Ритуальный процесс. Япония вспомнила о неподписанном договоре с Россией

В октябре правительство Фумио Кисиды будет отмечать первую годовщину своей деятельности. Кроме того, в минувший понедельник в Японии началась внеочередная парламентская сессия, центральным событием которой стало программное выступление премьера. В нем среди прочего он заявил, что Токио продолжит политику, направленную на заключение мирного договора с Москвой. И это на фоне той санкционной войны с Россией, которую ведет Запад и к которой с энтузиазмом присоединилась Япония.

Ритуальный процесс. Япония вспомнила о неподписанном договоре с Россией | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Японо-российские отношения находятся в тяжелом состоянии, но наша страна будет придерживаться политики, направленной на решение территориальной проблемы и заключение мирного договора», — сказал Кисида. Тем не менее он добавил, что Токио решительно продолжит санкционную политику в отношении Москвы и поддержку Киева. При этом премьер указал, что укрепление японо-американского альянса становится все более важным для процветания и безопасности Японии.

Заявление Кисиды уже прокомментировали в Москве. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, в нынешних условиях мирные переговоры между Россией и Японией невозможны. «Япония стойко заняла место рядом с группой ­недружественных стран, сама превратилась в недружественную страну, в отношении которой у нас реализуется режим, соответствующий для недружественных стран», — сказал Песков.

Напомним, после начала РФ специальной военной операции на Украине Япония ввела против России санкции — как в отношении официальных лиц, так и в отношении компаний. Кроме того, 16 марта японское руководство объявило об исключении РФ из режима наибольшего благоприятствования в торговле. Параллельно с этим Токио предоставил киевскому режиму финансовую помощь, а также начал поставлять Украине бронежилеты, шлемы, гражданские фургоны, небольшие беспилотники и другое нелетальное снаряжение. Данные действия сопровождались довольно резкими высказываниями японских официальных лиц. Так, 28 февраля, еще до выхода РФ из переговоров с Японией, директор департамента Европы японского МИД Хидэки Уяма заявил, что Южные Курильские острова якобы были «оккупированы» Россией. Он также провел прямую параллель между специальной военной операцией РФ на Украине и вхождением Южных Курил в состав России.

В ответ на подобные действия Японии РФ 21 марта нынешнего года заявила о выходе из переговоров с Токио по вопросу мирного договора. «Российская сторона в нынешних условиях не намерена продолжать переговоры с Японией по мирному договору ввиду невозможности обсуждать подписание основополагающего документа о двусторонних отношениях с государством, занимающим откровенно недружественные позиции и стремящимся нанести ущерб интересам нашей страны», — заявили тогда в МИД РФ. Кроме того, Россия объявила о выходе из «диалога с Японией о налаживании совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах» и прекращении безвизовых поездок японских граждан на острова, которые осуществлялись в соответствии с соглашениями от 1991 и 1999 годов. «Вся ответственность за ущерб двустороннему взаимодействию и интересам самой Японии лежит на официальном Токио, сознательно сделавшем выбор в пользу антироссийского курса вместо развития взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства», — заключили в российском дипломатическом ведомстве.

А последним по времени скандалом в отношениях двух стран стал инцидент с задержанием во Владивостоке японского консула Мотоки Тацунори. Япония потребовала от России извинений в связи с этим. В МИД страны был вызван российский посол. Министр иностранных дел Японии Есимаса Хаяси заявил, что Москва якобы нарушила Венскую конвенцию, что «абсолютно неприемлемо». Он добавил, что «задержанный не совершал противоправных действий». Глава МИД Японии подверг критике обстоятельства задержания дипломата, во время которого, по словам Хаяси, «были применены меры принуждения». Российская же сторона считает, что Мотоки Тацунори был задержан при получении им секретных сведений, об этом сообщили в ­Центре общественных связей ФСБ. Японца доставили в управление ФСБ по Приморскому краю. Отвечая на вопросы, понял ли он, что нарушил законодательство России и что собирал у российских граждан закрытые данные, дипломат ответил: «Да, сейчас понял». Консул был ­объявлен персоной нон грата.

По мнению экспертов, заявления Кисиды о мирном договоре связаны с тем, что у Токио сохраняется надежда на возобновление переговоров с Москвой в будущем. «У японцев есть надежда, что отказ от этих переговоров — это не навсегда. Они полагают, что пройдет время и можно будет возобновить контакты», — отмечает руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов. Однако, по его словам, двусторонние отношения России и Японии настолько плохи, что говорить о переговорах о заключении мирного договора не приходится. Эксперт подчеркивает, что Токио действует по чужой указке и это главная причина осложнения отношений с Москвой. «Что касается заявления Кисиды, то здесь есть определенная натяжка. Он говорит, что наши отношения находятся в тяжелом состоянии из‑за Украины. Да не из‑за Украины! А из‑за того, что Япония ­пустилась во все тяжкие в рамках коллективного Запада и «большой семерки», членом которой она является, чтобы «наказать» Россию за действия на Украине. Но посмотрите на карту — где Украина и где Япония. Токио весь послевоенный период действует в русле вашингтонского курса, старший патрон указывает Японии на то, как надо вести себя в отношениях с другими странами, в частности с Россией», — считает аналитик.

«Желание японского премьера решить вопрос мирного договора и одновременно оказывать на Россию санкционное давление противоречиво, — продолжает Кистанов. — Никак одно с другим не вяжется. Если все это переформулировать на бытовой язык, то получается так: мы вас будем бить и дальше, а вы нам сделайте добро, заключите с нами мирный договор, а его мы можем заключить, если вы вернете нам северные территории. То есть российские Курилы. Вот такая ситуация получается. А то, что он этот вопрос поднял, то это ритуальный процесс», — заключает эксперт.

Такую точку зрения разделяет и востоковед профессор РУДН Юрий Тавровский. Он отмечает, что Россия со своей стороны «не подавала никаких поводов для ухудшения отношений с Японией». «Японское правительство совершило ошибку. Правящая партия вынуждена идти в фарватере американской политики явно в ущерб своим национальным интересам. Но Япония не суверенная страна. Это было продемонстрировано много раз как на политическом, так и на экономическом уровне. Вот и в отношениях с Россией Япония вредит себе», — уверен эксперт. По его мнению, в этих условиях РФ правильно сделала, что прекратила переговоры с Японией. «У нас сильная позиция, и мы не можем себе позволить не защищать свои долгосрочные национальные интересы. В ­Москве понимают, что при нынешнем ­премьере Кисиде Япония совершенно несамостоятельна, поэтому вести переговоры на данном этапе вообще нужно не с ней, а с США. А тратить время и силы на какие‑то перепалки с Токио нет смысла», — резюмирует аналитик.

В свою очередь директор ­Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин рассказал, на каких условиях Москва может пойти на мирный договор с Японией. «Сейчас это совершенно нереально. Заявление Кисиды — обычная дипломатическая фиксация позиции. Расшифровать его можно так, что, мол, когда‑нибудь мы будем не против подписать такой договор, мы считаем, что это важно, никуда нам от этого не деться, но вот прямо сейчас не до этого. При подписании договора с Японией Москве будет важно, чтобы Токио взял на себя совершенно определенные обязательства. А эти обязательства в настоящее время формируются Соединенными Штатами, которые разместили в Японии не только базы, но и элементы системы противоракетной обороны, в частности радары. Кроме того, американцы требуют достаточно быстрого роста военного бюджета Японии, а японцы это выполняют. Военный бюджет страны, по сути, уже сравнялся с российским. И это не силы самообороны, это вооруженные силы крупного государства», — полагает эксперт.

По его мнению, здесь много различных нюансов, но самый главный военно-политический нюанс заключается в том, что Япония в соответствии с двусторонним соглашением с Соединенными Штатами является прочным военно-политическим союзником Вашингтона. А это означает, что любые соглашения и договоры, которые будут рассматриваться Японией, станут сверяться с этим договором: насколько они ему не противоречат. «Для Москвы при заключении мирного договора с Японией, как и при заключении любого мирного договора, важны определенные факторы: признание статус-кво — территорий, границ, а дальше — всякие хорошие слова в отношении сотрудничества», — констатирует эксперт.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Япония вышлет одного сотрудника Генерального консульства России в Саппоро в ответ на высылку своего консула Мотоки Тацунори из Владивостока. Такое решение приняло японское правительство, передает агентство Киодо. Уточняется, что российский дипломат должен покинуть территорию Японии до 10 октября.

#Япония #Россия #Токио #Москва

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7271) от 07.10.2022 под заголовком «Ритуальный процесс».


Комментарии