Российский рынок беспилотных авиационных систем вырос на 25 % в 2021 году

Еще недавно дроны казались многим бесполезной игрушкой, а сегодня они уже становятся важной частью мировой экономики. Правда, не в России — объем отечественного рынка продукции и услуг с применением беспилотных авиационных систем (БАС) на начало 2021 года составил лишь 0,7% от мирового. И все-таки развитие идет. Дроны с гамбургерами пока не залетают в форточки петербуржцев, но доставка грузов в труднодоступные уголки нашей страны уже начинается.

Российский рынок беспилотных авиационных систем вырос на 25 % в 2021 году | ФОТО «Почта России»/ТАСС

ФОТО «Почта России»/ТАСС

Пролом барьеров

Прошедший год для развития российского рынка БАС стал удачным. Рынок вырос примерно на четверть. Этому отчасти помогло и государство. Именно в прошлом году беспилотные воздушные суда (БВС) максимальной взлетной массой более 30 кг впервые были официально внесены в Государственный реестр гражданских воздушных судов и получили регистрационные знаки. Пионерами в этой процедуре стали два российских БВС вертолетного типа, созданные петербургской компанией «НПП «Радар ммс».

Есть ощущение предвестия чего-то значительного, — охарактеризовал состояние отрасли президент ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Андрей Грудев. — Причем речь идет не о преодолении, а о проломе барьеров, стоящих на пути бурного развития рынка БАС.

Сегодня дроны используются во многих отраслях. В лесной с их помощью производят учет земель, тушат пожары, ищут свалки и нелегальные рубки, защищают леса от вредителей. По оценке ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, к 2028—2030 годам  ежегодный объем летного времени воздушных судов в этой отрасли возрастет до 60—75 тысяч часов, из них на долю БВС будет приходиться 20—35%. Соответственно, потребуется не менее 3,5 тыс. беспилотников. 

Эффективно используют их и в сельском хозяйстве. С помощью беспилотников производятся ­аэросъемка, обработка урожая химикатами в труднодоступных местах. При этом объем применения БАС в сельском хозяйстве пока составляет не более 10% от потенциальной потребности. 

Но все-таки самая перспективная область применения — логистика. Стремительное развитие электронной коммерции привело к растущему дефициту курьеров, поэтому сегодня особенно актуально развитие беспилотной аэродоставки. В числе заказчиков выступают такие гиганты, как «Почта России», «Газпром», «Транснефть» и Сбербанк. 

Растущий спрос на логистические операции и дефицит возможностей доставки заметны уже сегодня, — подтвердил на XIV Петербургском международном инновационном форуме руководитель проектов авиационной инфраструктуры «Почты России» Денис Барышников. — Основная проблема классической логистики в том, что операторы копят груз (даже срочный), чтобы поездка была рентабельной. В результате 75% времени от всей доставки посылка стоит на месте, ожидая, когда ее загрузят, разгрузят, отсортируют. А БВС готово везти отдельный груз с минимальным весом, минуя сортировочные и погрузо-разгрузочные пункты, за счет чего время доставки значительно сокращается. Что касается категорий товаров, которые на данном этапе вписываются в схемы аэродоставки, то это прежде всего не сборные и не дешевые грузы. В основном речь может идти об электронике, ­одежде, подарках, лекарствах, а в будущем — об алкоголе.

Дрон, который живет на крыше 

В мировой практике удачные опыты доставки грузов с помощью беспилотных авиасистем пока фиксируются исключительно за пределами городской территории, — отмечает генеральный директор компании «Флай Дрон» Никита Данилов. — Аэродоставка в мегаполисе пока возможна только с использованием схемы маршрутизации.  К примеру, у китайского онлайн-ретейлера «Али-Баба» в Шанхае есть ­17 маршрутов, которые согласованы с организацией воздушного движения в КНР. В Европе прогнозируют, что к 2030 — 2040 годам в небе над одним городом смогут одновременно находиться 700 беспилотников, а в США — еще больше. Но важно, как спланировать и скоординировать все эти полеты.  

При этом новая индустрия автоматически меняет городскую среду. Не исключено, что скоро на крышах наших домов появятся дронопорты, которые решат вопрос самого затратного этапа доставки — «последней мили». А в Австралии крыши торговых ­центров уже используют в качестве взлетно-посадочной площадки для дронов, доставляющих еду, медикаменты и другие товары. Это позволяет быстрее передавать товары на доставку и не искать отдельное открытое место для строительства дронопорта.

Что касается Петербурга, то объекты малой авиации (в частности, вертолеты) над городом уже никого не удивляют. А вот беспилотники пока остаются экзотикой.

Согласно официальной статистике, беспилотных аппаратов над Невой летает очень мало, хотя небольшой рост есть, — говорит Никита Данилов. — Если в 2019 году было выдано 44 разрешения на официальные полеты над городом, то за девять месяцев 2021-го количество таких разрешений увеличилось до 77.

Петербургский рынок БСА развивается пока очень медленно, — комментирует ситуацию исполнительный директор «НПП «Радар ммс» Иван Анцев. — Для обеспечения емкости рынка катастрофически не хватает игроков. Еще меньше логистических операторов, готовых взять на себя задачу тестирования аэрологистики. Работать есть над чем. Понятно, что люди не будут довольны, если у них над головами станут летать шумные летательные аппараты. Кроме того, пока еще много рисков с точки зрения безопасности. Это и угроза падения аппаратов на людные улицы, и возможность перехвата их управления террористами.

БВС летят на север

Безусловно, в людных местах беспилотникам еще долго придется конкурировать с привычными каналами доставки. Но уже есть территории, где беспилотная аэродоставка становится практически единственным решением. Недавно специалисты ассоциации «Аэронекст» в интересах ПАО «Газпром нефть» провели первый в России конкурс по перевозке на БВС проб нефти. 

Позже к тестированию возможностей таких судов для перевозки грузов присоединилась «Почта России», проведя совместно с компанией «Аэромакс» успешные испытания на Ямале. Беспилотник вертолетного типа совершил несколько полетов по маршруту «Салехард — Аксарка — Салехард» с массогабаритным макетом груза. Общая протяженность пути составила 53 км. 

По предварительным расчетам, использование дронов повысит среднюю скорость логистики на региональной маршрутной сети в два раза и позволит в перспективе увеличить объемы грузопотока более чем в десять раз, при этом снизить стоимость логистических сервисов на 50%.

Небосвод с перспективой

Но все же и на городских дронах никто ставить крест не собирается — совсем наоборот. Успешное развитие аэромобильности должно привести к разгрузке автомобильного трафика, сократить время доставки товаров и в конечном итоге повысить качество жизни.

При этом, чтобы запустить доставку БВС над пригородными и городскими территориями, необходимо оснастить беспилотники надежными и эффективными системами безопасности, определить своеобразные воздушные коридоры для прямых полетов из пункта А в пункт Б, предусмотреть защищенные каналы наблюдения и связи, оборудовать специальные площадки, откуда БВС будут забирать заказы и куда станут их доставлять. 

Для решения этих и других вопросов в прошлом году в Петербурге в рамках проекта «Небосвод — Северо-Запад» открылась пилотная зона для городской аэромобильности. Четырехстороннее соглашение подписано между городским комитетом по транспорту, Агентством внешнего транспорта, научно-исследовательским центром «Аэроскрипт» и  компанией «Инвитро СПб». 

Задача проекта — отработка основных организационных и технических решений при эксплуатации цифровой платформы, оценка возможностей при использовании «Небосвода» для автоматизации процесса получения доступа к использованию воздушного пространства (ИВП), его мониторинга, фиксации и обработки факта нарушения правил ИВП.


#дрон #развитие #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7086) от 12.01.2022 под заголовком «Приручение беспилотных курьеров».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.