Пропусти авто с мигалкой: Минтранс вынес на обсуждение свой проект изменений в ПДД

Что делает нормальный водитель, когда видит в заднее зеркало машину с мигалкой? Правильно, старается уступить ей дорогу. Даже если на дороге тесно. Однако похоже, что такое правило соблюдают далеко не все. Иначе бы Минтранс не стал публиковать для обсуждения свой проект изменений в Правила дорожного движения, который уточняет действия водителей при пропуске автомобилей со спецсигналами.

Пропусти авто с мигалкой: Минтранс вынес на обсуждение свой проект изменений в ПДД | Помните, с каким пиететом во время ковида все относились к спешащий на вызов карете скорой? Сегодня пандемия ушла в прошлое. Но только не для сотрудников службы «03». Они по‑прежнему спешат туда, где нужна их помощь./ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Помните, с каким пиететом во время ковида все относились к спешащий на вызов карете скорой? Сегодня пандемия ушла в прошлое. Но только не для сотрудников службы «03». Они по‑прежнему спешат туда, где нужна их помощь./ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Данные, которые приводят специалисты ведомства, мягко говоря, настораживают. Как говорится в пояснительной записке к проекту, в стране ежегодно фиксируется более 100 тысяч случаев непредоставления преимущественного проезда спецтранспорту. Из них около 60 % приходится на машины скорой помощи, 30 % — на пожарные и 10 % — на полицейские автомобили. Чаще всего это случается в Москве и Подмосковье. Из-за игнорирования некоторыми водителями требования уступить дорогу задержка прибытия скорой помощи может составить 5 – 10 минут, а пожарных — 7 – 15 минут. А как мы все хорошо понимаем, каждая минута задержки экстренных служб — риск для человеческой жизни.

В Сети можно найти множество «иллюстраций» и описаний случаев, когда тот или иной водитель мешал скорой помощи быстро добраться до пациента. Есть видео, где некая дамочка неспешно едет по крайней левой полосе и не уступает мчащейся на вызов карете. К счастью, это сделали водители на другой полосе. Или вот мужчина, двигаясь в узком проезде, не захотел сдать назад, чтобы смогла проехать машина скорой… Грустно, но таких случаев действительно много.

Но самое интересное — то, из‑за чего иногда возникают такие ситуации. Что прописано в ПДД? «Водитель обязан уступить дорогу спецтранспорту». Кто сдавал на права — этот пункт хорошо знает. Однако в тех же ПДД говорится, что при приближении спецавтомобиля водитель не должен совершать маневр, то есть перестраиваться в другую полосу. Кроме того, там указано, что он не должен менять скорость и направление движения.

Проще говоря, увидев позади себя скорую с включенными спецсигналами, водитель должен продолжать ехать так, как ехал. А не метаться. Как, объезжая его, будет маневрировать скорая — это головная боль ее водителя. Поэтому Минтранс и хочет внести свои поправки, уточняющие ПДД: кто, кому и как должен уступать и в каких случаях.

В проекте изменений водителям предписано уступить дорогу или освободить полосу (ряд) проезжей части, если к ним приближается спец­автомобиль, и принять для этого все необходимые меры: перестроиться на соседнюю полосу, в соседний ряд или съехать на обочину.

«Выполнение данного маневра будет означать, что водитель полностью исполнил свои обязанности и не подлежит привлечению к административной ответственности. При этом в случае, если спецтранспорт едет по соседней полосе, водителю достаточно не создавать ему препятствий», — пояснили в Минтрансе.

Еще одно дополнение, предложенное ведомством. Водителям запрещается выполнять опережение автомобиля с включенными проблес­ковыми маячками синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом и сопровождаемое им транспортное средство, «двигаться в непосредственной близости от них по соседним полосам (рядам) движения с их скоростью движения, создавать помехи, препятствовать их организованному движению».

«Новые правила, c одной стороны, помогут различным службам быстрее добираться до тех, кто в беде, а с другой — четко определят действия водителей, что исключит необоснованные претензии к ним», — пояснили в пресс-службе Минтранса.

В принципе, даже если все эти изменения будут приняты, для ответственных водителей ничего не изменится. Они и так стараются не вставать на пути врачей, пожарных, полицейских. Такие новшества нужны лишь для того, чтобы приструнить тех, кто считает себя на дороге самым главным. Их даже штрафами не запугаешь. Пока.

Недавно депутаты Госдумы предложили усилить санкции для водителей, не пропустивших скорую помощь. А именно — поднять штрафы более чем в 4 раза и увеличить срок лишения прав за это нарушение. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Напомним, что сейчас за такое хамство водителям грозит штраф от 4,5 до 7,5 тысячи рублей. Теперь умножьте эту сумму на четыре. Отрезвляющая сумма? Более того, если сейчас в качестве наказания назначается или штраф, или лишение прав на срок от 3 месяцев до 1 года, то депутаты предложили объединить эти два наказания. То есть помимо более чем внушительного штрафа водителя еще смогут отстранить от руля на срок уже до 2 лет. Что вполне справедливо.

Читайте также:

«Градус» под замком: что нужно сделать для того, чтобы отбить у любителей спиртного охоту садиться за руль

Июньские новеллы. Какие новые законы вступят в силу в России с этого месяца


#ПДД #Минтранс РФ #водители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7924) от 09.06.2025 под заголовком «Пропусти авто с мигалкой».


Комментарии