В гостях у Филадельфа. В Петербурге открылась выставка авторских кукол «Сказки двух столиц»

Петербург и Москва… Такие разные и непохожие, но одновременно такие близкие и родные друг другу. Культурные связи между двумя столицами неисчислимы, и одним из мостиков служит Детская библиотека истории и культуры Петербурга на улице Марата, 72. Здесь с давних пор с удовольствием выставляют свои работы московские книжные графики. А на днях открылась выставка авторских кукол «Сказки двух столиц», объединившая московских и петербургских мастеров.

В гостях у Филадельфа. В Петербурге открылась выставка авторских кукол «Сказки двух столиц» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

— Когда мы готовили эту выставку, сразу же вспомнили замечательную сказку о том, как поспорили однажды Москва и Петербург, кто из них красивее, — говорит Мира Васюкова, бывший многолетний руководитель детской библиотеки истории и культуры Петербурга, а ныне ее волонтер, организатор многих происходящих здесь культурных событий. — Эта сказка нам словно бы подсказала всю идею художественного проекта.

Сказка очень короткая, но действительно замечательная. «По мне протекает Москва-река», — сказала Первопрестольная. «А по мне — Нева», — ответил Петербург. «У меня есть Кремль с дворцами и соборами», — заявила Москва. «А у меня — Петропавловская крепость», — не растерялась Северная столица. «У меня есть Третьяковская галерея», — молвила наконец Моск­ва. «А у меня — Эрмитаж и Русский музей», — парировал град на Неве… Поняли тогда Москва и Петербург, что им не о чем спорить, и решили дружить.

Читатель, наверное, будет удивлен, что это произведение вовсе не профессионального литератора, а школьницы. А создано оно было больше двадцати лет назад, когда его автор Нина Кряжева была ученицей 3‑го класса 207‑й школы. Тогда библиотека, готовясь к трехсотлетию Северной столицы, собирала «Большую книгу сказок Петербурга». Все очерки, этюды и эссе, которые вошли в нее, были написаны детьми (конечно, не без помощи родителей).

Книга — как в старину, рукописная, хранится в библиотеке в единственном экземпляре. Представленные на выставке авторские ­куклы тоже, разумеется, существуют в одном экземпляре, поскольку изготовить две одинаковые практически невозможно.

— Авторские куклы — подлинные произведения искусства. Это его синтетический вид. Настоящий художник-кукольник — мастер на все руки: он и скульптор, и живописец, и портной, и обувщик, и визажист, и ювелир, и вышивальщик, — говорит Нина Радзиховская, руководитель секции художественной куклы Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства.

Выставка в библиотеке3_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Новый год — время сказок и чудес, поэтому и выставка получилась яркая, праздничная, новогодняя. Ее создатели подобрали таких персонажей, которые знакомы и понятны детям. Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Царевна-лягушка, Щелкунчик, персонажи пушкинских сказок… Некоторые герои, возможно, менее известны, но это даже неплохо: на выставке будут проходить детские квесты, литературные игры…

Спрашиваю: существует ли разница между московской и петербургской школами авторских кукол?

— Есть, конечно, — отвечает Радзиховская. — Как раньше Петербург был императорской столицей, а Москва — купеческой, так и нынче даже в кукольном искусстве есть различия. На мой взгляд, город на Неве больше тяготеет к «высокому» искусству, а Первопрестольная — к народному творчеству…

Хотя порой грани стираются, а художники в буквальном смысле кочуют между двумя городами. И если крупная кукольная выставка устраивается в Москве, то общий сбор происходит там. И так чаще всего.

Нынче же другой случай, более редкий: москвичи привезли свои произведения в Северную столицу.

— И это не случайно: на самом деле именно Петербург — столица кукольного мира, — уверена одна из организаторов выставки Ирина Панфиленок, руководитель студии творческого развития ­AP-studio. — Вовсе не преувеличиваю: у нас замечательные мастера кукольного искусства. Они никого не копируют, они совершенно оригинальные, они создают невероятный кукольный язык, на котором — я абсолютно убеждена — будут говорить следующие поколения…

— Мои куклы — это романтические принцессы из легенд и сказок, прочитанных в детстве, — рассказывает петербургский мастер Ирина Фомина. — На создание каждой куклы уходит от трех и более месяцев. Это долгий и очень кропотливый труд.

Ирина родилась в творческой семье профессионального художника и модельера. Ее первыми детскими книжками были журналы «Художник», которые отец выписывал на протяжении многих лет. С раннего детства у своих родителей Ирина научилась рисовать, придумывать и шить одеж­ду и для себя, и для своих кукол. Образование получила музыкальное, а куклами начала профессионально заниматься уже в зрелом возрасте. По ее словам, красота фарфора навсегда покорила ее сердце, именно в этом материале она старается воплотить свое представление о прекрасном.

Вообще же пути к искусству авторской куклы у всех разные. Москвичка Елизавета Меньшова по своей первой специальности — инженер по разработке газовых месторождений. Но потом она так увлеклась искусством «малых форм», что прошла обучение в Национальном институте дизайна. С тех пор — постоянный участник кукольных выставок… Жительница Петрозаводска Анжелла Чайка (она тоже участник выставки в биб­лиотеке на улице Марата) ради того, чтобы заниматься любимым делом, даже оставила престижную работу в коммерческом банке…

Кстати, возвращаясь к детской библиотеке истории и культуры Петербурга: не случайно она связывает две столицы.

Выставка в библиотеке2_Г.jpg

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


— Весьма символично, что в оформлении интерьеров старинного дома купца Филадельфа Геннадьевича Бажанова, где мы находимся, изначально присутствовали (и существуют и поныне) гербы Петербурга и Москвы, — поясняет Мира Васюкова.

Точнее говоря, малую, или чайную, столовую, которую в библио­теке также называют «гербовым залом», украшают четыре герба, искусно вырезанные из дерева. Один из них, Ярославской губернии, связан с происхождением Бажанова: он был уроженцем города Любима. Другой губернский герб — Олонецкий: этот регион был связан с интересами торгово-промышленного товарищества, которым руководил Бажанов. И два столичных герба, Петербурга и Москвы: они вполне логично находятся в квартире уважаемого предпринимателя, потомственного почетного гражданина.


#выставка #сказки #куклы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7569) от 19.12.2023 под заголовком «В гостях у Филадельфа».


Комментарии