Русский классицизм с итальянским профилем. Что сделал Ринальди для Петербурга?

В центре небольшой Манежной площади - сквер с фонтаном и скамейками, по кругу - бюсты четырех итальянских архитекторов, без которых наш город уж точно не был бы таким, каким мы его привыкли видеть, - Растрелли, Ринальди, Кваренги и Росси. О памятнике Растрелли мы рассказали в майском выпуске «Площади наций». Сегодня вспомним об Антонио Ринальди, проработавшем на благо России более 30 лет.

Русский классицизм с итальянским профилем. Что сделал Ринальди для Петербурга? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Он родился, предположительно, в 1709 году на юге Италии в дворянской семье. Учился архитектуре у одного из ведущих мастеров позднего итальянского барокко и предшественника классицизма Луиджи Ванвителли, участвовал в создании многих архитектурных шедевров своего наставника. В 1751 году уже известным зодчим Антонио Ринальди был приглашен в Россию - сначала в Малороссию, а с 1754-го - в столицу.

На первых порах он был архитектором «малого двора» великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В этом качестве Ринальди начал масштабные работы в Ораниенбауме, продолжавшиеся более двух десятилетий. Здесь он построил потешную крепость Петерштадт с дворцом Петра III и садом со множеством миниатюрных павильонов, Оперный дом и ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой.

После восшествия на престол Екатерины II Антонио Ринальди стал ведущим архитектором Петербурга, сменив в этой должности своего земляка Растрелли и обозначив переход архитектурной моды в России от барокко к классицизму.

В 1770-е годы архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайский театр и Китайский павильон, Орловские ворота, спроектировал Чесменскую, Морейскую и Крымскую колонны, Кагульский обелиск. В Ямбурге (Кингисеппе) по его проекту был возведен Екатерининский собор, в Гатчине - Гатчинский дворец-замок с парком в «английском вкусе» - первым пейзажным в истории отечественного паркостроения.

В Петербурге самое известное творение Ринальди - Мраморный дворец, который строился для графа Орлова, а позднее был подарен Екатериной II своему внуку Константину Павловичу. Кроме того, по его проекту сооружали костел Святой Екатерины на Невском проспекте, третий Исаакиевский собор, а также перестраивали Князь-Владимирский собор. Ринальди стал автором здания Тучкова буяна - складов пеньки на набережной Малой Невы.

Последней работой зодчего в России был проект Большого Каменного театра на Карусельной (Театральной) площади. Во время осмотра стройки случилось несчастье - Ринальди упал с лесов и покалечился, после чего подал в отставку. Архитектору назначили пожизненную пенсию. Ринальди продал дом в Петербурге и в 1784 году уехал в Рим, где последние десять лет жизни занимался систематизацией собственного творческого наследия - проектов и рисунков. Российскую пенсию зодчему регулярно выплачивали через консула.

Интересно, что на всех зданиях, спроектированных Ринальди, можно увидеть его «автограф» - скрещенные пальмовая и лавровая ветви. А на стене парадной лестницы Мраморного дворца по распоряжению императрицы Екатерины II был установлен барельеф с изображением зодчего, выполненный Федотом Шубиным. И это единственный дошедший до нас портрет Ринальди.

Композиция из четырех бронзовых бюстов архитекторов-итальянцев на гранитных постаментах (авторы - Владимир Горевой и Владимир Попов) открылась на Манежной площади в 2003 году. Эти памятники стали подарком правительства Италии и муниципалитета Милана, побратима Санкт-Петербурга, к 300-летию нашего города. На постаментах выбиты имена зодчих на русском и итальянском языках (о памятниках Кваренги и Росси расскажем в следующих выпусках «Площади наций»).

#архитекторы #памятник #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6701) от 17.06.2020 под заголовком «Русский классицизм с итальянским профилем».


Комментарии