Неизвестный из рода шаманов. Внучка Юрия Рытхэу снимает фильм о писателе

«Когда люди слышат мою фамилию, нередко спрашивают: «А вы случайно не родственница того самого Рытхэу, писателя?». И я понимаю, что моего дедушку помнят, — говорит Александра Рытхеу. — А сейчас многие мои друзья и знакомые читают его произведения, потому что хотят с их помощью понять меня. Ведь я многое восприняла от дедушки, поэтому в каком‑то смысле в его книгах можно встретить и мои представления о жизни».

Неизвестный из рода шаманов. Внучка Юрия Рытхэу снимает фильм о писателе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Основоположник чукотской литературы Юрий Рытхэу большую часть жизни провел в нашем городе. Переехав из родного поселка Уэлен в Анадырь, где в местной газете «Советская Чукотка» он опубликовал свои первые произведения, познакомился с ученым-лингвистом Петром Скориком. Тот был из Ленинграда.

«Рытхэу» в переводе с чукотского — «неизвестный», — рассказывает Александра. — Имя дедушке дал дед-шаман в ходе древнего обряда. В центре яранги подвешивают люльку с новорожденным, шаман называет имена, и когда имя подходит ребенку, люлька начинает качаться. Это значит — духи согласны. Однако с дедом произошло что‑то странное: шаман произносил имена, и ни одно из них не подходило. И в конце концов он сказал: «Будешь неизвестным».

Эту историю писатель не раз рассказывал внучке. Так что изначально Рытхэу — это не фамилия, а имя. Когда будущий писатель поехал в Ленинград, то, кроме имени, ничего не смог предъявить в паспортном столе: ни фамилии, ни отчества, ни даже документа о рождении. Поэтому имя, данное при рождении, стало фамилией, а имя и отчество Юрий Сергеевич он придумал себе сам. Как и дату рождения — 8 марта, Международный женский день…

Потом была учеба на филфаке ЛГУ, публикации в альманахе «Молодой Ленинград», в журналах «Огонек», «Молодой мир», «Дальний Восток», газете «Смена»… В 1953 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел его первый сборник рассказов на русском языке «Люди нашего берега». После окончания Университета Рытхэу несколько лет жил в Магадане, но потом вернулся в Ленинград, ставший его второй родиной.

Каждый год с берегов Невы он отправлялся на родную Чукотку, чтобы провести время со своими друзьями, родными, односельчанами. Погружался в мир своего народа, собирал материалы для произведений.

Я очень хорошо помню дедушку, он был всегда со мной в детстве, я его просто обожала. Для меня он как теплое одеяло… Он был патриархом семьи, хранителем домашних традиций. К примеру, каждое воскресенье в полдень все родные собирались за большим столом — таков был обязательный ритуал, его свято соблюдали… — вспоминает Александра. — Помню, что с утра он всегда работал. Вставал рано, в шесть часов. Ложился спать тоже рано, и все тщательно оберегали его покой. Вообще для меня дедушка — это прежде всего рассказ о важности семейных ценностей.

Внучка писателя работает на одном из городских телеканалов, делает сюжеты, связанные с культурой. Признается, что с детства вела дневники, а сейчас пишет рассказы, очерки, зарисовки… Наверное, это тоже пошло от дедушки, хотя никаких «мастер-классов» по литературному творчеству он не давал. Осенью прошлого года Александра организовала экспедицию на Чукотку по местам детства и юности писателя. Это был шаг к реализации давней мечты — снять посвященный деду документальный фильм. Это авторский проект, она сама придумала сценарий, собрала команду, выступила режиссером. Главная задача — показать писателя глазами его родных, записать интервью с людьми, односельчанами.

Частью документального фильма будут и кадры, снятые в свое время моим отцом на видеокамеру: он старался запечатлеть семью, повседневную домашнюю жизнь, праздники. Работая над лентой, я и сама порой узнаю многие страницы дедушкиной биографии, о которых прежде не догадывалась. К примеру, никогда не знала, что в молодости он занимался боксом. Для меня это было открытием, — поясняет внучка.

В родных местах Юрия Сергеевича удалось найти не только тех, кто помнит, как он приезжал в пенаты, будучи уже известным писателем, но и тех, кто был свидетелем его детства и юности. Очень интересно и неожиданно было беседовать со столетней бабушкой, которая помнит будущего писателя школьником…

По сценарию фильма, дедушка через свои книги как будто бы передает мне свои знания, мудрость чукотского народа, — рассказывает Александра. — Я стараюсь популяризировать его произведения, а через них пробуждать интерес к культуре малых народов, к их традициям. Прикосновение к корням, древу жизни, рода — для меня сейчас это очень важно… Увы, для меня было печальным открытием, что большинство нынешних жителей Анадыря ни разу не бывали в тундре.

Из дедушкиного села Александра привезла семейные реликвии — изготовленные из моржовой кости маленькие фигурки хранителей домашнего очага. На севере их называют «пеликен». Это смешные улыбающиеся существа с большими ушами и круглым животиком. Считается, что они «пожирают» человеческую зависть, глупость, житейские неурядицы и недобрые мысли.

Летом нынешнего года Александра снова собирается на Чукотку. Почти все материалы для фильма собраны, остались небольшие, но очень важные штрихи. Вообще эта лента — про рецепт счастья. Внучка писателя считает, что он сумел сохранить детское восприятие жизни, соединив его с чукотской мудростью, и при этом не растерять легкость бытия.

Фильм станет первой лентой в задуманном мною масштабном проекте про людей, которые нашли смысл и счастье в любимом деле. Через свои ценности, через единство с природой, связь с родом я хочу помочь раскрыть потенциал других людей, объединяя их между собой. По сути, соединение с корнями и познание своего рода помогло мне прийти к пониманию своего пути. Именно на этом жизненном фундаменте я теперь создаю новые проекты, — говорит Александра.

А еще у нее есть мечта — создать в Петербурге мемориальный музей Юрия Рытхэу. Ведь сохранился его письменный стол, за которым он работал, много личных вещей. Дополнит этот предметный ряд шлем виртуальной реальности, с помощью которого можно будет перенестись на Чукотку. Будет ли востребован подобный музей? Александра считает, что есть такие вещи, которые она делает просто потому, что не может иначе. Конечно, ей не все равно, сколько людей придет в такой музей, но она считает, что он все равно нужен, сколько бы их ни было.

Мне передалась дедушкина философия жизни: когда ты идешь своим путем, знаешь, чему следуешь, не надо обращать внимания на шум, бушующий вокруг тебя, — говорит Александра. — Иногда говорю себе: «Нельзя отступать, ты ведь из рода шаманов!».

#писатель #фильм #документальное кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7153) от 19.04.2022 под заголовком «Неизвестный из рода шаманов».


Комментарии