Продать хорошо, а подарить — лучше. Как одним добрым делом решить сразу две проблемы
Недавно я на собственном примере убедился в том, насколько может оказаться полезной впитанная с моим советским прошлым привычка не выбрасывать даже то, что уже не нужно (и, скорее всего, не понадобится никогда).
ФОТО Pim Chu on Unsplash
Разбирая понадобившийся для других целей квартирный чулан, с некоторым удивлением обнаружил там массу «добра»: разнокалиберные пустые коробочки и коробки; вставленные друг в друга пластиковые ведерки из‑под продуктов и стройматериалов; старые фотоаппараты «Зенит» и «Зоркий»; рулон дубового шпона, обрезки обоев… И много чего еще, включая аккордеон в футляре, швейную машинку «Подольск» с ручным приводом и, конечно, остатки коллекции виниловых дисков с приставкой-проигрывателем «Вега-110», заботливо укрытые полиэтиленовыми пакетами.
Вопрос встал ребром. Выбросить или продать? Если бывшие в употреблении ведерки с легкой душой могут быть отправлены в мусорные контейнеры, то вряд ли «жаба», живущая где‑то внутри нас, позволит выбросить аккордеон или даже машинку, на которой уже никто ничего не будет шить.
Однако начать решил с «вертушки». Вынимая ее из шуршащего прошлым полиэтилена, вспомнил, как в конце 1980‑х дамы млели, прижимаясь ко мне в полутьме комнаты коммуналки. Еще бы! Блюзовый «медляк» знаменитой группы гарантировал нам массу приятного… Пластинок тогда у меня было много, около трехсот, а среди них Высоцкий (песни и стихи), серия дисков с записями легендарных коллективов и даже классика, включая «Ромео и Джульетту» в исполнении Беллы Ахмадулиной.
Поскольку кое‑что из этого еще осталось, поначалу решил, что «вертушкой» буду пользоваться сам. Благо цифровой усилитель с соответствующей акустикой легко превратит аналоговый стереосигнал в мощный объемный звук. И снова будет мне счастье… Только вот незадача: многолетнее заточение в чулане аппарату на пользу явно не пошло — 33 оборота он держал с трудом, автостоп не срабатывал… Перспективы личного использования несколько поблекли. Нет, сказать: «Алиса, включи гитарную версию композиции «Отель «Калифорния» все же гораздо легче.
Окончательное решение определила простая арифметика. Доведение проигрывателя до ума потребовало бы усилий и затрат в 2 – 3 тысячи рублей, а продать его даже в полностью исправном состоянии удалось бы не более чем за 4 – 5. Поэтому, хотя «жаба» и душила, а воспоминания добавляли ей веса, однажды утром в Интернет было отправлено объявление с текстом, начинающееся со слов «бесплатно отдам в добрые опытные руки»… И добавка про самовывоз.
В следующие полчаса я получил не меньше трех десятков текстовых сообщений и звонков с предложением тут же приехать и забрать «халявный», как сказал один из собеседников, аппарат. Причем некоторые из них были весьма оригинальны. «Здорово! А ты какое пиво любишь к футболу? Темное? Нефильтрованное? — спросил один. — Только скажи — подвезу». Я сразу даже не понял и переспросил, туда ли человек звонит. Другой тут же поинтересовался точным адресом. А третья решила забрать мою любимую «вертушку», даже не зная, что к ней еще нужны усилитель и акустика. «Пластинки остались… — поделилась она. — Вот и подумала, что это возможность их использовать».
В общем, на меня сошла лавина интереса к бесплатному раритету возрастом 38 лет. Ведь купил я первоклассный (в прямом смысле) аппарат в далеком 1986‑м. И за сумму по тем временам немалую — стоил он 155 рублей. Однако даже для меня ситуация разрешилась неожиданно. В одном из сообщений, которые я едва успевал читать, значилось: «Не могли бы вы сами привезти мне этот проигрыватель?». Автор добавил, что «очень нужно». Что за нахальство? Ведь я даром предлагаю хорошую вещь и подчеркиваю, что забрать ее необходимо у меня! Но любопытство оказалось сильнее.
Перезвонил автору. И узнал, что по состоянию здоровья человек сам приехать не может, но бесплатно получить аппарат очень хочет, поскольку музыка и радиолюбительство помогают ему жить. «Вертушка» не совсем исправна? Для меня это не проблема, — пояснил голос в трубке. — Купить я ее не могу, а вот если отдадите даром — возьму с удовольствием. И обещаю, что пользоваться буду сам, вспоминая вас добрым словом». Как бы вы поступили на моем месте?
Я сгреб аппарат в сумку. Добавил к нему найденную в закромах новую головку звукоснимателя — и отправился по названному адресу. Когда приехал, то одного взгляда было достаточно, чтобы понять: живет мой собеседник весьма скромно. Но в разговоре выяснилось — объяснять, что такое «приставка», ему не нужно. «Для меня ремонт такого рода техники — это возможность хоть что‑то заработать на дому к пенсии, — пояснил он. — Дело помогает коротать время, а музыка — окно в мир, который «вживую» вижу редко». Посмотрев на привезенный аппарат, он сказал, что «дареному коню в зубы не смотрят». И добавил, что «через пару-тройку дней будет звучать, как новенький». Искренне поблагодарил и напоил крепким, вручную сваренным кофе.
Правильно ли я сделал, не продав свою «вертушку» за малые деньги, а подарив ее (да еще с доставкой)? Уверен, что правильно. Одновременно и доброе дело совершил, и от ненужной теперь вещи избавился. К тому же она наверняка попала в те самые опытные руки, которые снова вернут ей голос.
Теперь вот думаю над тем, кто станет обладателем аккордеона, с помощью которого я когда‑то знакомился с миром музыки. И куда поедет «Подольск», в иглу которого вставили нитку еще в 1970‑х…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7709) от 22.07.2024 под заголовком «Продать хорошо, а подарить — лучше».
Комментарии