Прошедший в Петербурге «газовый» автопробег войдет в книгу рекордов

Последние метры перед площадкой у «Экспофорума», где проходил VIII Петербургский международный газовый форум, машины двигались, словно без сил. А на самом деле они просто неторопливо «гарцевали» перед восхищенными взорами, имея на то веские основания. Шутка ли: участники самого протяженного в мире «газового» автопробега, который войдет в книгу рекордов. Среди них был и первый в России автобус, использующий в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ).

Прошедший в Петербурге «газовый» автопробег войдет в книгу рекордов | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

А ровно за месяц до завершающего этапа автомарафона из восточнокитайского города Жудун в дальний путь отправилась колонна из полутора десятков машин. Они пересекли внушительную часть Поднебесной, «отметились» на казахстанских дорогах. Потом эти грузовики, легковушки и автобусы миновали российскую границу и помчались в северную столицу России через Оренбург, Казань и Москву, проехав в общей сложности 9,8 тысячи километров (причем у отечественных машин дорога в оба конца оказалась вдвое длиннее).

Большинство машин, участвовавших в этом гигантском ралли под флагами Китая, Казахстана и России, ехало на привычном компримированном природном газе (КПГ). Пополнять его запасы было нетрудно: таких автозаправок по пути следования введено в строй немало. Несколько единиц техники, имея баллоны с метаном, могли легко перейти на СПГ. А два пассажирских автобуса потребляли только сжиженный газ: Ankai, изделие китайских умельцев, и Lotos 105, который выпустила компания «Рари ТЭК Холдинг» (город Набережные Челны).

На автопробег она представила, кроме того, переоборудованные под СПГ мощный «КамАЗ-43118» и грузовичок Hyundai 78, две другие свои разработки. Вот им-то пришлось труднее всего: инфраструктуру для обеспечения топливом этих машин создал лишь Китай, мировой лидер по потреблению жидкого газа. Его казахстанский сосед не имеет ни одной такой заправки, а в России их пока только три: в Пермском крае и на Северо-Западе - в Калининграде и Петергофе (еще одну газовики начали строить на днях в Новгородской области - на трассе скоростной магистрали Москва - Петербург).

Поэтому СПГ-технику, проехавшую с ветерком по создающемуся транспортному коридору Европа - Китай, обслуживали в дороге передвижные заправщики. А одна из главных задач марафона заключалась в том, чтобы найти наиболее удобные точки для строительства на этой трансконтинентальной автомобильной линии 14 подобных объектов. По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, встречавшего участников ралли на финишной черте, Россия заинтересована в увеличении числа таких заправок. Недаром в нашей стране СПГ-машины начали производить, уверовав в их преимущества, автогиганты КамАЗ и АвтоВАЗ.

«Отличная техника, - Карим Закиров, водитель «лотосного» автобуса, доволен результатами автоброска. - Прошли трассу без происшествий, хотя дороги не везде были хорошие. И двигаться без дозаправки иной раз приходилось по многу часов: поменяемся местами со сменщиком - и снова в дорогу».

Этот автобус, создававшийся для пригородных перевозок, имеет удобные кресла и навороты, присущие современному общественному транспорту: устройства для беспроводной интернет-связи и зарядки гаджетов, системы видеонаблюдения и подсчета пассажиров, электронные табло и т. д. Понятно, почему российский Lotos 105 во время длительного автопробега стал для его «командиров» своего рода штаб-квартирой на колесах.

От дизельного собрата по внешнему виду его не отличить: баллон с СПГ скрыт в задней части десятиметровой машины. Нет тут и серьезных конструктивных особенностей, если сравнивать с «метановыми» автобусами предыдущего поколения: в двигатель топливо всегда поступает (под управлением электронных «мозгов») в газообразном состоянии.

Принципиальное отличие - в его «упаковке». Компримированный (сжатый) газ закачивают под давлением в несколько баллонов, а сжиженный хранят, остудив до минус 160 градусов и не особо «ужимая», в одном, но вместительном. Этот криобаллон, напоминающий термос, емкостью 500 литров обеспечивает автобусу с двигателем мощностью 260 лошадиных сил запас хода до 800 км (технические параметры у китайского Ankai в принципе сопоставимы). А на таком отрезке пути хотя бы одна СПГ-установка иметься должна (криозаправки проектируют и создают, кстати, и питерские машиностроители - компания «Ленпромавтоматика»).

Но даже сегодня, когда такой сети нет и в помине, на первый в России СПГ-автобус обратили внимание многие, включая петербургских перевозчиков. Его серийный выпуск, наладив комплектацию и сборку, камские автомобилестроители намечают освоить к ноябрю - тогда же, по их расчетам, будет сформирован портфель заказов.

А вот с предшественником этой новинки, пассажирским автобусом Lotos 206, петербуржцы знакомы. Два-три его экземпляра, потребляющие КПГ-топливо, по улицам мегаполиса уже ходят. Эту модель разработчики представили на выставке, состоявшейся в рамках газового форума, к которому был приурочен финал автопробега по будущей трассе Европа - Китай.

«Рари ТЭК Холдинг» произвел около ста единиц такой техники. В 2019 году намечает выпустить втрое больше, а потом выйти на уровень 500 - 600 автобусов в год, пояснил Юрий Шпорт, директор ремонтно-механического завода этой компании. Ведь экологически чистый транспорт востребован, а соответствующая заправочная инфраструктура в России растет.

#автопробег #газ #машина #рекорд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6297) от 10.10.2018 под заголовком «Рекорд под газом».


Комментарии