Привыкла быть первой. Секретарем казначейства США стала Джанет Йеллен

Секретарем казначейства США, а именно так официально называется пост министра финансов, стала Джанет Йеллен, первая женщина за почти два с половиной века существования этой должности. Она хорошо известна в мире финансистов и экономистов, но ее мало знают рядовые американцы, поскольку вся карьера 74-летней представительницы научной и политической элиты развивалась вдали от одноэтажной Америки.

Привыкла быть первой. Секретарем казначейства США стала Джанет Йеллен | ФОТО Douliery Olivier/ABACA/ТАСС

ФОТО Douliery Olivier/ABACA/ТАСС

Джанет Йеллен по своему рождению не принадлежала к высшим слоям американского общества. Она родилась в достаточно скромной, но интеллигентной еврейской семье выходцев из Польши. Первые восемнадцать лет Джанет прожила в рабочем районе Бруклина в Нью-Йорке, где ее отец трудился семейным врачом, а мать – учительницей в начальной школе.

Не имея высоких покровителей, солидного стартового капитала и не обладая эффектной внешностью, она должна была рассчитывать на себя, свой ум, сообразительность и глубину знаний. Как показала ее дальнейшая жизнь и профессиональная карьера, всего этого в маленькой (рост 160 см) неброской женщине было в избытке.

Вообще, знакомясь с биографией Йеллен, можно сделать вывод, что на всех карьерных ступенях она достигала максимальных успехов. Джанет училась в простой средней школе и стала первой ученицей в своем выпуске. Одноклассники впоследствии вспоминали, что девушка интересовалась буквально всем и сразу, но при этом внешне оставалась тихой и невозмутимой, этакой «знайкой» в юбке. После окончания школы она поступила в старейший колледж при университете Браун в Провиденсе на экономический факультет и окончила его с отличием.

Свое образование Джанет продолжила в Йельском университете, одном из самых престижных американских вузов, наряду с Гарвардским и Принстонским входящим в так называемую большую тройку университетов США. Здесь ей здорово повезло с учителями, ее профессорами были Джемс Тобин и Джозеф Стиглиц, два будущих лауреата Нобелевской премии по экономике. Впоследствии Стиглиц говорил, что Йеллен была одной из умнейших студенток и самой запомнившейся. А Тобин сказал о ней: «Она была просто гением, когда нужно было изложить сложные вещи просто и ясно». В 1974 году Джанет в возрасте 24 лет стала доктором наук и перешла на преподавательскую работу в Гарвард, став первой женщиной – профессором по экономике в этом университете. Интересно, что одним из ее студентов был Лари Саммерс, ставший впоследствии министром финансов США.

Преподавательской деятельностью Йеллен занималась более двадцати лет, поменяв несколько университетов в Штатах и Великобритании, дольше всего, почти десять лет, она работала в Калифорнийском университете в Беркли. Однако в 1994 году ей пришлось взять пятилетний отпуск: президент Билл Клинтон назначил Йеллен членом совета управляющих федеральной резервной системы США (аналог Центрального банка РФ). Здесь она трудилась с одним из главных авторитетов ФРС Аланом Гринспеном, который позднее с большим уважением отзывался о «маленькой женщине с большим IQ». Впрочем, все пять лет она здесь не проработала: Клинтон решил повысить Йеллен и доверить ей самостоятельную руководящую должность – в 1997 году он сделал ее председателем совета экономических консультантов при президенте США. На этом посту будущий министр финансов находилась почти три года, но в 1997-м она по собственному желанию ушла вновь на преподавательскую работу в Беркли. Через шесть лет ее снова призвали в финансовую сферу, она возглавила федеральный резервный банк в Сан-Франциско.

Возвращение Йеллен на федеральный уровень произошло в 2010 году, тогда она была избрана заместителем председателя совета управляющих ФРС. Осенью 2013-го Барак Обама выдвинул, а сенат впервые утвердил женщину руководителем резервной системы. Это была Джанет Йеллен. Многие критики ФРС говорили, что одни и те же люди бесконечно кочуют между центральным банком и Уолл-стрит. Но это не касалось Йеллен – в отличие от многих других членов ведомства она никогда не работала на Уолл-стрит.

Возможно, так сложилось случайно, говорят многие специалисты, но четырехлетний период ее руководства ФРС оценивается как наиболее благоприятный для рынка труда США: безработица сократилась за это время с 6,7 до 4,1%, самого низкого уровня за 17 лет. Прирост рабочих мест в экономике происходил каждый месяц – впервые за историю наблюдений в течение такого периода времени. Йеллен показала на практике, что ее неоднократные заявления – центральные банки должны думать не только о макроэкономических показателях и финансовых рынках, но и о простых людях – были не просто благими пожеланиями.

Впрочем, ряд экономистов все же упрекали ее в том, что она не сделала для реальной экономики больше: ведь инфляция все это время оставалась ниже целевого уровня 2%. Когда срок Йеллен на посту председателя ФРС подошел к концу, президент Трамп не стал переназначать ее на должность, выбрав Джерома Пауэлла, – по общему мнению, просто потому, что Йеллен назначил демократ Барак Обама. В истории ФРС это был первый случай за 40 лет, когда действующий председатель не был переназначен после первого срока. Последние четыре года Йеллен трудилась в центре налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики им. Хатчинза при исследовательском Брукингском институте в Вашингтоне. Ни самого Трампа, ни его экономическую политику она не приняла и неоднократно заявляла, что тот «ничего не понимает в экономике».

У Байдена не было никаких сомнений по поводу того, кого назначить на пост министра финансов. Почти сразу после голосования он заявил, что будет выдвигать на эту должность Джанет Йеллен. В конце января в сенате прошло голосование по ее кандидатуре, 84 сенатора из 100 выбор президента одобрили.

Когда речь заходит об экономической философии нового министра финансов, то чаще всего ее называют «монетарным голубем» (то есть человеком, обращающим внимание  больше на занятость, чем на инфляцию), менее склонным к повышению ключевой ставки для борьбы с инфляцией, чем «монетарные ястребы». Впрочем, это было раньше. На слушаниях в сенате Йеллен заявила о намерении развивать инфраструктуру, зеленую энергетику, образование и исследования по повышению американской конкурентоспособности. Она также упомянула о продлении санкций против России и пообещала ввести новые. В частности, предложила запрет на использование русских информационных технологий в сетях связи США. Ту же меру она предлагает ввести в отношении Китая, Венесуэлы, Ирана, Кубы и Северной Кореи.

Что касается личной жизни Йеллен, то она счастлива в браке с профессором Калифорнийского университета Беркли Джорджем Акерлофом, с которым они живут вместе более сорока лет. Их друзья и коллеги в шутку утверждают, что муж и жена прекрасно дополняют друг друга: Акерлоф (а он лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года) выдает гениальные идеи, а педантичная и последовательная Йеллен дополняет их аккуратной и логичной аргументацией.

#США #политика #финансы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (6876) от 05.03.2021 под заголовком «Привыкла быть первой».


Комментарии