Приравнять к мопеду. Электросамокаты и гироскутеры пропишут в ПДД?

Картина, к которой все уже привыкли, - прямо посреди тротуара на электросамокате мчит молодой пацан. Прохожие, те, кто порасторопнее, успевают уступить ему дорогу. Зазевавшиеся легко могут оказаться на больничной койке. И лихачу за это ничего не будет. Подобный дорожный беспредел, похоже, надоел не только пешеходам. Минтранс и ГИБДД выступили с инициативой приравнять электросамокаты, сегвеи, моноколеса к «средствам индивидуальной мобильности». То есть к транспортному средству.

Приравнять к мопеду. Электросамокаты и гироскутеры пропишут в ПДД? | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Статистика ГИБДД не радует. С 2017 года в России произошло 140 дорожно-транспортных происшествий с участием «средств индивидуальной мобильности». В них погибли четыре человека. Только за шесть месяцев этого года было зарегистрировано 40 аварий с участием электросамокатов.

Удивляться нечему - в свободной продаже такой техники полно. Стоит она по сравнению с автомобилем гроши. Прав на нее не нужно. Равно как и знаний Правил дорожного движения. Не надо тратиться на бензин. Заправиться можно от любой розетки в кафе. А вот скорость все эти современные дорожные гаджеты развивают приличную. Некоторые мощные электросамокаты могут разгоняться до 100 км в час и выше.

Однако водители этого транспорта считаются... пешеходами. Если самокат на скорости собьет человека, то произошедшее нельзя будет назвать ДТП - просто дорогу не поделили два пешехода. Автомобилиста бы за подобное лишили прав, назначили крупный штраф. А с владельца самоката, получается, взятки гладки.

В июле общественная организация «Союз пешеходов России» предложила депутатам Госдумы приравнять эти средства передвижения к автотранспорту. Парламентарии с инициативой вроде бы согласились, но и только. Ведь, для того чтобы воплотить эту идею в жизнь, нужен целый пакет законодательных изменений, связанных с классификацией таких средств передвижения, корректировкой ПДД и КоАП.

В Союзе пешеходов классификацию уже разработали. Электросамокаты они предлагают разделить на три категории. Первая - это техника, развивающая максимальную скорость не более 10 км/ч, на которой можно ездить по тротуарам и велодорожкам. Ко второй общественники предлагают отнести самокаты, скорость которых до 20 км/ч. Ездить по тротуарам и проезжей части на них уже нельзя. Только по велодорожкам. А вот мощные электросамокаты, которые способны развить скорость 40 км/ч и выше, вообще предложили приравнять к мопедам со всеми вытекающими последствиями. То есть их владельцам придется окончить автошколу и сдать на права категории М. После чего ездить они смогут только по проезжей части.

Что же касается гироскутеров, сегвеев и моноколес с ограничением максимальной скорости до 20 км/ч, то кататься на них можно будет только на специальных площадках или по дорожкам, где нет ни пешеходов, ни велосипедистов.

Теперь с похожей инициативой к депутатам обратились Минтранс и ГИБДД. Они предлагают прописать эти средства передвижения в ПДД. Их владельцев хотят обязать передвигаться по велосипедным дорожкам или по тротуарам со скоростью не выше 20 км/ч. Если дорожек и тротуаров нет, то разрешать им выехать на проезжую часть, но двигаться они должны, исключительно прижавшись к правой полосе. О том, какое наказание будет ждать нарушителей, - пока информации нет.

Предложение двух уважаемых ведомств, безусловно, правильное, но, как считают эксперты, трудновыполнимое. Ведь для начала нужно включить самокаты, сегвеи и остальные «средства индивидуальной мобильности» в регламент о безопасности транспортных средств Таможенного союза. А сделать это проблематично - требуется согласие правительств нескольких государств.

Помимо этого сложности возникнут и в решении вопроса о наказании для нарушителей. У этих средств передвижения нет государственных номеров. Как тогда выяснить личность нарушителя? Вряд ли дорожные инспекторы с радарами будут носиться за роллерами, самокатчиками или гироскутеристами.

Так что, судя по всему, разрулить ситуацию с лихачами на «средствах индивидуальной мобильности» удастся не скоро. Тем более что зима не за горами. По сугробам на самокате не поедешь.

#ПДД #безопасность на дорогах #водители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6540) от 07.10.2019 под заголовком «Приравнять к мопеду».


Комментарии