Российские вина восполнят дефицит зарубежного шампанского
В этом году, как и в прошлом, без шампанского в новогоднюю ночь никто не останется, пообещали в преддверии праздников представители Российского союза виноградарей и виноделов. Только вот выбор на этот раз будет скромнее обычного. Вместо дефицитной классики из знаменитой французской провинции многие петербуржцы в праздничные бокалы нальют игристое вино российского производства.
ФОТО Якова КНЯЗЕВА
Игристые войны
Зарубежные пузырьки известных брендов оказались в дефиците по двум причинам. Во-первых, сказался плохой урожай винограда из-за неподходящих погодных условий. А во-вторых, до сих пор на рынке отзывается летняя винная размолвка между Россией и Францией.
На самом деле этот спор ведется давно. Французы неоднократно предлагали российским виноделам отказаться от этого географического наименования. В конце концов, на то оно и «шампанское», что производится именно в Шампани. Вместе с тем и у нашей страны есть свои козыри.
В итоге сошлись на том, что игристые вина, произведенные в России, будут именоваться «шампанским» только на кириллице и только при продаже на территории страны производства. В этом есть своя логика, поскольку на использование этого термина у России есть исторические и правовые основания. Производство игристого вина в России немногим моложе французского – первое документальное упоминание об этом относится к 1756 году. Известен и регион производства российского игристого вина XVIII века – это правый берег Дона (Ростовская область), и даже населенные пункты, где делали первое российское игристое: станицы Ведерниковская и Цимлянская.
Первое российское игристое в Крыму начал производить князь Лев Сергеевич Голицын в 1878 году. И уже тогда оно называлось «шампанским». Французы же зарегистрировали за собой право интеллектуальной собственности на слово champagne лишь полвека спустя: декрет о защите наименования по происхождению был издан в 1936 году.
Проблема в очередной раз всплыла в этом году. Из-за некорректных нововведений в российском законодательстве этим летом сложилась неоднозначная ситуация, когда иностранных виноделов обязали маркировать бутылки с шампанским не иначе как «игристое вино». А термином «шампанское» в России разрешили называть исключительно российскую продукцию, произведенную из местного винограда. Возникла абсурдная ситуация, когда самое настоящее шампанское, произведенное в Шампани, именоваться «шампанским» не могло.
Сначала удивились в компании Moet Hennessy, а затем к вопросу подключились правительство Франции и власти ЕС. В итоге французы остановили поставки вина в Россию. И хотя уже в сентябре конфликт был улажен, а поставки возобновлены, многие российские магазины и рестораны заветный напиток недополучили, так как французские виноделы уже переориентировались на другие страны. Тем более что такие истории даром не проходят. Откуда французские виноделы могут знать, какие еще «светлые» мысли в следующий раз придут в голову российским депутатам?
Тем временем неуемные законодатели порой мешают и отечественному бизнесу. Нехватку игристого вина уже российского производства обострил новый закон «О виноградарстве и виноделии», вступивший в силу в прошлом году. Он ужесточил правила для производителей игристых вин, которые используют на этикетке надпись «Российское шампанское». С тех пор такое вино можно производить только «по классике» – с выдержкой в бутылке.
Это, разумеется, отразилось на рынке: объем выпуска вин с заветной маркировкой существенно снизился. Сейчас слово «шампанское» значится только на лучших российских винах, выпускаемых из местного винограда сравнительно небольшими тиражами.
Тем не менее некоторые коммерсанты все-таки пытаются продвинуть свою продукцию именно за счет названия и связанных с ним ассоциаций. Комично на этом фоне выглядит история о том, как предприниматель Андрей Кобзон, сын известного певца, в январе этого года пытался зарегистрировать в Роспатенте товарный знак «Вдова Кобзона» и его французскую версию Veuve Kobzon. Однако в ведомстве весьма логично решили, что название слишком похоже на всем известную марку французского шампанского, и в регистрации отказали.
Проверочная дегустация
Дефицит шампанского в этом году восполнит достаточно богатый ассортимент отечественных вин, которые за последний год существенно подтянули качество. Это доказывает исследовательский проект Роскачества, Минпромторга России и Минсельхоза России «Винный гид России».
В исследовании участвовали более 600 вин и 47 производителей из семи винодельческих регионов страны. Каждое хозяйство проходило оценку более чем по ста критериям, включая сырьевую базу, производственные процессы, выборочное тестирование качества вин на производстве. Закупщики приобретали вина на полках более 80 розничных торговых точек. Традиционно исследовались вина не дороже 1000 рублей. В результате средняя цена закупки одного образца в 2021 году составила 434 рубля 40 копеек, а стоимость самого дешевого вина составила менее 200 рублей.
Проверку образцов осуществлял 41 эксперт. Все дегустаторы прошли процедуру тестирования сенсорной чувствительности в связи с тем, что коронавирус, который перенесли многие люди в мире, может искажать восприятие запахов. Оценка проводилась по 100-балльной шкале, принятой Международной организацией винограда и вина.
В итоге количество вин, соответствующих повышенному стандарту, стало рекордным по сравнению со всеми предыдущими годами исследования. Жюри рекомендовало 430 образцов (70,49%) из списка. Число вин с существенными замечаниями по качеству сократилось до 0,96%.
«Качество вина из российского винограда ежегодно повышается и достигло стабильно высокого уровня: примерно 2/3 из нескольких сотен исследованных вин получили хорошие оценки», – подтвердил заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов.
Самой масштабной категорией в исследовании стало красное вино – 214 образцов. Наибольшее количество высоких оценок получили кубанские вина, достойные оценки у Севастополя, региона Нижняя Волга (Волгоградская область), долины Дона (Ростовская область), а также Дагестана.
В списке тихих белых вин, вошедших в исследование, 192 образца. В топ вошла продукция Таманского полуострова, Севастополя и Анапы. Неплохие оценки получили вина из регионов Краснодарского края (Новороссийск, Геленджик и Крымск) и Ростовской области (долины Дона). Первая тройка лучших сухих белых вин родом из Крыма. К сожалению, белые вина показали результат хуже, чем в прошлый раз. Сказалась жаркая засушливая погода в большинстве регионов России, к чему белые сорта винограда гораздо чувствительнее красных.
При этом исследование подтвердило известную мудрость: хорошее вино не обязано быть дорогим. Ценник лучших полусухих красных российских вин колеблется в диапазоне от 422 до 649 рублей. За качественное полусладкое красное вино можно заплатить от 310 до 476 рублей, а самое недорогое вино из красных обойдется в 428 рублей.
Тройка лучших белых сухих вин обойдется покупателю от 420 до 479 рублей. Лучшее полусухое белое – 390 рублей за бутылку. Второе и третье места рейтинга полусухих вин в рознице стоят до 500 рублей. Разброс цен на качественные полусладкие белые вина достаточно широк – в диапазоне от 390 до 889 рублей.
Прощай, фруктовое вино!
Что касается спроса на отечественную продукцию, то, судя по данным Минпромторга, розничные продажи винодельческой продукции за январь – октябрь 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли: продажи шампанского и игристых вин – более чем на 8%, ликерных вин – на 12,13%.
А вот спрос на винные напитки, отнесенные ФЗ № 468 к категории «не является вином», упал. Магазинные полки с такой вывеской не привлекают покупателей, продажи выставляемых на ней бутылок в январе – октябре снизились на 41,2%. Кстати, фруктовые и ягодные вина (произведенные из фруктов, кроме винограда) с нового года также получат менее вкусное название: вместо вина они станут плодовой алкогольной продукцией.
Модернизация отечественной винной отрасли продолжится и в следующем году. В конце осени в России была учреждена Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов, которая займется разработкой стандартов производства, а также будет выдавать лицензии и сертификаты качества. Конечно, уже имеются госстандарты, однако представители отрасли намерены создать дополнительные критерии качества, за соблюдение которых готовы взять ответственность на себя.
Бутылка почтой
Еще одна важная новость для отрасли – весной следующего года Минфин планирует начать эксперимент по онлайн-продаже отечественного вина, который продлится до конца 2024 года.
Сегодня алкогольная продукция – одна из немногих категорий, для которой доставка на дом запрещена законом. Тем не менее, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в стране действуют около 3 тысяч нелегальных сайтов, предлагающих спиртные напитки. Незаконный оборот от такой деятельности составляет 5 – 10 млрд рублей в год.
Теперь алкогольную интернет-торговлю попробуют перевести в легальное поле. За доставку вина будет отвечать «Почта России», которая уже начала тестировать упаковку для безопасной пересылки винных бутылок. Заказать вино можно будет на специальном сайте компании. Курьеры будут проверять возраст покупателей с помощью паспорта или системы идентификации на «Госуслугах».
Если компания сможет создать для напитка благоприятные условия пересылки, то «Винный гид России» будет рекомендовать приобретать вино таким образом. Но в одном можно быть уверенным: от медленной доставки вина хуже не станут...
Что касается цен, то они продолжают движение вверх. К концу года ценник подрастет на 5 – 7% и в следующем году, как ожидают специалисты, тенденция сохранится. Впрочем, в условиях общей высокой инфляции это неудивительно – дорожает сейчас практически все.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7060) от 29.11.2021 под заголовком «Пузырьки раздора».
Комментарии