Рецепты, музыка, архитектура, дизайн и тому подобное — все это сегодня креативная экономика

Ее вклад в ВВП государств растет. В 2021 году правительство РФ утвердило документ с длинным названием «Концепция развития креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Там, в частности, регионам предписано сообразить, на что «креативное» сделать ставку. Неудивительно, что эксперты составляют аналитические отчеты и рейтинги.

Рецепты, музыка, архитектура, дизайн и тому подобное — все это сегодня креативная экономика | ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

Творческий процесс

Фонд «Креативные практики» вместе с газпромовской социальной программой «Родные города» проанализировали, куда движется «творческая» экономика России и мира. Поскольку движется она с оглядкой на потребителей, то можно судить и о наших потребительских симпатиях.

Исследование называется «Горизонты: будущее креативной экономики». Эксперты опросили три сотни представителей творческих индустрий и отметили 38 основных трендов. Среди них есть общемировые и внутрироссийские, долгосрочные и кратковременные, есть «особенно значимые» (популярные) и «яркие, но слабые» (скажем, метавселенные у всех на слуху, но черт его знает, что это вообще за зверь).

Среди глобальных трендов видим, например, «Заботу о себе». И это уже далеко не только ЗОЖ, но и внимание к психологическому комфорту. 

Раньше все как с писаной торбой носились с концепцией work-life balance: вот до стольких я усердно тружусь, а дальше гори все огнем, у меня личная жизнь. Благодаря этому балансу и предполагалось сохранять себя в здравом уме. Сейчас модной становится концепция work-life blend, умное сочетание работы и личной жизни. Грубо говоря: ну как ты разграничишь работу и неработу, если трудишься, скажем, за компьютером из дома или коворкинга? Короче, гибче, гибче надо быть. Этот тренд не только общемировой, но и долгосрочный, и популярный (упомянут наибольшим количеством опрошенных), и сильный.

Среди столь же долгосрочных и сильных эксперты выделили, например, и «возвращение в офлайн». За время ковида мы до тошноты насиделись за компьютерами, поэтому особенно ценим и общение, и впечатления, полученные «вживую».

Еще одно такое же направление — стремление к подлинности, органичности, «настоящести». Это как бы в противовес тому, что вообще‑то картину, мелодию, текст может создать и нейросеть, а промышленному производству по силам имитировать натурпродукт. Мы все равно особенно ценим «результат живого человеческого труда», отмечают аналитики.

Другая яркая черта — в том, что потребитель становится знатоком продукта. Покупатель дает обратную связь производителю, причем компетентную. Тем самым он нередко продвигает продукт или сервис и даже изменяет его. Такие потребительские сообщества возникают вокруг магазинов и креативных пространств, например, с экологической повесткой. Купил новую одежду, старую тут же сдал на переработку, в выходной явился послушать экологическую лекцию или поучаствовать в своп-вечеринке — обменяться вещами с единомышленниками.

Из сугубо внутрироссийских трендов авторы исследования выделили два, причем они несколько противоречат друг другу.

С одной стороны, в последние два года российский креативный бизнес осваивался за пределами страны. Либо открывал там филиалы, либо вовсе переключался на зарубежных клиентов.

С другой — «творческий» рынок рос и внутри страны. Во-первых, освободилось место ушедших зарубежных компаний, во‑вторых, из‑за санкций трудно вывести капитал, поэтому его инвестируют в «местное».

Подробные результаты исследования можно увидеть на сайте creativeresearch.ru.

Брейн-ринг для регионов

Другое исследование — от Высшей школы экономики и выставочного научно-исследовательского центра R&C. Эксперты составили «Рейтинг креативного потенциала регионов России», второй по счету.

Интересно, что в рейтинге-2022 за скобки вывели Москву и Мос­ковскую область (у московского региона столько возможностей, что другим трудно тягаться), но в 2023‑м «в силу высокого потенциала и значительных усилий Москвы и Санкт-Петербурга по развитию и продвижению креативных индустрий было принято решение результаты данных регионов не включать в итоговое ранжирование».

В общем, рейтинг получился такой: Москва, Петербург плюс топ-20 регионов, которые «с высокой результативностью развивают и реализуют имеющийся креативный потенциал».

Аналитики оценивали 14 показателей, объединенные в четыре блока: насколько в регионе развита инфраструктура творческих индустрий (арт-пространства, коворкинги, творческие резиденции и все в таком духе); отношение к этой сфере местных властей (меры поддержки, региональные программы и так далее); богат ли опыт в проведении мероприятий (скажем, в рамках Петербургского международного экономического форума есть форум креативного бизнеса). Наконец, группа показателей того, как творческие индустрии региона (музеи/театры/филармонии и так далее) повышают его туристическую привлекательность.

Понятно, что по инфраструктуре лучше всего у Москвы и Петербурга: на их территории — 43 % общего количества креативных кластеров (это когда в одном пространстве можно и лекцию послушать, и вкусно поесть, и выставку посетить, и на коньках покататься — вроде «Новой Голландии» или «Севкабель-Порта»). Но хорошо с этим и у областей Свердловской, Нижегородской, Ростовской, Новосибирской, Самарской, Томской, у Краснодарского и Красноярского краев.

Однако авторы исследования отмечают: «В целом можно сделать вывод о крайне неравномерном развитии инфраструктуры креативных индустрий» в Российской Федерации. Поддержка региональных властей в виде программных документов есть в 33 регионах. В 77 — отдельные меры поддержки.

Музейных объектов (там же — галереи и выставочные залы) больше всего, конечно, в Москве (446) и Петербурге (366) — но также в Татарстане (209) и Московской области (207). А лидерами по количеству тематических региональных туристических маршрутов стали области Мурманская (372 экскурсии), Калининградская (272 экскурсии) и Саратовская (226 экскурсий).

Интересно, что регионы открыли для себя промышленный туризм: в 2022 году он был представлен всего в 19 регионах, а в прошлом — уже в 75! Петербург тут, к слову, не в лидерах — впереди идут Моск­ва, Кемеровская область, Краснодарский край и Нижегородская область.

«В 2023 году в топе произошли заметные изменения», — констатировали составители рейтинга. На первом месте (повторим, Моск­ву и Петербург числили отдельной строкой) обосновался Краснодарский край с Сочи. На втором, прибавив с прошлого рейтинга целых 35 баллов, — Новосибирская область. Третья — Нижегородская область, четвертая — Самарская, на пятом месте — Татарстан (правда, утративший три балла).

Мы душой и сердцем болеем за Ленобласть, но она пока на 50‑м месте.


#креативная экономика #рост #отрасль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7631) от 27.03.2024 под заголовком «Кто кого перекреативит».


Комментарии