«Развод» по телефону. Как мошенники обманывают доверчивых людей
Истории про мошенников и их жертв многие, похоже, воспринимают как анекдоты. Смеются. Конечно, слушать их бывает забавно. При этом каждый, даже сочувствуя жертвам, не прочь сказать все, что он думает об их умственных способностях. Большинство, разумеется, вряд ли окажутся на их месте, но все же…
ФОТО Pixabay
Полицейские Фрунзенского района сейчас пытаются разобраться в истории, случившейся с женщиной 67 лет, которая живет на проспекте Славы и работает курьером в троллейбусном парке. Эти подробности нужны затем, чтобы не думать, что речь идет о невменяемом человеке. Нет, наша героиня вполне разумна. Однако — попалась.
Недели три назад ей позвонили, и женский голос представился специалистом департамента безопасности Центробанка. Голос рассказал госпоже курьеру, что в другом регионе России на ее имя некто пытался оформить кредит. И теперь, дабы не пострадать из‑за этой сделки, ей лучше всего самой оформить кредит, чтобы по крайней мере не дать злоумышленникам шанса воспользоваться деньгами, а взять их себе и перевести на «безопасные счета».
Что ни слово, то бред! Во-первых, Центробанк не выдает кредиты физическим лицам. Во-вторых, и в других банках проблематично оформить кредит не в своем регионе. В-третьих, если человек не терял документы, то сложно представить себе, что кто‑то подделывает его паспорт ради того, чтобы быть пойманным в банке. В-четвертых… Собственно, чтобы раскусить мошенников, хватило бы и «во‑первых». Но наша героиня почему‑то послушалась.
Она отправилась в отделение банка на Бухарестской улице, где ей оформили кредит на 250 тысяч рублей. Дождавшись звонка уже знакомого голоса, женщина под его диктовку тщательно записала номер безопасного счета в другом банке и перевела деньги туда.
На следующий день тот же голос в телефоне сообщил, что сумма не соответствует той, на которую рассчитывали неведомые иногородние мошенники, и нужно взять еще 250 тысяч рублей. Женщина взяла, сходив еще в один банк.
Можно смеяться, но по совету голоса дама выполнила эту операцию еще дважды. Таким образом, она взяла четыре кредита на общую сумму 1 миллион рублей.
Через четыре дня, опомнившись, женщина пошла в полицию, где возбудили уголовное дело по статье «мошенничество с использованием электронных средств платежа». Возможно, злоумышленницу (-ков) найдут. Проследить передвижение средств со счета на счет — дело несложное. Что действительно любопытно, так это легкость, с которой пожилой даме с небольшими доходом удалось в течение считанных дней оформить четыре кредита. Вопрос, собственно, состоит в эффективности и оперативной работе бюро, которые занимаются отслеживанием кредитных историй.
Стоит, очевидно, напомнить тем, кто не так уж часто обращается за кредитом (через банк или прямо в магазине), что, прежде чем получить требующуюся сумму, приходится некоторое время ожидать, пока будет проверено: есть ли у клиента другие кредиты, насколько дисциплинированно он расплачивается… Если выяснится, что он финансово неблагонадежен, то деньги он вряд ли получит.
То ли банки уверовали в кредитоспособность курьера-пенсионерки, то ли вовсе не проверяли ее кредитную историю, то ли информация четырехдневной давности просто не успела отразиться в базе данных… В общем, следствие идет своим чередом.
Обсуждая подобные случаи, граждане зачастую говорят о суперспособностях мошенников: мол, это гипноз… Что ж, неплохое оправдание для невежества и доверия, проявленного не там и не тогда, где (когда) нужно.
Только таким «гипнозом» и можно объяснить все то, что случилось с другой женщиной. Правда, она лет на пятнадцать старше и подвели ее собственные финансовые «привычки».
Свою весьма немаленькую пенсию дама предпочитает хранить в виде наличности дома. Не получается снимать деньги каждый месяц, поэтому она делает это, когда они накопятся. В тот раз прошло примерно полгода… Так что получила она сразу несколько сотен тысяч.
Через день после того, как она побывала в банке, ей позвонили якобы из больницы: мол, ее хорошая знакомая, которую она любила, как дочь, попала в аварию, нужно оплатить лечение и отнести пострадавшей полотенце, ночную рубашку и предметы гигиены: «Сейчас к вам подъедет курьер». Бабушка подготовила вещи и деньги — шестизначную сумму.
Курьер прибыл точно в срок. А через час доверчивая женщина позвонила пострадавшей в больницу узнать о здоровье. И застала ту… на рабочем месте, невредимой и занятой важными делами.
Ночную рубашку позже нашли полицейские. В ближайшей от парадного урне.
Надо сказать, что в данном случае злоумышленников разыскали быстро (спасибо полиции). Но деньги пока не возвращены.
Первый вопрос: откуда мошенники узнали о бабушкином существовании? Второй: откуда мошенники узнали о размере ее наличности? Третий: откуда мошенники узнали, что она ее получила накануне? Возможно, полиция сейчас как раз занимается поиском ответов.
Но кто же наконец найдет ответ на вопрос: что происходит с людьми, когда их «разводят» по телефону?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7350) от 06.02.2023 под заголовком «Доверие не там и не тогда».
Комментарии