Российский туризм активно использует поезда и автомобили вместо самолетов
На состоявшейся недавно в Петербурге конференции «Pro//Движение. Туризм» было заявлено: путешествия внутри страны в нынешних условиях вполне могут развиваться и благодаря широкому использованию колесных видов транспорта. Причем предназначенные для этого составы и автобусы уже есть. И вполне способны обеспечить туристам полный комфорт как в дороге, так и на местах длительных стоянок.
ФОТО пресс-службы РЖД
«Поезд — это уже не просто средство передвижения из точки в точку, — сказала заместитель руководителя Ростуризма Елена Лысенкова во время дискуссии на площадке Музея железных дорог России. — Туристы начинают воспринимать такую поездку как путешествие. А комфортабельный вагон — как отель на колесах».
Есть уже и понимание тренда. Если еще 5 лет назад сотрудничество с железнодорожниками в деле создания новых маршрутов на поездах шло с большим скрипом, то сейчас они сами проявляют инициативу. По словам заместителя главы РЖД Дмитрия Пегова, еще 11 марта 2021 года на уровне холдинга была утверждена концепция железнодорожного туризма: в ее рамках разработали ряд маршрутов и определили требования к формированию туристических поездов. Результат налицо: в прошлом году появились 22 маршрута с охватом 35 регионов России, в которые на поездах удалось перевезти свыше 300 тыс. пассажиров.
А в ближайшее время в путь отправятся сразу пять новых железнодорожных круизов. Поезд «В Сибирь», в частности, будет следовать по круговому маршруту из Москвы в Тюмень (через Казань, Тобольск и Пермь). «Байкальский экспресс» поедет из Иркутска в Улан-Удэ (или обратно). А маршрут «Величие Севера» предполагает отправление из Москвы и посещение Великого Новгорода, Карелии (Рускеала), Архангельска, Великого Устюга и Костромы. В свою очередь «Поморский экспресс» проследует из Москвы и обратно через Петрозаводск, Кемь, Обозерскую, Архангельск, Вологду, Ярославль и Углич. При этом Дмитрий Пегов уверен, что «развитие железнодорожных туристических маршрутов важно совмещать с развитием туристической инфраструктуры в различных городах».
Отлично понимают важность этого и на местах. Так, Нана Гвичия, заместитель председателя комитета по туризму Петербурга, говоря о перспективах, не преминула заметить, что «задачу создания устойчивых коммуникаций между регионами помогают решать активно развивающиеся сети железнодорожных маршрутов». Поэтому вместе с руководителем управления по туризму Республики Карелия Анной Борчиковой были обсуждены и новые туристические маршруты. В том числе и так называемые мультимодальные, во время которых путешественники могут воспользоваться разными видами транспорта.
В частности, эксперты обсудили возможность организации путешествий по Северо-Западу России на автомобиле. По оценке обеих сторон, это набирающий популярность современный тренд, который предоставляет туристу максимум свободы выбора маршрута и позволяет комбинировать культурно-познавательные программы в Петербурге с поездками по Северо-Западу и отдыхом на природе.
Два таких маршрута уже разработаны. По словам Борчиковой, «Ладожское кольцо» стартует и заканчивается в Петербурге, а путешественники по ходу движения побывают в целом ряде интересных мест вокруг озера, включая Приозерск, Старую Ладогу и Сортавалу. Маршрут «Онежское кольцо» ведет дальше на север и включает в себя посещение старейшего российского курорта «Марциальные воды», водопада Кивач, древних городов Пудож, Вытегра и других уникальных точек притяжения туристов.
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин тоже отметил роль мультимодальных пассажирских перевозок, которые впервые запустили в мае прошлого года. Однако опыт оказался весьма удачным: к марту 2022‑го этим форматом поездок воспользовались уже свыше 21 тыс. человек. А поскольку спрос на перевозку в туристских поездах вырос более чем на 80 %, появляются новые варианты. В Петербурге, например, разработаны ретромаршруты и поездки на поезде по местам воинской славы, а из Москвы уже в апреле 2022‑го стартуют сразу несколько длинных железнодорожных круизов. В их числе «Жемчужина Кавказа» и «Цветущая степь» в Калмыкию, серия «гастрономических» поездов в Казань, Йошкар-Олу и Ижевск, а также масса коротких туров в Поволжье, в центре и на Северо-Западе России.
Более того — даже Сахалинская область презентовала систему мультимодальных перевозок, в которых задействованы водное, авиа и наземное сообщение. К примеру, турист, прибыв на Сахалин на самолете, может на поезде отправиться в Корсаков с целью дальнейшего путешествия на теплоходе к Курильским островам… А Ассоциация туроператоров России с учетом нынешней ситуации выступила с инициативой запустить грядущим летом экспресс-поезда в Крым, которые по пути следования делали бы только несколько остановок в крупных городах. Однако пока эта инициатива понимания не нашла.
В рамках конференции на выставке в музее были представлены и специально разработанные вагоны, включаемые в составы туристических поездов. В том числе детский вагон, различные варианты вагонов класса «люкс», а также плацкартный вагон с индивидуальным пространством для каждого пассажира, сидячий вагон, вагон-бар, вагон-душ и многие другие. Особенно понравился многим участникам встречи люксовый вагон всего на… 6 мест, который не просто создает пассажирам комфорт, но делает это на уровне настоящего пятизвездного отеля.
Почему растет интерес к поездкам на поездах и мультимодальному передвижению? Здесь дело не только в сложностях, с которыми столкнулась российская авиация. По оценке ряда участников встречи, железнодорожные круизы, в частности, пользуются все большим спросом благодаря надежности и комфорту подвижного состава, а также большому выбору вариантов поездок.
Так что, похоже, лето нынешнего года станет временем ренессанса «колесного» туризма в России.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (7159) от 27.04.2022 под заголовком «Колеса вместо крыльев».
Комментарии