Российский рынок беспилотных авиационных систем вырос на 25 % в 2021 году
Еще недавно дроны казались многим бесполезной игрушкой, а сегодня они уже становятся важной частью мировой экономики. Правда, не в России — объем отечественного рынка продукции и услуг с применением беспилотных авиационных систем (БАС) на начало 2021 года составил лишь 0,7% от мирового. И все-таки развитие идет. Дроны с гамбургерами пока не залетают в форточки петербуржцев, но доставка грузов в труднодоступные уголки нашей страны уже начинается.
ФОТО «Почта России»/ТАСС
Пролом барьеров
Прошедший год для развития российского рынка БАС стал удачным. Рынок вырос примерно на четверть. Этому отчасти помогло и государство. Именно в прошлом году беспилотные воздушные суда (БВС) максимальной взлетной массой более 30 кг впервые были официально внесены в Государственный реестр гражданских воздушных судов и получили регистрационные знаки. Пионерами в этой процедуре стали два российских БВС вертолетного типа, созданные петербургской компанией «НПП «Радар ммс».
— Есть ощущение предвестия чего-то значительного, — охарактеризовал состояние отрасли президент ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Андрей Грудев. — Причем речь идет не о преодолении, а о проломе барьеров, стоящих на пути бурного развития рынка БАС.
Сегодня дроны используются во многих отраслях. В лесной с их помощью производят учет земель, тушат пожары, ищут свалки и нелегальные рубки, защищают леса от вредителей. По оценке ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, к 2028—2030 годам ежегодный объем летного времени воздушных судов в этой отрасли возрастет до 60—75 тысяч часов, из них на долю БВС будет приходиться 20—35%. Соответственно, потребуется не менее 3,5 тыс. беспилотников.
Эффективно используют их и в сельском хозяйстве. С помощью беспилотников производятся аэросъемка, обработка урожая химикатами в труднодоступных местах. При этом объем применения БАС в сельском хозяйстве пока составляет не более 10% от потенциальной потребности.
Но все-таки самая перспективная область применения — логистика. Стремительное развитие электронной коммерции привело к растущему дефициту курьеров, поэтому сегодня особенно актуально развитие беспилотной аэродоставки. В числе заказчиков выступают такие гиганты, как «Почта России», «Газпром», «Транснефть» и Сбербанк.
— Растущий спрос на логистические операции и дефицит возможностей доставки заметны уже сегодня, — подтвердил на XIV Петербургском международном инновационном форуме руководитель проектов авиационной инфраструктуры «Почты России» Денис Барышников. — Основная проблема классической логистики в том, что операторы копят груз (даже срочный), чтобы поездка была рентабельной. В результате 75% времени от всей доставки посылка стоит на месте, ожидая, когда ее загрузят, разгрузят, отсортируют. А БВС готово везти отдельный груз с минимальным весом, минуя сортировочные и погрузо-разгрузочные пункты, за счет чего время доставки значительно сокращается. Что касается категорий товаров, которые на данном этапе вписываются в схемы аэродоставки, то это прежде всего не сборные и не дешевые грузы. В основном речь может идти об электронике, одежде, подарках, лекарствах, а в будущем — об алкоголе.
Дрон, который живет на крыше
— В мировой практике удачные опыты доставки грузов с помощью беспилотных авиасистем пока фиксируются исключительно за пределами городской территории, — отмечает генеральный директор компании «Флай Дрон» Никита Данилов. — Аэродоставка в мегаполисе пока возможна только с использованием схемы маршрутизации. К примеру, у китайского онлайн-ретейлера «Али-Баба» в Шанхае есть 17 маршрутов, которые согласованы с организацией воздушного движения в КНР. В Европе прогнозируют, что к 2030 — 2040 годам в небе над одним городом смогут одновременно находиться 700 беспилотников, а в США — еще больше. Но важно, как спланировать и скоординировать все эти полеты.
При этом новая индустрия автоматически меняет городскую среду. Не исключено, что скоро на крышах наших домов появятся дронопорты, которые решат вопрос самого затратного этапа доставки — «последней мили». А в Австралии крыши торговых центров уже используют в качестве взлетно-посадочной площадки для дронов, доставляющих еду, медикаменты и другие товары. Это позволяет быстрее передавать товары на доставку и не искать отдельное открытое место для строительства дронопорта.
Что касается Петербурга, то объекты малой авиации (в частности, вертолеты) над городом уже никого не удивляют. А вот беспилотники пока остаются экзотикой.
— Согласно официальной статистике, беспилотных аппаратов над Невой летает очень мало, хотя небольшой рост есть, — говорит Никита Данилов. — Если в 2019 году было выдано 44 разрешения на официальные полеты над городом, то за девять месяцев 2021-го количество таких разрешений увеличилось до 77.
— Петербургский рынок БСА развивается пока очень медленно, — комментирует ситуацию исполнительный директор «НПП «Радар ммс» Иван Анцев. — Для обеспечения емкости рынка катастрофически не хватает игроков. Еще меньше логистических операторов, готовых взять на себя задачу тестирования аэрологистики. Работать есть над чем. Понятно, что люди не будут довольны, если у них над головами станут летать шумные летательные аппараты. Кроме того, пока еще много рисков с точки зрения безопасности. Это и угроза падения аппаратов на людные улицы, и возможность перехвата их управления террористами.
БВС летят на север
Безусловно, в людных местах беспилотникам еще долго придется конкурировать с привычными каналами доставки. Но уже есть территории, где беспилотная аэродоставка становится практически единственным решением. Недавно специалисты ассоциации «Аэронекст» в интересах ПАО «Газпром нефть» провели первый в России конкурс по перевозке на БВС проб нефти.
Позже к тестированию возможностей таких судов для перевозки грузов присоединилась «Почта России», проведя совместно с компанией «Аэромакс» успешные испытания на Ямале. Беспилотник вертолетного типа совершил несколько полетов по маршруту «Салехард — Аксарка — Салехард» с массогабаритным макетом груза. Общая протяженность пути составила 53 км.
По предварительным расчетам, использование дронов повысит среднюю скорость логистики на региональной маршрутной сети в два раза и позволит в перспективе увеличить объемы грузопотока более чем в десять раз, при этом снизить стоимость логистических сервисов на 50%.
Небосвод с перспективой
Но все же и на городских дронах никто ставить крест не собирается — совсем наоборот. Успешное развитие аэромобильности должно привести к разгрузке автомобильного трафика, сократить время доставки товаров и в конечном итоге повысить качество жизни.
При этом, чтобы запустить доставку БВС над пригородными и городскими территориями, необходимо оснастить беспилотники надежными и эффективными системами безопасности, определить своеобразные воздушные коридоры для прямых полетов из пункта А в пункт Б, предусмотреть защищенные каналы наблюдения и связи, оборудовать специальные площадки, откуда БВС будут забирать заказы и куда станут их доставлять.
Для решения этих и других вопросов в прошлом году в Петербурге в рамках проекта «Небосвод — Северо-Запад» открылась пилотная зона для городской аэромобильности. Четырехстороннее соглашение подписано между городским комитетом по транспорту, Агентством внешнего транспорта, научно-исследовательским центром «Аэроскрипт» и компанией «Инвитро СПб».
Задача проекта — отработка основных организационных и технических решений при эксплуатации цифровой платформы, оценка возможностей при использовании «Небосвода» для автоматизации процесса получения доступа к использованию воздушного пространства (ИВП), его мониторинга, фиксации и обработки факта нарушения правил ИВП.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7086) от 12.01.2022 под заголовком «Приручение беспилотных курьеров».
Комментарии