Россия в тренде. Туризм станет приоритетной отраслью для страны

Завершившаяся в Петербурге неделя туризма окончательно вывела эту отрасль в ряд приоритетных для страны и города: к 1 декабря Минэкономразвития должно выдать финальную версию плана реализации «Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года», а северная столица, уже делающая акцент на приеме гостей, готовится к росту их потока после 1 октября.

Россия в тренде. Туризм станет приоритетной отраслью для страны | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Будем еще эффективнее оказывать отрасли государственную поддержку, укреплять конкурентоспособность туристического рынка и внедрять самые передовые сервисы, созвучные прорывной цифровой эпохе» - так охарактеризовал перспективы этой отрасли Владимир Путин, приветствуя собравшихся на минувшей неделе в Петербурге участников 23-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (UNWTO). И выразил готовность не только провести в России в 2022 году Всемирный день туризма, но и открыть в нашей стране под эгидой UNWTO Международный центр туризма.

Ситуация и в самом деле изменилась в лучшую сторону. Если до 2015 года в рейтинге Всемирного экономического форума Россия не поднималась выше 60-го места, то в 2016-м рванула на 45-е, а в 2019-м переместилась на 39-е, обогнав многих грандов. И хотя до Испании или Франции нам еще далеко, рейтинг, в котором 140 стран рассматривают с точки зрения их туристической конкурентоспособности по 14 показателям, говорит однозначно: движемся в правильном направлении. Планы четкие и амбициозные: к 2035-му Россия планирует увеличить экспорт туристских услуг до $28,6 млрд, а общий оборот туриндустрии довести до 16,3 трлн рублей. И когда во время сессии UNWTO в «Экспофоруме» делегат от Сьерра-Леоне говорила: «Мы лишь теперь поняли, что продавать можно не только золото и алмазы», - российские участники тут же подумали про нефть и газ.

Но важна не только экономика: одной из основных тенденций современности на сессии UNWTO назвали увеличение доступности путешествий. Глава Ростуризма Зарина Догузова пообещала «перезапустить работу отрасли с учетом новых мировых тенденций», благодаря которой к 2035 году число туристических поездок в расчете на одного жителя нашей страны должно вырасти в 2,5 раза. И грядущее ослабление режима въезда в Россию вполне укладывается в общемировую тенденцию. «Очень надеюсь, что по итогам использования электронной визы в Калининграде и Петербурге мы примем еще более смелые решения», - заявила руководитель Ростуризма.

По словам генерального секретаря UNWTO Зураба Пололикашвили, если десять лет назад 77% туристов в мире должны были получать визу, то сейчас показатель сократился до 53%. «Надеемся, что через десять лет виз не будет вообще: не хочу, чтобы мой сын знал, что это такое», - сказал он. Россия в тренде: с 1 октября граждане 53 стран смогут въезжать в Петербург и Ленобласть по бесплатной электронной визе, заявку на которую можно подать всего за 4 дня до поездки. И еще не успели высохнуть чернила на этом документе, как правительство страны разрешило заход иностранных круизных лайнеров сразу в 340 портов, расположенных в Арктике и на Дальнем Востоке.

«Упрощенный въезд сразу же сделает Петербург доступным направлением для коротких поездок, - комментирует ситуацию вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. - Это позволит нивелировать сезонность и развивать нишевые виды туризма, включая деловой». «Электронная виза - огромное достижение, и если к нему еще добавить возможность появления дешевых перелетов, это может резко увеличить приток гостей в Петербург», - считает Евгений Ильин, коммерческий директор управляющей аэропортом «Пулково» компании ВВСС. А Ксения Безбородова из компании Expedia привела очевидный пример. «Если в Петербурге количество туристов в нынешнем году увеличилось на 12%, то во Владивостоке, получившем право на электронные визы для иностранцев раньше, - на 62%», - отметила она.

По разным оценкам, введение электронной визы может увеличить приток зарубежных гостей в наш город на 20%: порог 12 миллионов туристов, из которых половина обещает быть иностранцами, может быть преодолен в ближайшие 2 - 3 года. Но одновременно растет и беспокойство. Так, глава Российского союза выставок и ярмарок Сергей Алексеев полагает: «Не исключено, что скоро у нас будет, как в Барселоне, где граждане активно протестуют против чрезмерного потока туристов. Надо стараться перераспределить турпоток за пределы высокого сезона и исторического центра, а также грамотно его организовывать, используя альтернативные массовому туризму варианты».

А по словам Натальи Беляковой, партнера Центра территориального маркетинга, «многие уже говорят, что летом Петербург фактически находится в ситуации сверхтуризма, при которой число гостей превышает способности города по их приему». Как тут не вспомнить увешанную плакатами улицу Рубинштейна и жителей Фонтанки, крайне недовольных вездесущими туристическими автобусами?

«Нам бы очень хотелось, чтобы поток туристов гармонично сочетался с комфортной жизнью горожан, - говорит вице-губернатор Петербурга Владимир Княгинин. - Иначе мы действительно получим Барселону и Амстердам. Надеюсь, этого удастся избежать за счет разнообразия вариантов отдыха и перераспределения потоков туристов». По словам чиновника, в ближайшей перспективе точками притяжения и гостей, и горожан могут стать сразу несколько новых мегапроектов, в числе которых Княгинин назвал арт-парк под рабочим названием «Тучков буян», Почтовый квартал, Конюшенное ведомство и Апраксин двор.

И бизнес готов «выводить» отдыхающих за пределы перегруженного центра и сезона белых ночей. Например, Вадим Лапин, совладелец Ginza Project, сказал, что «наша задача - создавать комфорт как для горожан, так и для гостей Петербурга». «На основе сотрудничества с городом мы, например, готовы превращать рынки в современные фудкорты, в которых всем приятно, интересно и полезно проводить время», - пояснил он. Да и Михаил Егошин, директор по регионам франшизы московского завода «Флакон», выразил готовность помочь Петербургу. «Предприниматели и активисты могут быть инициаторами создания привлекательных мест, - уверен он. - Все, что в городе «плохо лежит», включая промзоны, заброшенные кинотеатры и дома культуры, можно привести в порядок для того, чтобы они стали местом притяжения горожан и туристов».

Однако сделать так, чтобы и туристы были сыты, и горожане «целы», задача не из простых. И тут стратегии, скорее всего, окажутся малоэффективны: придется или учиться на опыте других, или действовать методом проб и ошибок. Первое, согласитесь, явно предпочтительнее.

#туризм #страна #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (6525) от 16.09.2019 под заголовком «Россия в тренде».


Комментарии