаты обсуждали также проект постановления об обращении к главе правительства РФ Михаилу Мишустину по поводу ценников для товаров, чей вес или объем товаропроизводители уменьшили, сохранив при этом привычную упаковку. По мнению парламентариев, это не только дезориентирует покупателей, но даже нарушает их права — в итоге рост цены на товар увеличивается на 17 %. А пожилые люди не всегда даже сознают, что масло сливочное вместо 180 граммов (а еще раньше — 200!) может весить 160 граммов. Цены при этом неплохо подросли. Пакет молока или сока может вмещать не 1 литр, а 900 граммов. Так что это способ нажиться на невнимательности покупателя.
В декабре 2020 года правительство РФ утвердило правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, обязывающие продавца указывать цену за единицу товара или за единицу его измерения. Депутаты петербургского парламента попросили премьер-министра рассмотреть возможность обязанности для продавцов указывать на ценниках дополнительную информацию о цене товара за целую общепринятую единицу измерения (за 1 килограмм, 1 литр и т. д.). Но не все депутаты оценили инициативу позитивно, мол, покупателям тогда с калькулятором придется приходить в магазин. А заодно и с лупой — текст на упаковках написан мельчайшим шрифтом. Однако после небольшой пикировки парламентарии большинством голосов одобрили законопроект.
Затем ЗакС утвердил коррективы в отдельные законы Петербурга в связи с изменением методологии расчета величины прожиточного минимума, вызванным федеральным законодательством. Прежде он определялся ежеквартально, а теперь — ежегодно. До 1 июля эту величину определяет правительство РФ, до 15 сентября — регионы с учетом местной дифференциации.
Ожидаемо эмоционально прошло обсуждение проекта закона о прекращении полномочий муниципалитетов Колпинского, Кронштадтского, Курортного, Петродворцового, Петроградского, Пушкинского районов по уборке и санитарной очистке территорий. Этим займутся районные администрации. Как уточнил представитель губернатора в ЗакСе Константин Сухенко, такое нововведение позволит оптимизировать и повысить эффективность уборки внутриквартальных территорий общего пользования. В остальных 12 районах это уже прерогатива районных администраций, где, как заявили парламентарии, уборка снега минувшей зимой не была безупречной.
Как сообщил депутатам председатель жилищного комитета Смольного Олег Зотов, новый законопроект — только часть задуманной реорганизации уборки города (слово «реформа» ему не нравится). Теперь не только исчезнут подрядчики и субподрядчики, а ответственность будет возложена на бюджетные жилищные агентства. Предусмотрена еще и закупка новой уборочной техники, повышение заработной платы, открытие 6,5 тыс. новых рабочих мест для людей в желтых жилетах — они должны быть в центре процесса, как в Москве. Причем для иногородних работников уже готовится временное жилье. С 1 августа в пилотном режиме заработает также новый информационный комплекс, позволяющий отслеживать ситуацию с уборкой в онлайн-режиме.
В результате принятия проекта закона полномочиями по обеспечению уборки внутриквартальных территорий общего пользования Петербурга с 1 января 2023 года будут наделены только администрации 18 районов Северной столицы. До этого будет работать нынешняя схема.
В конце заседания депутаты утвердили поправки в закон «Об установлении платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в Санкт-Петербурге», касающийся социального найма. Он впервые с 2010 года повышает размер оплаты за квадратный метр и вводит платежи за капитальный ремонт, которые живущие в социальном жилье граждане прежде не платили.
Там применены самые передовые на сегодняшний день технологии по вылову рыбы и ее практически безотходной переработке в открытом море на многофункциональной фабрике. Значительную часть улова, до 100 тонн рыбы, экипаж траулера сможет замораживать, а мощность «фабричного» оборудования, установленного на судне, составит 150 тонн в сутки. На выходе — свыше 1 тыс. тонн рыбопродукции (филе, фарш, печень трески) и до 334 тонн рыбной муки. Это не считая большой партии рыбных консервов, хранящихся в морозильных камерах.
Третье: комфортные условия жизни на судне и высокий уровень экологичности. Одна только деталь: там предусмотрены холодильные установки с натуральным хладагентом — вместо компонентов типа гидрохлорфторуглерод, применять которые на новых судах с недавних пор запрещено. Ну и технологии, позволяющие обеспечить эффективное потребление энергоресурсов на судне…
Неудивительно, что северяне сначала подписали контракт на строительство шести таких судов ледового класса Ice2, способных преодолевать льды толщиной до полуметра и добывать рыбу разными тралами — донными и пелагическими. А затем подумали-подумали — и увеличили серию до десяти единиц, стоимость которой выросла до 38,4 млрд рублей.
Решиться на это было непросто. Ведь новые траулеры, имеющие сходство с норвежскими промысловыми судами, их близнецами не стали (проектную и рабочую конструкторскую документацию разработали петербуржцы). «Норебовские» суда от них отличаются — в силу требований Российского морского регистра судоходства и пожеланий заказчика.
Но только корабелы отладили производственную схему, внося по ходу дела коррективы в документацию, как грянула пандемия. А едва восстановили нарушенные логистические цепочки — из‑за очередного санкционного давления на нашу страну изменились экономические условия.
Все это повлияло на сроки выполнения заказа по всем судам линейки. Но не так ощутимо, как могло быть в подобных обстоятельствах. Несмотря на санкции, отечественные верфи продолжают обновлять флот, отметил во время спуска на воду «Капитана Брейхмана» глава Росрыболовства Илья Шестаков.
По словам генерального директора «Северной верфи» Игоря Орлова, для предприятия это по‑настоящему уникальный проект. Реализуя его, петербуржцы столкнулись с новыми серьезными вызовами и все же продолжили осваивать высокотехнологичную продукцию гражданского назначения. Кроме десяти «капитанских» траулеров-процессоров в портфеле гражданских заказов этой судоверфи четыре ярусолова нового поколения, которые предприятие строит для архангельских и мурманских рыбаков.
Спустив на воду еще один морозильный траулер, корабелы займутся дальнейшим формированием его надстроек и монтажом рыбофабрики, доведут до ума внутренние помещения, установят на судне три палубных крана. И в будущем году передадут его заказчику.
КСТАТИ
Четвертый траулер-процессор проекта 170701, которому предстоит вести промысел в Северной Атлантике, назван в честь заслуженного работника рыбного хозяйства России Льва Брейхмана. Проработав много лет на судах мурманского флота, он стал капитаном одного из них, а потом возглавил крупное российское рыбопромышленное объединение «Мурманрыбпром».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7181) от 02.06.2022 под заголовком «Штрихи к портрету «Капитана»».
Комментарии