Растут спрос и цены. Как развивается мебельный рынок
Нынешний год для мебельщиков складывается весьма успешно. Спрос растет, а Минпромторг не дает импортным диванам и столам задвинуть отечественную продукцию на задворки рынка. Правда, что хорошо для рынка, не всегда радует конечного потребителя – цены на продукцию существенно выросли.
ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС
Новостройки «под ключ»
По мере снятия ограничений с начала 2021 года ситуация на рынке мебельной промышленности начала стабилизироваться. Отложенные покупки, а также ипотечный бум и, как следствие, повышенный спрос на жилье в новостройках привели к увеличению спроса на мебель, отделочные и строительные материалы.
В этих условиях увереннее других чувствует себя базовая мебель, необходимая для заселения. Это прежде всего кухонная обстановка, столы и стулья, отдельные элементы простой корпусной мебели (кровати, шкафы). Низкий ценовой сегмент в структуре продаж занимает почти половину (49,3%) российского рынка. Высокий сегмент составляет всего 13,6% объема продаж, тогда как десять лет назад он достигал 25 – 28%.
Неудивительно, поскольку даже низкий ценовой сегмент уже не всем по карману. На фоне растущего спроса почти всегда растут и цены, а в данном случае сказываются и другие факторы. Вслед за резким подорожанием необходимого мебельщикам сырья (дерево, металл, фурнитура и текстиль) меняется ценник и на готовую мебель. Так, по данным Минпромторга, только в первом квартале этого года средняя цена на мебель выросла на 12%. К сожалению, эта неприятная для потребителя тенденция пока сохраняется и может помешать дальнейшему росту рынка.
Но пока спрос на мебель растет не только со стороны розничных покупателей, но и со стороны компаний и организаций. Существенную поддержку оказывают девелоперы. Контракты на поставки мебели заключают крупнейшие застройщики Петербурга.
«По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первое полугодие продажи мебели через застройщиков увеличились в два раза, – отмечает президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Александр Шестаков. – Дело в том, что меблированные квартиры – это не только очень удобно, но и выгодно. Базовый комплект мебели при его приобретении у застройщика вместе с квартирой будет стоить примерно на 40% дешевле, чем в магазине. Экономия достигается за счет объемной скидки, которую производитель предоставляет девелоперу. Добавьте к этому выгоду от включения стоимости мебели в ипотечный кредит. Кроме того, покупателям квартир не придется ждать, когда в их новом жилье сделают ремонт».
«Мы убеждены, что российский рынок движется к европейской модели, в которой клиент покупает полностью готовую для проживания квартиру, – комментирует управляющий директор одного из федеральных девелоперов группы компаний «Самолет» Дмитрий Волков. – В ответ на растущий спрос на новостройки с готовыми решениями для жизни мы запустили новый проект – квартиры с системами хранения. Речь идет о решениях не только для кухни, но и для прихожей и спальни. Системы хранения выполнены из материалов российского и европейского производства и устанавливаются в ниши вплотную к стенам и под потолок. Общий объем инвестиций в системы хранения, которые компания установит на своих объектах до конца следующего года, составит около 0,5 млрд руб.»
Впрочем, не все так просто – пока рынок меблированных новостроек находится на начальном пути развития. Как он будет развиваться, покажет время. А кроме положительных отзывов по этому поводу есть и негативные мнения.
«Некоторые застройщики воспринимают внутреннюю отделку как «боль», – отмечает председатель комиссии по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО, гендиректор инновационно-девелоперской компании «Формула Сити» Юрий Грудин. – Фактически это тренд на потребительские услуги с большими трудозатратами для застройщиков. Чтобы взять с этого куска рынка деньги, нужно «пуд соли съесть». Рабочих рук не хватает, качество работ страдает, риски по гарантиям и репутационные риски велики».
А исполнительный директор НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» Елена Бодрова напомнила, что, например, в Екатеринбурге формат «все включено» (квартиры с чистовой отделкой, меблированной кухней и техникой, ванной комнатой и прихожей) запустили еще несколько лет назад, но потом отказались от этой практики из-за большого количества рекламаций.
Импорт подвинули
Потребительский спрос на мебель и восстановление производственных цепочек не только активизировали отечественных производителей, но и увеличили долю импортной продукции на российском рынке до докризисного уровня. Чтобы сложившаяся ситуация не навредила отечественному рынку, Минпромторг утвердил план по импортозамещению в лесопромышленном комплексе, где отмечена необходимость увеличения доли российской продукции на мебельном рынке с нынешних 58 до 70% к 2024 году. Предприятия, которые примут участие в программе импортозамещения, получат господдержку.
По предварительным расчетам, эта программа должна принести отечественным предприятиям отрасли 120 – 130 млрд рублей в год. Это немало для рынка, средний годовой оборот которого составляет около 540 млрд рублей. Предполагается, что проект позволит создать тысячи рабочих мест и обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджет на50 млрд рублей ежегодно.
Повысить требования к уровню импортозамещения в мебельной отрасли Минпромторгу предложила Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России.
«Необходимость этой меры стала особенно актуальной в связи с возобновлением роста на российском рынке доли импортной продукции из Китая и Западной Европы, – объясняет Александр Шестаков. – Во время вызванного пандемией экономического кризиса доля импорта снизилась с 50 до 42%, однако по мере роста внутреннего спроса и восстановления логистических цепочек этот показатель вновь достиг 49%».
Между тем политика государства по сокращению доли иностранной продукции уже принесла плоды в виде технического перевооружения существующих мебельных производств и создания новых. Это позволило российским игрокам укрепить свои рыночные позиции и показать, что их продукция способна выдержать конкуренцию с иностранными аналогами как по цене, так и по качеству.
Этим летом даже на фоне высокого спроса загрузка отечественных мебельных производств составляла до 70%. Получается, возможность для увеличения производительности и дальнейшего вытеснения импорта имеется.
Конечно, импортозамещение зачастую начинается с локализации или совместных предприятий. Так, петербургская Первая мебельная фабрика в 2017 году договорилась с немецким концерном о совместном производстве. Общий объем инвестиций в проект составил 50 млн евро. Мебельщики закупили современные производственные линии, обучили специалистов, активно перенимали опыт зарубежных партнеров. Впоследствии немецкий концерн обанкротился, однако петербургская компания решила не закрывать инвестиционный проект и реализовать все самостоятельно, дополнив фабрику современным производством.
Группа компаний Runko Group, занимающаяся лесопереработкой и лесозаготовкой в Северо-Западном ФО, запустила новое направление – производство деревянной мебели из собственного сырья.
«Первая партия в размере 1000 штук была выпущена этим летом на производстве группы компаний, – рассказал руководитель Runko Group Александр Ошкаев. – Стулья сделаны из березового шпона, изготавливаемого на предприятии в поселке Мга, и цельных березовых заготовок, выпускаемых на предприятии в Тихорицах. Если ежемесячные продажи стульев превысят 2000 штук, то группа компаний рассматривает возможность строительства нового корпуса на своей территории во Мге, который будет специализироваться исключительно на производстве мебели. Помимо этого также планируется разработать другие виды мебели: барные стулья, столы».
«Умная» витрина для кровати
Пандемия изменила на рынке многое и прежде всего каналы продаж и способы взаимодействия с клиентами. Например, некоторые производители принимают решение закрыть точки продаж в торговых центрах.
«Я не хочу возвращаться в салон, находящийся в большом ТЦ, – говорит производитель мягкой мебели Ирина Ануфриева. – Просиживать там часами в ожидании, когда к нам хоть кто-то зайдет, не имеет смысла. Продажи через социальные сети, встречи с клиентами в офисе при производстве или в шоу-руме намного эффективнее».
Вместе с тем говорить о полном уходе в онлайн нельзя – людям по-прежнему необходимо попробовать мебель на ощупь. Скорее на смену традиционным мебельным салонам приходят новые форматы, которые вместо привычных витрин оборудованы цифровой начинкой.
Так, в марте Askona открыла первый концептуальный магазин для здорового сна, сочетающий в себе современные технологии. В салоне представлена интерактивная витрина с 3D-сканером и тремя «умными» спальнями. А сеть Hoff запустила первые фиджитал-пространства.
«Офлайн-магазины помогают улучшать клиентский опыт и становятся точкой входа в онлайн, поэтому надо продолжать совершенствовать этот формат, используя новые технологии, – отметил совладелец компании Михаил Кучмент. – В частности, в фиджитал-пространстве использованы цифровые технологии и внедрены различные новации».
Освоить новый формат стремится даже такой гигант, как IKEA, которая впервые запускает мини-магазины. В новых точках продаж сотрудники помогут покупателям сориентироваться во всем ассортименте бренда и оформить покупку онлайн. А вот сразу забрать купленный товар из точки продаж нельзя – для этого специально оборудованы пункты выдачи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7005) от 08.09.2021 под заголовком «О русском диване замолвили слово».
Комментарии