Религиозная дипломатия. Представители разных конфессий о мире после пандемии

На протяжении полутора лет в центре личной, общественной, национальной и глобальной повесток остается пандемия COVID-19.

Религиозная дипломатия. Представители разных конфессий о мире после пандемии | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

И связанные с нею ограничения, проблемы, потери. В России уже более 7 миллионов человек подхватили этот вирус, из них умерли 186 тысяч. И это прямые жертвы «короны». По оценкам врачей и ученых, реальные потери превышают официальную ковидную статистику: сюда нужно добавить неинфицированных людей, не получивших лечения от других заболеваний из-за длительного перепрофилирования медицинских стационаров.

Представители традиционных конфессий, религиозные лидеры, богословы, ученые из разных стран мира собрались в Петербурге на международный форум, чтобы вместе обсудить происходящее и понять его природу. А главное – выработать общие правила и механизмы, которые помогут человечеству преодолеть коронавирусную напасть.

От чумы до «короны»

Эпидемии преследовали людей на всем протяжении их истории, и порой потери исчислялись миллионами и десятками миллионов. Вымирали города, страны и континенты теряли до половины населения. Например, за три года буйства «испанки» заразились более полумиллиарда человек (почти треть населения планеты), погибли от 50 до 100 миллионов.

Сотрудники Первого меда, НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера и Института экспериментальной медицины еще в прошлом году начали вести летопись пандемии нового коронавируса. Была выпущена книга «Начало эпидемии COVID-19», потом «Эволюция пандемии COVID-19».

Мы рассчитывали, что третьей станет книга «Последствия пандемии», и она будет посвящена постковидному синдрому, – говорит один из авторов издания академик РАН Николай Беляков. – Но пандемия развивается по сценарию, ранее не известному человечеству...

В итоге свою третью книгу петербургские ученые назвали «По следам мировых эпидемий: от Юстиниановой чумы до коронавируса». В ней доходчиво рассказывается, какое влияние смертельные поветрия в разные эпохи оказывали на общий ход истории, на различные стороны человеческого бытия, развитие науки, медицины, техники, производства, как отразились в искусстве и литературе. Монография была представлена участникам прошедшего недавно в нашем городе первого Петербургского международного религиозного форума (ПМРФ).

Говорят: сколько людей, столько и мнений. Особенно верно это, когда в одном зале собираются православные и мусульмане, иудеи и буддисты, католики и ученые-материалисты. Возможно ли в принципе в такой аудитории найти точки соприкосновения и прийти к единству взглядов на причины и природу болезни, стратегии противостояния ей, изменения в обществе баланса добра и зла, значение веры и роль религиозных организаций? Ну хотя бы в чем-нибудь?..

Все участники форума, независимо от конфессиональной принадлежности, особо не философствуя, отмечали возросшее значение социального служения верующих, волонтерства и благотворительности.

Но не только...

Пандемия – это...

Вирус так обманывает организм, словно это злое разумное существо, будто бес вселился в этот вирус – он хитрит, смеется над нами, управляет нами и убивает, – говорит митрополит Карельский Константин (кандидат медицинских наук, профессор, академик РАЕН. – И. Ю.). Причину случившегося он видит в катастрофическом состоянии современной цивилизации и духовном обнищании человека на фоне невиданного общественного потребления под девизом «Бери от жизни все». – Сегодня чистота души, легкость воздуха, гармоничная красота природы стали недостижимыми идеальными уровнями бытия... Многие люди видят Вселенную согласно своей личной испорченности, своему вожделению и отвращению. И этим извращают, отягчают и дробят мир, – поясняет митрополит.

Он говорит об экологии в широком смысле – ответственности человека за свой дом в планетарном масштабе:

Дом – это природа, религиозная община, социальная группа, профессиональный коллектив и, конечно же, семья. И еще нация, к которой себя причисляет человек. Нельзя быть счастливым, не уважая другие дома-народы, – уверен митрополит Константин.

По мнению председателя Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, настоятеля Петербургской соборной мечети муфтия Равиля Панчеева, избавление мира от COVID-19 связано с возрождением духовных традиций, духовно-нравственных ценностей.

С какими мыслями мы проснемся, с какими людьми будем общаться, что будем читать, смотреть, говорить, делать, с какими идеями засыпать – все зависит от нас. Каждый человек выбирает свой путь, – считает Панчеев.

Эта пандемия связана с тем, как живет человечество многие века, – убежден профессор Мухаммад Сираджуддин из Индонезии, президент Центра по диалогу и сотрудничеству между цивилизациями. – С точки зрения ислама (в моем понимании) она является тестом, экзаменом для человечества.

Нарушение баланса между макро- и микробиотой приводит к пандемии, – высказывает свою позицию академик Николай Беляков. – Человечество слишком самоуверенно... Нельзя относиться к природе с пренебрежением. И бороться с природой невозможно, а если пытаться это делать, можно погубить свою цивилизацию. Мы не знаем, откуда к нам еще прилетит новая версия патогена. Если мы не завершим процесс создания вакцин сейчас и не приобретем новый опыт, мы можем пострадать в будущем еще не единожды. Микромир нужно уважать – он значительно старше нас. Увы, мы этого не делали...

Люди и «цифра»

Пандемия заставила нас переоценить очень многое – представления о безопасности и стабильности, человеческом общении, правах и свободах... Появился термин «жидкий мир» – это мир, где нет констант, где все очень подвижно и стремительно меняется – технологии, навыки, привычки, сами люди. Ускорилась жизнь. И если раньше на какие-то решения у человека уходили часы и дни, то теперь при помощи гаджетов, голосовых помощников и разнообразных сервисов это делается за минуты и секунды.

Каковы роль и место человека в прогрессирующем цифровом и техническом мире, куда мы идем – задавались вопросом участники форума. И с тревогой отмечали: мир перестал быть «человекомирным». Человек с гаджетами проводит больше времени, чем с живыми людьми. Информации так много, что порой невозможно распознать, где правда, а где фейк.

Умение отличать оригинал от подделки и правду от лжи становится одним из ключевых. В условиях набирающей обороты цифровизации возрастает и роль религиозного фактора. Без опоры на традиционные религии общество деградирует. Они становятся тем оплотом, на который можно и нужно опираться человечеству, – считает председатель Духовного управления мусульман России, член Общественной палаты РФ муфтий Альбир Крганов.

Он называет Интернет, соцсети «наиболее эффективными средствами идеологического воздействия экстремистов на молодежь», а эта беда современной жизни тоже сродни пандемии...

Конечно, действие экстремистских сайтов должно пресекаться правоохранителями по закону. Но очевидно и другое: у нас недостаточно современного интересного контента на ресурсах, занимающихся контрпропагандистской просветительской работой. Возможности IT-сферы нужно максимально использовать, – полагает Крганов.

Путь веры и добрых дел

Из нынешнего глобального экологического и духовного кризиса для человечества возможен только религиозный путь – путь веры и добрых дел, ибо без добрых дел вера мертва, считает митрополит Карельский Константин.

Из своей пастырской практики скажу – добрые люди в условиях пандемии становятся еще добрее, злые зачастую ожесточаются. Но есть еще нравственно нейтральные люди. Они, сталкиваясь с чужим горем, очень часто становятся добрее и отзывчивее. Болезнь, поражая тело, задействует также и дух человека. Мольба об исцелении всегда сопровождается признанием собственных грехов. За свое здоровье и здоровье планеты нужно бороться...

Информация захватывает людей, и в мире становится меньше добра и любви. Самая большая задача – сберечь мир, чтобы люди умели любить другого, уважать и понимать. Важно собираться, общаться и решать конфликтные вопросы, глядя друг другу в глаза, – это мнение настоятеля дацана Гунзэчойнэй Буды Бадмаева.

А муфтий Лондона Абдур-Рахман бин Юсуф Мангера, рассказавший петербуржцам о том, как столица Соединенного Королевства переживала волны пандемии, как родные люди лежали в разных больницах, порой умирали без поддержки близких, как боялись забирать и хоронить тела усопших и просто боялись жить, завершил свою речь такими словами:

Если благость с человеком, если он думает о Боге, благодарен ему, преисполнен терпения, все эти страдания вознаградятся.

Вирусы не реагируют на заклинания

По мнению Альбира Крганова, государственно-конфессиональные отношения в России с честью выдержали испытание пандемией:

Религиозные организации поддержали предлагаемые правительством профилактические меры. Временные закрытия мечетей и изменение ритуальной практики предотвратили распространение инфекции среди прихожан, сохранили жизни людей. Священнослужители проводят большую разъяснительную работу...

Правда, как следует из выступления профессора СПбГУ Владимира Колотова, столь позитивной оценки заслуживают не все:

Традиционные религии ради сохранения прихожан перешли на дистанционный формат, руководители «нетрадиционных» общин в целях повышения своей популярности, наоборот, призывали людей к участию в массовых религиозных церемониях, к отрицанию пандемии, организовывали сеансы по «изгнанию» коронавируса. Кто-то ценой своей жизни борется с вирусом, а кто-то пытается на этом деле заработать... Но мы понимаем: вирусы не реагируют на заклинания. Не разбирают вероисповедания, расовой принадлежности или национальности.

Мы должны работать вместе, чтобы вернуться к обычной жизни, что приведет к новой цивилизации, которая будет основана на этичных моральных ценностях. Сейчас необходимо более интенсивное сотрудничество между верующими из различных этнических сообществ. Настало время религиозной дипломатии. Нужно начать обсуждать план такого сотрудничества представителей различных конфессий, чтобы справиться с вызовами пандемии, – убежден Мухаммад Сираджуддин из Индонезии.

С ним в целом солидарен и председатель координационного совета мусульман Северного Кавказа, муфтий Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики Исмаил Бердиев:

Коронавирус нельзя победить в одиночку. Я испытал это сам: заболел в Черкесске, на второй день очнулся в Москве в реанимации – как оказалось, месяц прошел. Очень много моих друзей, коллег ушли... Сейчас в Интернете находятся «умники», которые сочиняют всякие вещи против прививок. Не верьте. Нельзя их слушать...


#форум #пандемия #коронавирус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7013) от 21.09.2021 под заголовком «Время религиозной дипломатии».


Комментарии