Рассказываем, как отдаленные поселки Ямала посещают куклы

​Практически все играли в детстве в куклы, но у многих ли они оживали в руках? Оказывается, это непросто: нужна не только фантазия, но и навык. И непременно верно сделанная кукла. Екатерина Дерюшева — руководитель первого на Ямале театра кукол «Жужа» и настоящая волшебница: в ее руках оживает морж, с аппетитом ест медвежонок Умка, костер в тундре превращается в стадо оленей. Своим талантом она делится с детьми в дальних северных поселках, интернатах — чтобы они могли познать магию кукольного театра.

Рассказываем, как отдаленные поселки Ямала посещают куклы  | ФОТО Eric Masur on Unsplash

ФОТО Eric Masur on Unsplash

​​Идея из глубины души

Екатерина по образованию педагог-психолог, но всю жизнь проработала продюсером на региональном телевидении. Работа с детьми нравилась всегда: подрабатывала аниматором, вожатой в детских лагерях, была руководителем смен. Но в какой‑то момент в жизни все закрутилось, и ей очень захотелось найти именно ту форму, в которой было бы комфортно жить.

— Мне очень нравится творчество, жизнь около сцены. Так получилось, что я в один момент попала на региональный конкурс «Свое дело» для молодых предпринимателей, и там впервые родилась идея — кажется, я достала ее из самой глубины души — хочу заниматься куклами. И первое мое представление — как вспышка в голове: это должен быть уличный театр! Мне хотелось объединять людей во дворах, сделать место досуга для семей, — кажется, сегодня Екатерина воодушевлена своей идеей точно так же, как и тогда.

Изначально планировались мобильный театр и домашние посиделки, на которых будут рассказывать истории о житейских проблемах. Но мыслей о том, каким большим может стать проект — собственный театр, уникальные куклы, оригинальные сценарии, творческая ­команда, — не было и в помине.

Первым делом Екатерина решила пройти стажировку, узнать как можно больше про куклы. На Ямале не было кукольных театров, а в Салехарде — театров для детей. В 1990‑е был ТЮЗ, но он остался в истории. Оказалось, в регионе просто не к кому обратиться, чтобы узнать, как создать театр для детей. В Екатеринбургском театре кукол Екатерине согласились помочь.

— Со стажировкой мне безумно повезло. Наставником у меня оказался главный режиссер театра — Евгений Сивко. Я ходила на репетиции, узнала нюансы и тонкости, но в первую очередь вдохновилась и увидела, как это может быть. Когда я смотрела в Екатеринбурге спектакль, поняла, что мне безумно хочется принести все это ямальским детям, рассказать историю на сцене, со светом, на профессиональном уровне.

Домой Екатерина вернулась с одной мыслью: нужна команда. Нашла в Салехарде режиссера, у которого был небольшой опыт в Тюменском театре кукол. На сцене городского сада летом 2020 года провели первый кастинг — пригласили детей прочитать стихи. Все оказалось сложнее, чем она думала, хотелось даже все бросить, но любовь к творчеству все‑таки победила все страхи и опасения. К тому же Екатерина выиграла грант, который стал большим подспорьем в работе.

В представлении многих, признается Екатерина, кукольный театр — это «зайка за ширмой» в детском саду. Но ей всегда очень хотелось показать, что театр — намного сложнее и больше.

​​Первые друзья

— Наш первый показ состоялся 26 декабря 2020 года. Для меня и коман­ды это событие стало знаковым — мы понимали, что что‑то такое историческое происходит для Ямала, Салехарда. Это начало нашего пути к изменению культурного пространства.

Первым зрителям радовались как настоящим друзьям — дарили им подарки, и они отвечали тем же — хотелось собрать небольшой театральный музей. Первой была ненецкая народная сказка «Два брата».

Потом началась весна 2021 года, а вместе с ней проект «Театр кукол в каждый двор». Объявления развешивали в разных точках города, понимали, что нужно охватить как можно больше людей.

— На сегодняшний день у нас шесть спектаклей в репертуаре, я очень горжусь, что с каждым показом качество растет. Мы привозим сюда «вахтовым методом» режиссеров-профессионалов, проходим большое количество обучений.

Театр сразу решили сделать семейным, чтобы в нем хорошо было и детям, и родителям. Первые погружаются в мир сказки и фантазий, вторые — вспоминают свое детство. В творческой группе тоже найдется место всем: здесь есть и школьники, и студенты, и даже молодые мамы, которым очень важно реализоваться.

— Как меня научили, если взрослый и ребенок после постановки общаются — значит спектакль был хороший, есть результат, — добавляет Екатерина. — Мне всегда не хватало на Ямале мест для семейного досуга. Один раз мне позвонила зрительница и спросила, где можно посмотреть наши спектакли. Я сказала, что пока их нет, мы ездим на гастроли и есть проблемы с помещением, она очень расстроилась и сказала: но дети же растут сейчас… Я поняла, что мое детище и правда нужно многим.

​​Куклу нужно оживить

Все куклы в театре управляются по‑разному, есть театры, где работает только одна система, но для реализации задумок Екатерины этого порой недостаточно. В «Жуже» есть планшетные куклы, которые работают в одной плоскости, верховые, для которых нужна ширма, тростевые, теневые, марионетки и многие другие.

— Раньше, когда меня мастера спрашивали, что кукла должна делать на сцене, я совершенно не понимала этих вопросов. Первое время совершала ошибки: рисунок сделали, куклу создали, а она оказалась нерабочая. Только опыт и знание нюансов могут помочь по‑настоящему оживить куклу, для этого порой можно обходиться и без сложных механизмов и секретных рычажков.

На создание одного спектакля требуется не менее полугода. За это время нужно, чтобы идея превратилась в сценарий, важно выиграть грант, выбрать площадки, собрать вместе всех актеров, для которых театр — это хобби, а не основная работа. Требуется создать новых кукол, заказывать которых приходится в других регионах.

​Большая черепаха, полюбившая Север

Новым этапом для «Жужи» стал проект «Театр — детям» — команда выезжает в отдаленные поселки Ямала, в дома и школы-интернаты, учащиеся которых редко бывают на большой земле. Для большинства из них «Жужа» — первый театр в жизни.

— Так мы знакомим детей с театром. После спектакля они заходят за кулисы, тут же проходят мастер-классы. Главная сложность здесь, конечно, логистика: продумать, как все довезти — кукол, декорации, найти место, где всем можно переночевать — чаще всего школы-интернаты идут артистам навстречу и размещают труппу у себя. 



#ткатр #куклы #ямал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7691) от 26.06.2024 под заголовком «​Театр кукол на Ямале».


Комментарии