Реинкарнация покрышек. Как опасные отходы превращают в ценное сырье

Ежегодно в России выбрасывают более миллиона тонн изношенных покрышек, из которых перерабатывается менее 50%. В Петербурге и Ленобласти проблема еще серьезнее – за год в нашем регионе накапливается около 50 тысяч тонн старых шин, а на переработку попадает лишь 10%. Однако в последнее время ситуация начала стремительно меняться.

Реинкарнация покрышек. Как опасные отходы превращают в ценное сырье | ФОТО Андрея МАХОНИНА/ТАСС

ФОТО Андрея МАХОНИНА/ТАСС

Ядовитые лебеди

С 1 января 2019 года в России действует запрет на захоронение автошин и покрышек. Их надо сдавать в специализированные пункты приема для дальнейшей переработки, а за несоблюдение этого норматива законодательство предусматривает штрафы. Правда, для физлиц наказание носит скорее символический характер (от 1 до 2 тысяч рублей), но индивидуальные предприниматели должны заплатить уже до 50 тысяч, а юрлица – до 250 тысяч.

Этим отходам присвоен IV класс опасности, поскольку они загрязняют грунтовые воды, при горении выделяют опасные вещества, а разлагаются более ста лет. И это касается не только стихийных свалок в лесах и оврагах, но и, например, внешне безобидных инсталляций в виде лебедей из покрышек, украшающих городские и дачные клумбы.

Вместе с тем выбрасывать или сжигать автомобильные шины – это не только вредно для природы, но и глупо с экономической точки зрения. Ведь мы выбрасываем ценное сырье для создания высокопрочных покрытий и получения синтетического топлива. Из резиновой крошки получаются современные наливные покрытия для спортивных площадок и залов, беговых дорожек и детских площадок. Такие покрытия не пропускают воду, поэтому этот материал используют при изготовлении кровли. А благодаря тому, что этот материал не проводит ток, на нем возможна установка электрического оборудования, что актуально для мастерских.

В нефтяном производстве резиновая крошка используется как основа для смесей, применяемых в работе скважин. Добавление материала в асфальт позволяет улучшить свойства дорожного покрытия. По данным американской ассоциации резиновых дорог, асфальт, изготовленный с применением резиновой крошки, почти бесшумный, менее хрупкий зимой и не плавится в жару. Его износостойкость на 20 – 30% выше, чем у созданного традиционным способом.

Каждую крошку в производство

В Петербурге и Ленобласти работают несколько заводов по переработке шин. В этом списке «Премио Крамб» (Кировский район ЛО), «Лексор» (Тосненский район ЛО, Юрий Козловский), «Техноресурс» (Волосовский район ЛО), «НеваВторсырье» (Всеволожский район ЛО) «БалтЭкология», СВНК (СПб) и другие.

Как правило, отечественные предприятия по переработке шин используют три технологии: дробление, пиролиз и цементную печь. Самый популярный, экологически чистый и дешевый метод – механическое дробление шин в резиновую крошку. Самое простое оборудование может измельчить до 100 кг покрышек в час.

Пиролиз подразумевает термическое разложение содержащихся в шинах органических соединений  без доступа кислорода. В результате получают жидкое топливо и технический углерод. Помимо топлива с помощью пиролиза есть возможность получить и газ. Однако у пиролизников отдельно стоит вопрос реализации конечного продукта: пиролизное масло и углерод достаточно сложно реализовать на рынке.

В процессе переработки шин кроме резины получают текстильный корд, который применяют для производства горюче-смазочных материалов, а также металлический корд, пригодный для переплавки.

В целом бизнес по переработке шин считается рентабельным, быстроокупаемым и перспективным. Его преимущество в низкой стоимости и доступности сырья, а также поддержке со стороны правительства. В среднем стоимость линии составляет примерно 1 млн евро. В этой сумме учтены расходы на доставку оборудования, его монтаж и пусконаладку, а также на обучение персонала. Стоимость транспортных расходов может варьироваться и будет зависеть от удаленности завода-производителя.

«Производительность линии рассчитывается исходя из объема входящего сырья. Если взять 4 тонны в час, то мы получим 2,5 тонны резиновой крошки на выходе, умножим это значение на количество рабочих дней и получим 800 – 1400 тонн готовой продукции в месяц в зависимости от рабочего графика и комплектации оборудования, – объясняет гендиректор завода «Лексор» Юрий Козловский. – При грамотном подходе срок окупаемости всех инвестиций составит от полутора до двух с половиной лет».

Шиномонтаж в помощь

Что касается сырья, то у предпринимателей есть несколько вариантов его получения. Как показывает практика, если идти по пути приема покрышек на переработку без возмещения их частичной стоимости, то можно столкнуться с нехваткой материалов. Людям легче выкинуть шины на свалку, пусть и рискуя получить штраф, чем за свой счет везти к пункту утилизации. Поэтому многие переработчики частично компенсируют населению стоимость шин. Либо, что еще проще, сотрудничают с работниками свалок и станций техобслуживания, которые таким образом бесплатно избавляются от отходов.

Вопрос утилизации отработавших покрышек для нашей страны неновый. Этим занимались и в СССР, но после 1991 года отрасль канула в Лету. Возрождение началось сравнительно недавно. Ключевой датой можно считать 2017 год, когда была создана некоммерческая организация «ЭкоШинСоюз». К концу 2020 года силами «ЭкоШинСоюза» по стране было утилизировано 85 тысяч тонн шин, оборудовано более 500 специализированных контейнеров для сбора шин, привлечено 1200 шиномонтажных центров, которые сдают шины реальным утилизаторам.

Правда, всего этого явно недостаточно. К 2024 году планируется довести количество шиномонтажных центров, принимающих шины, до 4000, довести количество специализированных контейнеров для сбора до 3000. Хотя установка таких контейнеров – временная мера. Ведь если каждая шиномонтажная мастерская будет готова бесплатно принять шины, то уже никакие контейнеры не понадобятся.

Словом, процесс идет, но не так быстро, как хотелось бы. Развитие отрасли тормозит отсутствие централизованной организации сбора использованных шин и культуры владельцев автомобилей, которым удобнее вывезти старые покрышки в лес, чем искать специализированные пункты приема.

Охота на колеса

Решению проблемы способствуют экологические мероприятия вроде командного квеста «Охота на колеса». Участники проекта картографируют свалки покрышек, помогают организаторам в доставке покрышек до пунктов приема или отвозят их самостоятельно.

В общей сложности за время существования проекта с 2017 года было обнародовано 180 свалок с более чем 9 тысячами покрышек, а после уборки этих свалок, а также акций по сбору покрышек у населения на переработку отправили 140 тонн покрышек.

«Текущих мощностей заводов в Петербурге и Ленинградской области хватит для переработки образующихся 50 тысяч тонн покрышек в год, – считает координатор проекта «Охота на колеса» Лидия Ракчеева. – Но если говорить о населении, то пунктов приема не хватает, а информации о них мало. Многие шиномонтажи и автомастерские, принимающие покрышки, не заботятся о том, чтобы заключать договоры с ответственными утилизаторами, их колеса оказываются в лесу по вине безответственных утилизаторов. Не лучше обстоят дела и у гаражных кооперативов или стоянок фур. При этом заводы готовы заключать с ними договоры на утилизацию покрышек – надо лишь выделить площадку для хранения и сотрудников для погрузки колес в фуру. Лучше обстоит дело у юридических лиц, автопарков, организаций с автотранспортом. Дело в том, что им необходимо предоставлять справки об утилизации покрышек. Но и тут из-за слабой информированности о существующих возможностях бывают разные варианты. Чтобы решить проблему, нужна налаженная и удобная система сбора покрышек как для населения, так и для организаций».

Чтобы восполнить недостаток информации, участники проекта создали интерактивную карту, на которой отмечаются проверенные пункты приема покрышек на переработку, расположенные в Петербурге и Ленинградской области. Оранжевые метки на карте обозначают заводы по переработке покрышек, розовые – бесплатные пункты приема, синие – платные пункты приема, а фиолетовые – те места, где покрышки принимают бесплатно при оказании услуг шиномонтажа.

На карте видно, что в одних районах уже сейчас достаточно пунктов приема покрышек, а в других их нет совсем. Это серьезная проблема, ведь переработчики не могут позволить себе отправлять машину за сто километров ради одного кубометра материала. А шиномонтажи и автосервисы в свою очередь не всегда могут позволить себе бесконечное накопление использованных покрышек.

«Выход – создавать площадки для накопления шин, вокруг которых будут концентрироваться различные точки приема (сетки, пункты, монтажи, автосервисы), – считает Лидия Ракчеева. – Этим уже занимается завод «Премио Крамб». Площадки на территориях, предоставленных местной администрацией, действуют во Всеволожске, Кировске и Сосновом Бору. Сейчас обсуждается открытие площадок в Кронштадте и некоторых других районах».

Пример успешного взаимодействия коммунальных служб и предприятия по переработке шин – экологическая акция «Зеленая шина», которая в конце прошлого года была проведена на территории Калининского района. В ее рамках все желающие автолюбители могли бесплатно сдать во временный пункт приема старые шины. Все собранные покрышки были направлены на новый завод по утилизации шин «Лексор».

#переработка #опасные отходы #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (6841) от 13.01.2021 под заголовком «Реинкарнация покрышек».


Комментарии