Прорыв или угроза? Как страны относятся к запуску БелАЭС

В бывший красный день календаря, 7 ноября, недалеко от города Островец Гродненской области состоялась официальная церемония, посвященная запуску первого блока БелАЭС, которая строилась Росатомом почти 8 лет. Этот проект стоимостью 10 млрд долларов стал крупнейшим в истории экономического сотрудничества Москвы и Минска.

Прорыв или угроза? Как страны относятся к запуску БелАЭС | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В открытии энергоблока приняли участие президент Белоруссии Александр Лукашенко, госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, а также генеральный директор Росатома Алексей Лихачев и российский посол Дмитрий Мезенцев. Президент страны назвал пуск Белорусской АЭС историческим событием. «Все так буднично, как будто метро построили. Исторический момент – страна становится ядерной державой», – сказал он.

Сейчас первый блок работает на 40% мощности, полностью его запустят в феврале 2021 года, еще через год планируется ввести второй блок. Станция полностью будет вырабатывать на двух блоках 2400 МВт электроэнергии. Как заявил ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко, БелАЭС – «это прорыв, часть независимости» республики. Он также отметил, что в стране растет потребление электроэнергии на бытовом уровне и в отраслях народного хозяйства. «Везде будем делать упор на электричество», – подчеркнул белорусский лидер, призвав ученых предлагать решения, которые «обеспечат суверенитет» республики. Кроме того, Александр Лукашенко считает, что в республике нужно построить вторую АЭС, чтобы не зависеть от поставок нефти и газа: «Нам еще надо одну такую станцию построить, чтобы уйти от зависимости по углеводородам. Это счастье, подарок».

Начало эксплуатации БелАЭС, однако, не очень обрадовало ближайших соседей Белоруссии, прежде всего Литву, а также Латвию. Литовские власти являются самыми активными и последовательными противниками проекта. Вильнюс уже давно выступал против строительства станции, а теперь целенаправленно «топит» против эксплуатации, ссылаясь на ее небезопасность. Так, 4 ноября министерство иностранных дел прибалтийской республики направило в МИД Белоруссии ноту протеста «в связи с полученной информацией о начале производства энергии на небезопасной атомной электростанции «Островец». «Литва осуждает безответственные действия Белоруссии, усугубляющие ядерные и экологические угрозы, которые представляет АЭС не только для Белоруссии или Литвы, но и для Европы в целом. Вместе с тем призываем Белоруссию не вводить свой ядерный объект в эксплуатацию до тех пор, пока не будет достигнуто соответствие высочайшим стандартам в области ядерной безопасности и требованиям по защите окружающей среды», – отмечается в заявлении литовского МИД. Кроме того, внешнеполитическое ведомство вместе с другими институтами республики «продолжит принимать меры в рамках ЕС, международных конвенций и других международных форматов, направленные на снижение угроз, исходящих от небезопасной белорусской АЭС».

Стоит отметить, что нота протеста Литвы – далеко не первая попытка Вильнюса помешать строительству атомной электростанции в Белоруссии. Президент Литовской Республики Гитанас Науседа направил письма председателю Европейского совета Шарлю Мишелю и главе Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен, в которых призвал ЕС принять «более действенные меры, чтобы остановить эксплуатацию небезопасной Белорусской АЭС». «Сейчас самое подходящее время для принятия Евросоюзом решений, которые ограничили бы поступление на рынок ЕС электроэнергии из небезопасных, не отвечающих самым высоким стандартам безопасности источников третьих стран», – говорится в документе. С похожим призывом он выступал и в конце октября, подчеркнув, что «безответственному запуску объекта необходимо помешать».

В начале ноября Литва, реагируя на включение в электроэнергетическую сеть находящейся у литовской границы и в 50 км от Вильнюса Белорусской атомной электростанции, прекратила пропуск электроэнергии из соседней страны. Об этом сообщила компания – оператор электросетей Литвы Litgrid. Отметим, что после некоторого периода колебания о своем решении поддержать Литву в бойкоте продукции БелАЭС заявили недавно и власти Латвии.

В ответ на ноту литовских коллег пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз заявил, что Литва «использует дипломатическую переписку по вопросам БелАЭС не для получения ответов, а для поддержания истерии в своих СМИ». «Многочисленные ноты, которые официальный Вильнюс раздает, словно пресловутые таблетки йода, порождают апокалиптические заголовки и ожидаемо сеют панику среди литовских граждан. При этом, как известно, нормальный диалог, который мог бы принести взаимовыгодный результат, литовская сторона давно решила принести в жертву своим геополитическим амбициям», – говорится в заявлении дипломата. Он также отметил, что «на сегодняшний день БелАЭС – единственная из всех действующих и проектируемых атомных станций в Европейском регионе, которая прошла проверку по самым новым, самым жестким европейским стандартам». Более эмоционально, но и доходчиво высказался о позиции соседей Александр Лукашенко: «Из Евросоюза подтолкнули, давайте, бомбите: «Станция небезопасная, станция такая-сякая». И пошло-поехало. А почему? Потому что мы – конкуренты сегодня, конкуренты западным странам, им не нужна эта станция, как и не нужна мирная, спокойная Беларусь», – цитирует политика официальный сайт президента.

Эксперты в целом считают, что начало эксплуатации БелАЭС имеет положительное значение в сотрудничестве Москвы и Минска, а позиция Литвы диктуется не экономическими, а политическими целями. «Идет экономическая интеграция, акцент делается на энергетических проектах, которые у Белоруссии и России получаются лучше всего», – полагает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований и руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич. Кроме того, по его словам, это событие «крайне значимо для всей Восточной Европы». «В Польше нет ни одной атомной станции, в Литве атомной энергетики уже нет, на Украине отрасль мирного атома в кризисе. Белоруссия же при помощи РФ подготовила целую группу специалистов, которые будут эксплуатировать станцию при поддержке российских коллег. Фактически речь идет о новых технологических компетенциях», – констатирует аналитик.

Более критично рассматривает ситуацию эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич, которого смущает заявление Лукашенко о строительстве второй АЭС в стране. «Даже аффилированные с ним эксперты, по моим наблюдениям, от этой идеи не в восторге. Но это фирменный стиль белорусского президента: чем сильнее на него давят, тем больше он сопротивляется. Соседи объявили бойкот БелАЭС, оппоненты Лукашенко называют эту историю экономическим «фейлом». А Батька им отвечает: мы и первую атомную станцию запустим, и вторую! Говорить о строительстве второй АЭС как минимум преждевременно. Пока неясно, как первая будет работать. Что будет с энергопотреблением в самой Белоруссии? Удастся ли наладить экспорт излишков? В каком объеме? На все эти вопросы должно ответить время. Россия предоставила Белоруссии кредит на строительство БелАЭС – деньги нужно возвращать (хотя Минск, конечно, будет пытаться всем правдами и неправдами облегчить эту ношу). Но без политики, здесь, конечно, не обошлось».

Об аргументах литовских властей о небезопасности АЭС рассуждает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. «Заявление Вильнюса не что иное, как «клоунада чистой воды». Объект контролируется МАГАТЭ, его строительство начиналось с учетом высочайших требований как безопасности, так и защиты окружающей среды. Подобные выпады Вильнюса можно объяснить недалекостью и бессмысленными политическими играми», – подчеркивает эксперт. По его словам, многие западные электростанции «значительно уступают новой БелАЭС, созданной с учетом последних требований и технологических возможностей. «В белорусском электричестве могут быть экономически заинтересованы Польша и Украина, которые испытывают дефицит энергии. Выгодно было бы покупать электроэнергию и балтийским республикам, однако политические мотивы будут их останавливать», – отмечает аналитик.

#АЭС #Белоруссия #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6805) от 13.11.2020 под заголовком «Прорыв или угроза?».


Комментарии