Приют вдохновения и любви. Как создавался дом Чехова «Белая дача»

После того как весной 1897‑го у Чехова был окончательно установлен туберкулез легких, врачи предписали ему переселиться на юг. Зиму писатель провел в Ницце, а на следующий год выбрал Ялту. «…Без России нехорошо, нехорошо во всех смыслах… — писал он в письме к редактору-издателю газеты «Русские ведомости» Василию Соболевскому. — Из всех русских теплых мест самое лучшее пока — Южный берег Крыма…»

Приют вдохновения и любви. Как создавался дом Чехова «Белая дача» | ФОТО Википедии / Olga-lyo / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / Olga-lyo / CC BY-SA 4.0

«Вне стиля»

Первое время Чехов жил в Ялте в частных пансионах. Но скитания по чужим домам были тяжелы для больного писателя, и он начал подумывать о собственной даче. Неожиданная смерть отца в октябре 1898 года ускорила решение этого вопроса. Чехов продает имение в Мелихове и приобретает участок земли на окраине Ялты, в конце Аутской улицы. Выбор места объяснялся тем, что в центре города цены на землю стояли очень высокие. Этот же участок, размером 800 кв. саженей, Чехов купил по низкой цене 5 рублей за кв. сажень. Да еще и на льготных условиях, в долг. Самого писателя не страшила отдаленность от центра — он находил в этом даже известные преимущества. «…Но что за вид с нашего участка! Это не вид, а рахат-лукум», — писал он в одном письме.

Проект дома был создан ялтинским архитектором Львом Шаповаловым. В планировке комнат непосредственное участие принимали сам Антон Павлович и его сестра Мария Павловна. Пока строился дом, Чехов занялся устройством сада. Целыми днями он возился в земле, вел большую переписку с садоводствами, и ему отовсюду посылали саженцы деревьев и семена цветов. Особенно много писатель посадил в своем саду роз — было выращено до ста сортов; многие из них он впервые прививал в Крыму.

Новоселье состоялось 9 сентября 1899‑го. Местные жители назвали ялтинский дом Чехова «Белая дача». Как писал Куприн, «она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, построенная вне какого‑нибудь определенного архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, — она походила бы на здание в стиле модерн, если бы в ее плане не чувствовалась чья‑то внимательная и оригинальная мысль, чей‑то своеобразный вкус».

Дом хитроумно вписан в наклонный рельеф местности и имеет три входа — один на первом этаже и два на втором. Чехов был очень заботлив — он предусмотрел в доме комнаты для матери, сестры, многочисленных гостей, прислуги. И даже для будущей жены, Ольги Книппер, с которой познакомился как раз в период строительства.

С дачи… на дачу

Обстановка комнат роскошью не поражает — жилище одного из самых знаменитых писателей России по уровню комфорта тянет, пожалуй, на квартиру чиновника средней руки. Зато какое обилие подлинных мемориальных вещей! Буфет в столовой, правда, не сохранился — погиб от шашеля (этого жучка не зря называют мебельным точильщиком) и был списан. На замену ему в 1960‑е годы изготовили точно такой же. Но посуда в нем — семейная, чеховская. В том числе те самые бокалы, из которых в 1854 году пили на свадьбе у родителей писателя. В комнате для родственников на столике с перекрещенными ножками из бамбука почетное место занимает дубовый резной ларец с откидной крышкой — дар, преподнесенный Константином Станиславским в январе 1904 года по случаю премьеры «Вишневого сада» в Московском художественном театре.

Другой ларец, подаренный великим режиссером великому писателю, стоит на стуле в его кабинете на втором этаже. Стул, кстати, в модном тогда стиле жакоб — как и вся остальная мебель, купленная Чеховым в 1899 году специально для нового дома. На большом окне — цветной витраж. Свет от него падает как раз на письменный стол. Именно за ним были написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках» и «Невеста», а также пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений.

В спальне писателя — полированный шкаф-шифоньер красного дерева, еще с таганрогских времен принадлежавший его матери Евгении Яковлевне. Вместе с Чеховыми он побывал в Мелихове, а в 1899 году переехал в Ялту. Это тот самый «дорогой, многоуважаемый шкаф» из «Вишневого сада», который в первом действии Раневская целует как родного.

В гостиной — немецкое пианино фабрики «Смит и Вегенер», на котором играл Сергей Рахманинов. Под аккомпанемент этого инструмента пел Федор Шаляпин. Одним из самых дорогих гостей в доме Чехова был и Максим Горький. В саду экскурсовод обязательно подведет вас к простенькой скамье, утопающей в зелени, — здесь Чехов вел нескончаемые беседы с Буревестником революции.

Впрочем, на «Белую дачу» шел нескончаемый поток и многих других людей — как знакомых, так и случайных. Приходили и местные жители, которым Чехов помогал как врач. Все это, увы, от работы писателя отвлекало. В отчаянии он пишет брату Александру: «Я вместо дачи за собственные деньги в Крыму умудрился возвести тюрьму!».

В январе 1900 года Чехов приобрел и маленькую дачу в Гурзуфе, неподалеку от Ялты. «Я купил кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе, — написал он родным. — Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево — шелковица».

Летом того же года здесь отдыхали его мать, сестра Мария и семья брата Ивана, в июле-августе гостила Ольга Леонардовна. В августе 1900 года в поисках творческого уединения Чехов проведет тут несколько дней, работая над первым действием драмы «Три сестры».

Почти никто из друзей писателя не знал о существовании гурзуфского домика. При жизни хозяина его посетили только Комиссаржевская и Бунин. В Гурзуфе Чехов подарил актрисе свою фотографию с надписью «Вере Федоровне Комиссаржевской, 3 августа, в бурный день, когда шумело море, от тихого Антона Чехова».

Память хранила сестра

В Ялте писатель проводит пять лет жизни. Увы, последние. Но, по его неоднократным признаниям, это были самые счастливые годы. Чехов покинул «Белую дачу» 1 мая 1904 года, отправляясь на лечение в Германию. В свой прекрасный ялтинский дом он больше не вернулся, 15 июля того же года Антона Павловича не стало.

После кончины писателя жизнь ялтинского дома поддерживала сестра писателя Мария Павловна — на средства, поступавшие от авторских отчислений за постановки пьес Чехова и от изданного ею эпистолярного наследия брата. Она сохранила в неприкосновенности всю обстановку комнат, а также ценнейший литературный архив. Вскоре после окончания Гражданской войны, 9 апреля 1921 года, сестра писателя получила охранную грамоту Ялтинского ревкома. Документ закрепил за домом Чехова статус объекта, особо охраняемого государством.

С этого момента «Белая дача» становится государственным музеем, а Мария Павловна — его пожизненной хранительницей и директором. Ей пришлось пережить здесь и сильное землетрясение 1927 года, и фашистскую оккупацию. Поселившийся в доме немецкий офицер увидел книги Чехова на немецком языке, понял, что здесь жил великий человек, и повесил на дверь табличку с запретом входить и пояснением, что это частная собственность. Это спасло дачу от разграбления.

Мария Павловна умерла 15 июля 1957 года. После ее смерти на соседнем с чеховским участке было построено здание литературного музея. В нем размещаются временные тематические выставки, а также стационарная экспозиция «Жизнь и творчество А. П. Чехова».

А в 1987‑м отделом Дома-музея А. П. Чехова в Ялте стала и гурзуфская дача писателя. Одна из комнат посвящена Чехову и Ольге Книппер, а в другой — литературная экспозиция, рассказывающая о создании пьесы «Три сестры». Фотографии прототипов героев, копии рукописных страниц, первая публикация и первые отдельные издания 1901 года.

Здесь же — история первой постановки в Московском художественном театре в январе 1901 года: фотографии исполнителей, сцен из спектаклей и программы, театральный реквизит, визитные карточки актеров. Представлены и материалы постановки «Трех сестер» Владимира Немировича-Данченко в апреле 1940 года, которая не сходит со сцены театра десятки лет. В 1999 году в третьей комнате открыта экспозиция «Окружение Чехова»: фотографии, документы, рисунки и другие материалы, посвященные близким писателя, членам его семьи и друзьям.

Маленькая бухточка — та же, что и при Чехове. Только, говорят, землетрясение 1927 года «съело» пляж. Перед домом — две из трех пальм, собственноручно посаженных писателем (третья погибла от морозов). А рядом красавец кипарис, посаженный в день его смерти…


#Чехов #дом #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7180) от 01.06.2022 под заголовком «Приют вдохновения и любви».


Комментарии