«Резьба русов». Как развивается косторезное искусство в России
Резьба по кости занимает значимую долю рынка народных художественных промыслов России. При этом нынешние экономические условия, дефицит сырья для производства качественных изделий и несовершенство законодательства тормозят развитие отрасли. Журналист «Санкт-Петербургских ведомостей» убедилась в этом, посетив один из основных центров косторезного искусства нашей страны — Тобольск.
Набор инструментов мастера-костореза. До появления электрического оборудования обработка кости производилась вручную. Затем косторезы стали использовать стоматологические бормашины./Фото автора
Резьба русов
Русские люди, особенно коренные народы Севера, с древности славились умением вырезать из кости животных диковинные вещи. Сначала из них создавали необходимые орудия труда и предметы быта. Затем обработка кости превратилось в искусство. Русский косторезный промысел был настолько самобытным, что иностранные путешественники, проезжавшие по территории нашей страны, прозвали его «резьбой русов». А в эпоху Петра I искусные резчики по кости зарабатывали больше, чем ювелиры.
В современной России косторезный промысел распространен главным образом в северных регионах: Архангельской области (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецком автономном округе (ямальская резная кость), Якутии и Чукотке (чукотская резная кость), а также в Тобольске (тобольская резная кость).
Но есть известные мастера и в средней полосе — например, в Нижегородской области и в Подмосковье. Существует даже школа магаданских резчиков, которая возникла на базе местной фабрики резьбы по кости и рогу в 1965 году. Колымских мастеров не сковывают ни традиции, ни каноны старых мастеров, и в этом есть свои преимущества.
Ведущие школы заметно отличаются. Холмогорская резьба — тонкая, витиеватая, похожая на морозный узор на окнах. Чукотская знаменита простыми и лаконичными в исполнении поделками из клыков моржа. Тобольская же резьба — это миниатюрные объемные скульптуры, рассказывающие о жизни и быте народов Севера. Именно в этом регионе появился такой вид обработки кости, как инкрустация — украшение изделий из белой кости костяными элементами с другими природными оттенками.
С распадом СССР многие косторезные фабрики приостановили свою деятельность. Однако в XXI веке началось возрождение. Например, Хотьковская косторезная фабрика в Московской области получила новый виток развития в 2013 году, фабрика холмогорской резьбы по кости — в 2018 году.
Один из главных центров косторезного искусства в России Тобольская фабрика художественных косторезных изделий в 2020 году отметила свое 90‑летие. Это единственное в нашей стране косторезное предприятие, которое входит в официальный перечень народных художественных промыслов.
А потом бормашина
С 1967-го по 1981 год на Тобольской фабрике художественных косторезных изделий трудился известный сибирский художник-косторез Минсалим Валиахметович Тимергазеев. Сегодня он встречает гостей в собственной мастерской. По иронии судьбы, эта мастерская находится на месте, где когда‑то располагался детский дом для татарских детей, в котором воспитывался мальчик по имени Минсалим, что в переводе с татарского означает «пожелание счастья и здоровья». После выпуска из детдома юноша отправился во взрослую жизнь, где надо было самому зарабатывать на хлеб. Так и попал подмастерьем на местную косторезную фабрику.
«Моим учителем был известный художник-косторез Валентин Степанович Колычев. А первые уроки мастерства состояли в том, что я колотил упаковочные ящики, — вспоминает Минсалим Тимергазеев. — А вообще резьбе я учился постепенно и, кажется, не заметил, как вместо ящиков у меня стали получаться фигурки».
Так начинающий косторез дорос до профессионального художника экспериментального отдела фабрики. Только вот работать в жестких рамках планового производства советского времени молодой мастер не смог и ушел в свободное творческое плавание. В 1991 году Минсалим основал собственную художественно-промышленную артель. Сейчас в его мастерской трудятся его супруга и трое сыновей.
Несмотря на развитие современных технологий, резьба по кости — это кропотливая ручная работа. Алгоритм создания изделия состоит из нескольких этапов. Сначала создается эскиз изделия (лишь такие самородки, как Минсалим, работают без эскиза — с чистого листа). Затем мастер выбирает материал, из которого будет вырезать изделие. Кость распиливают, отрезают и обрабатывают.
После этого начинается долгий процесс выпиливания фигурки из кости при помощи… стоматологических бормашин. Вырезанную фигурку отбеливают и полируют. Все этапы производства осуществляются вручную, как правило, одним человеком. Исключение порой составляет распиловка кости мамонта, которая может весить несколько десятков килограммов.
Но самый главный секрет в создании изделия из кости — это дар мастера вложить в свою работу нечто нематериальное, что смогут потом почувствовать люди. Каждая работа Минсалима — это воплощение мифов, сказок, легенд. «Мои работы — это мои детские сны», — признается он.
Вообще говорят, что в Тобольске «режут все», однако действительно талантливых мастеров с именем и собственным почерком не так уж и много.
«Количество резчиков на рынке регулирует спрос, — отмечает Минсалим. — Сейчас спроса нет, так как у людей нет денег, а изделия из кости — это не предметы первой необходимости. У нас недешевая продукция, и, как правило, она относится к категории VIP-сувениров. К примеру, самый необычный заказ, который у меня был, — это маленький шаман, за которого мне заплатили 500 тысяч рублей. Сегодня стоимость сырья растет, а цену на сувениры в той же пропорции не поднимешь, потребители к этому не готовы. В результате на рынке остаются только самые стойкие — те, кто без этого занятия не может жить, а также те, у кого есть дополнительный бизнес. К слову, изначально косторезным промыслом занимались мужчины. Потом, когда появилось электрическое оборудование, кость начали резать и дамы. Особенно хорошо у них получаются украшения».
Мамонты в тени
Традиционный материал косторезов — кости и бивни мамонта. Когда в середине XX века у мастеров по резьбе появилось электрическое оборудование, производительность труда в мастерских повысилась, что привело к дефициту материала и увеличению его стоимости. Тогда косторезы стали работать и с другими, более доступными, материалами. В их числе рога лосей и оленей, а также цевка (кость крупного рогатого скота), из которой режут сувениры для массмаркета.
«В былые времена на территории Сибири было много пастбищ мамонтов, — рассказывает заместитель директора «Мастерской Минсалим» Ирина Вишнякова. — Погибшие животные оставались в грунте. Как раз их останки и являются основным сырьем косторезов. Более качественный материал добывают в регионах вечной мерзлоты. Бивень мамонта прочнее слоновой кости и имеет неповторимую цветовую гамму. За тысячи лет, проведенных в подземелье, бивни подверглись минерализации и приобрели самые разнообразные оттенки — от молочно-белого и розоватого до сине-фиолетового. Во время СССР из костей мамонта делали ручки для радиоприемников, фурнитуру для мебели, флагштоки. Сейчас мамонт подорожал и расходных материалов из него, конечно, уже не делают, только эксклюзивные сувениры. Еще один материал, с которым работают косторезы, — зуб кашалота. Раньше в Тобольск этот материал мешками поставляли чукотские китобои. Сегодня кашалотов убивать нельзя, так как эти животные занесены в Красную книгу. Так что мастера работают только с материалом, оставшимся в их запасах с советских времен».
Что касается останков мамонтов, то их продолжают находить и в наше время. На сайте Тобольской косторезной фабрики отмечено, что предприятие закупает бивень мамонта, клык моржа, рог лося, а также кости скелетов древних животных. Для оценки материала необходимо прислать фотографии общего вида, фото куска с двух торцов, а также указать размеры — длину, диаметр.
При этом кости, найденные в пределах Тюменской области, не подходят для создания качественных сувениров. Основная добыча этого материала происходит на территории Якутии, где находится около 80 % мировых запасов ископаемой мамонтовой кости. По данным регионального министерства промышленности и геологии, ежегодно в республике находят более 100 тонн бивней мамонта примерной стоимостью 600 млн рублей. Потенциал добычи мамонтового бивня в Якутии оценивается примерно в 500 тыс. тонн, общая стоимость — более 1 трлн рублей.
При этом вопрос сбора и реализации мамонтовой кости законодательно не урегулирован, большинство искателей работают нелегально. В результате ежегодно за пределы Якутии (в основном в Китай) контрабандным путем вывозится около 60 тонн бивней мамонта.
Чтобы отрегулировать рынок добычи и сбыта останков древних животных, в 2021 году в Якутии был принят законопроект о внесении изменений в закон «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом — ископаемыми остатками мамонтовой фауны». Как этот закон сработает на практике, покажет время.
Как бы то ни было, сегодня косторезному народному промыслу, как, впрочем, и любому другому, выживать сложно. Требуется не только финансовая и законодательная поддержка, но также информационная. Пока же популяризаторы сосредотачивают свои усилия в основном там, где о косторезном искусстве и так все знают. К примеру, этим летом в Тобольске состоялся первый Всероссийский фестиваль косторезного искусства, собравший более ста мастеров из 16 регионов России. А вот, к примеру, петербуржцы на образцы исконно русского косторезного промысла ходят смотреть преимущественно в музеи, а не в сувенирные магазины, ассортимент которых не отличается разнообразием.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7249) от 07.09.2022 под заголовком «Ремесло до мозга костей».
Комментарии