Промысел для своих. Кружевные мастерские переориентировались на местных потребителей

За последний год объем производства отрасли народных художественных промыслов (НХП) упал на 11%. Кружевоплетение не стало исключением, поскольку основных покупателей этого уникального товара, а именно – туристов, стало в разы меньше (причем иностранных нет совсем). Однако кружевные мастерские выстояли, переориентировавшись на местных потребителей.

Промысел для своих. Кружевные мастерские переориентировались на местных потребителей | ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Русские гипюры

В России кружевоплетение получило широкое развитие еще с петровских времен. Мастериц поначалу привозили из-за границы, но уже к середине XVIII века у многих состоятельных помещиков были свои мастерские с крепостными кружевницами. Развивался этот промысел и в женских монастырях.

А в конце XIX века «русские гипюры» начали ценить в Европе, карта распространения промысла охватывала к тому времени практически всю европейскую часть России. В 17 губерниях страны работали 100 тысяч мастериц. Открывались школы кружевниц, куда приезжают учиться девушки со всей страны, чтобы потом организовать мастерские в своих родных местах. Самой известной стала Мариинская школа кружевниц, основанная в 1883 году в Петербурге на средства Министерства финансов. В те времена правительство поощряло все, что было связано с развитием отечественной кустарной промышленности, а кружевоплетение среди женских промыслов занимало ведущее место.

Позже промысел был мощно поддержан и советской властью. Уже в 1917 году началось образование промысловой кооперации, а вскоре появились и артели. Если в 1919 году в 93 организациях Вологодской губернии, которая считается родиной русского кружева, состояли 5 тысяч кружевниц, то через год их было уже свыше 42 тысяч. Тогда в Вологодской губернии ежегодно выплеталось более 700 км мерного кружева и 100 тысяч штучных изделий. Для выполнения такого объема кружевницы использовали почти 25 тонн нитей, огромное количество булавок для плетения, картона для сколков.

Несмотря на серьезные потери, которые произошли в отрасли в постперестроечные времена, в современной России сохранились кружевные центры. Кроме сохраняющей лидерство Вологды выделяются елецкий (Липецкая область) и вятский (Кировская область). Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах Балахне (Нижегородская область) и Киришах (Ленинградская область).

Нетающий иней

Если в большей части России кружево было цветным или же содержало цветную обводку сканью, то вологодское почти всегда было белым. Отсюда его народное название –  «нетающий иней». Сегодня в Вологде работает старейшая кружевная фабрика «Снежинка», которая появилась в 1930 году при создании Волкружевосоюза, объединившего 50 артелей. Позже в ее стенах создавались кружевные концертные наряды для хора имени Пятницкого.

Тогда была поставлена задача сделать легкий, ажурный рисунок, который при этом должен быть крупным, чтобы его было видно из зрительного зала. А еще надо было, чтобы все сверкало-переливалось золотистым оттенком. Чтобы добиться такого эффекта, нитки покрасили луковой шелухой.

Кружевная шаль Грушеньки из фильма Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» (1968 г.), кружева из золотых и серебряных нитей к царским костюмам фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» (1986 г.) –  тоже из рук местных мастериц. В 50-е годы XX столетия кружева из Вологды украшали салон самолета Ту-104, затем вместе с космонавтом Германом Титовым побывали на орбитальной станции «Мир». Среди поклонников вологодского промысла –  Людмила Гурченко, Елена Образцова, Валентина Толкунова...

У промысла есть и более свежие примеры «выхода в свет». Скатерть с романтическим названием «Букет из ромашек» в комплекте с 12 салфетками подарили жене американского президента Мишель Обаме в ходе визита четы в Москву в 2009 году. А во время их праздничного ужина в Кремле стол украсила вологодская скатерть площадью 15 кв. м. Плели ее почти месяц, работая по 12 часов в сутки без выходных.

Современные кружевницы, как и три столетия назад, используют коклюшки (точеные из дерева палочки, один конец которых выполнен с углублением для намотки нитей). Конечно, сегодня масштабы предприятия менее впечатляющие, чем в легендарном прошлом, но главное, что кружевная отрасль в Вологде живет и развивается. Современная «Снежинка» активно участвует в международных выставках, товары фабрики продаются в местных сувенирных магазинах. А в 2020 году был учрежден праздник –  День вологодского кружева. Дату проведения выбрали сами вологжане. Выбор пал на 27 мая –  день рождения местной кружевницы Анфии Брянцевой, которая внесла большой вклад в становление вологодского кружевного промысла.

В прошлом году в разгар карантина пришлось приспосабливаться к новым условиям. Тогда на вологодском кружевном предприятии шили многоразовые марлевые маски. Пятнадцать работниц за восьмичасовую смену изготавливали 1000 масок, которые поступали на крупные предприятия города для защиты сотрудников.

–  В период карантина нам очень пригодился наш интернет-магазин и инстаграм-площадка, которые мы сделали еще до пандемии, –  отмечает гендиректор предприятия Мария Агапова. –  Оказавшись без туристов, мы поняли, что у нас абсолютно не налажен контакт с жителями нашего региона, многие из которых даже не знали о нашем существовании. А ведь в нашем ассортименте представлены не только сувенирные изделия, рассчитанные на туристов, но и функциональная швейная продукция из натурального льна и хлопка: столовое и постельное белье, предметы одежды и даже украшения. Интересно, что именно в разгар пандемии в свете актуализации промысла на предприятии появилось его современное направление «кружево в эпоксидной смоле». Неожиданный эксперимент создания таких украшений стал успешной творческой находкой.

«Медвежьи лапы» из Киришей

Вологодские кружевные традиции повлияли и на наш регион. В XVIII веке из Вологды на территорию современного Киришского района Ленобласти для возведения церквей приезжали каменщики. Они ехали не одни, а с женами, которые плели кружева и обучали своему ремеслу местных рукодельниц, которые подошли к делу креативно и основательно откорректировали вологодские кружевные узоры на свой вкус. В частности, они плели кружева поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) –  от себя. И даже сам термин «кружево» заменили на «галунец».

Изначально киришское кружево называли захожским (по месторождению промысла –  упраздненной деревни Захожье Петербургской губернии). И только в 1933 году районный центр переместился в рабочий поселок Кириши, где образовалась артель «Кружевница».

Техника плетения киришского кружева –  коклюшечная: узор плетется одновременно в несколько нитей, намотанных на деревянные палочки-коклюшки. Изначально кружево плелось белой льняной нитью местного производства, иногда с добавлением цветной. Позже в Захожье стали завозить и шелковую нить.

Традиционные узоры захожских кружевниц –  пяти- и семилепестковые широкие округлые цветы под названием «медвежья лапа», или «курья лапа», круги, лопаточки. Разновидностью «медвежьей лапы» считается «тимошина лапа», получившая свое название по имени автора –  Тимофея Матвеева. Он, как и многие мужчины в области, плел кружево не хуже женщин.

Киришское кружевоплетение сегодня не очень распространено, однако есть люди, которые занимаются его возрождением. В регионе действуют проекты по сохранению и развитию киришского кружева, рассчитанные не только на местных, но и на жителей других регионов России. Например, в мае стартовал всероссийский флешмоб «Кружево в костюме», который сейчас проходит в городах России в рамках проекта «Сохранение и развитие киришского (захожского) кружева». В рамках этого проекта любой желающий может получить новые знания о киришском кружеве, при выполнении элемента костюма по заданному сколку (техническому рисунку) продемонстрировать свое мастерство, способствуя возрождению и развитию коклюшечного кружевоплетения, внести свой вклад в создание фотогалереи-2021 «Кружево в костюме». Окончание проекта –  25 сентября 2021 года.

Новая жизнь «звездочек» и «болот»

Совсем недавно Ленобласть пополнилась еще одним официально признанным брендом –  «Свирское кружево». Его история появления началась в 90-е годы прошлого века, когда на берегу реки Свирь в Лодейном Поле появилось небольшое швейное предприятие по пошиву одежды, которую декорировали местным кружевом. Со временем кружевной бизнес превратился в основной. Основательнице предприятия местной жительнице Татьяне Васильевой удалось восстановить утраченную технику изготовления узоров кружева, которое издревле плели в этой местности. Так старинные узоры получили новую жизнь в предметах интерьера и современных нарядах.

Татьяна Васильева представила образцы работ в Русский музей на суд искусствоведов, на что получила ответ: «Вашу работу по сохранению и развитию традиционного вязаного кружева можно без преувеличения назвать подвижнической и высокопрофессиональной. В работах очевиден собственный характер изделий, который сформировался благодаря глубокому изучению традиционной культуры вепсов, издавна живших на территории Лодейнопольского района Ленинградской области».

Стоит отметить, что свирское кружево –  один из самых старинных народных промыслов. Техника появилась во время строительства Петром I 

Балтийского флота в Лодейном Поле, куда прибывали голландские судостроители с семьями. Их супруги вязали крючком замысловатые узоры, которые гармонично вписались в элементы местного кружевоплетения. В основе орнамента свирского кружева простые геометрические фигуры: восьмиконечная звезда, которая считается оберегом у скандинавов и у вепсов, треугольники, символизирующие крыши домов, заостренный с одной стороны овал в виде «семечка карельской сосны», пустые клетки, напоминающие о болоте.

В штате кружевной мастерской трудятся надомницы. В основном это мастерицы среднего возраста и молодые мамы, находящиеся в декретном отпуске. Они плетут из хлопковых и льняных нитей по историческим образцам салфетки, скатерти, шали и даже наряды, которые имеют официальный бренд «Сделано в Ленинградской области».

В мае этого года в Москве на всероссийском форуме «Территория бизнеса –  территория жизни» на церемонии национальной предпринимательской премии «Бизнес-успех» Татьяна Васильева презентовала продукцию своего предприятия в почетном статусе финалиста.

Модала входит в моду

Если раньше кружева изготавливались только ручным способом, то сегодня этот процесс заметно упрощен и удешевлен. На современном кружевном рынке преобладает машинный гипюр. Однако большая часть фабричных кружевных тканей, представленных на российском рынке, импортного производства –  европейского (Италия, Бельгия) или китайского. Продукция мастеров из Европы традиционно дороже китайских.

Что касается кружевных нитей и тканей, то сегодня для их производства используют не только натуральное (шелковое, льняное, хлопковое), но и синтетическое сырье. Согласно традиционному мнению, натуральные волокна лучше синтетики, но мастера признают, что современные нити и ткани в некоторых случаях выигрывают у натуральных. Яркий пример инновационных нитей –  полусинтетический модал из древесной целлюлозы, получаемой из эвкалипта, сосны или бука. Волокна модала отличаются повышенной прочностью, легкостью и небольшим весом, что необходимо для создания качественного кружева.

Петли бюрократии

Конечно, предприятиям, которые создают и развивают традиции ручного кружевоплетения, как и всякому другому виду НХП, требуется поддержка государства. И вот в 2021 году временная комиссия Совета Федерации по сохранению и развитию народных художественных промыслов в России занялась подготовкой проекта стратегии развития народных художественных промыслов до 2030 года, а также написанием законопроектов-спутников, создающих условия для привлечения в отрасль инвестиций.

В июне в Москве в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась конференция ассоциации «Народные художественные промыслы России». Весь последний год работа ассоциации была сосредоточена на разработанной Минпромторгом новой версии федерального закона «О народных художественных промыслах». Предполагаются радикальные изменения, которые предприятия НХП единогласно отвергают. По их мнению, законопроект содержит множество накладок и нестыковок. Отрицательные заключения ТПП РФ и Ассоциации НХП России были направлены в Минпромторг, правительство РФ и Совет Федерации. Остается надеяться, что чиновники услышат мнение профессионалов и не запутаются в своих решениях, как не путаются в коклюшках русские кружевницы.

#потребитель #производство #кружево

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122(6960) от 07.07.2021 под заголовком «Кружевные сети для своих».


Комментарии