Причал заждался лайнера. В Петербурге начнут возрождать круизное судостроение
Отечественный круизный пассажирский флот, на котором сегодня путешествуют туристы, был построен во времена СССР в странах социалистического лагеря. Средний возраст таких судов превышает 30 лет. При этом оставшиеся «старички» круизной армии постепенно выходят на пенсию - каждый год списывается от 5 до 10 подобных судов. И если не начать строить новые, российский круизный бизнес просто канет в Лету. О том, как этого не допустить, говорили в Петербурге в рамках дискуссии «Развитие круизного судоходства» на международной выставке по гражданскому судоходству и судостроению «Нева-2019».
ФОТО Михаила СОЛУНИНА/ТАСС
Сошли со стапелей
Круизный туризм - востребованное направление рынка, влияние которого на экономику трудно переоценить. Однако его потенциал в современной России явно недооценен. «СССР в развитии круизного туризма опережал другие страны, - напоминает директор профильного департамента Министерства транспорта РФ Юрий Костин. - Люди с удовольствием путешествовали на комфортабельных круизных теплоходах, которые работали строго по расписанию, поскольку в то время инфраструктурных ограничений на внутренних водных путях практически не существовало. К сожалению, со временем мы этот задел потеряли».
Недофинансирование содержания внутренних водных путей и необходимой инфраструктуры в течение тридцати лет привело к появлению участков, которые серьезно лимитируют возможности круизного судоходства. Ну и, конечно, дает о себе знать стремительное сокращение пассажирского круизного флота.
«На сегодня поддержание круизного флота в работоспособном состоянии решается за счет ремонта и модернизации, - объясняет генеральный директор компании «Морское инженерное бюро» доктор технических наук Геннадий Егоров. - Однако такая возможность практически исчерпана. Сезонность работы и низкая рентабельность перевозок не позволяют создать необходимые ресурсы для воспроизводства судов».
Препонами в развитии отечественного круизного флота стали длительные сроки окупаемости (от 15 до 25 лет и больше), высокие процентные ставки по кредитам, их краткосрочность, низкая капиталоемкость судоходных компаний. Все это не позволяет привлекать большие инвестиции в строительство судов. «Вот почему практически все существующие отечественные круизные суда для крупных рек и водохранилищ имеют возраст более 30 лет. Из 124 несписанных судов такого класса в эксплуатации находится около 90 единиц. Из них только 54 «пассажира» могут быть использованы для многодневных круизов с приемлемым для сегодняшнего дня уровнем комфорта и обслуживания», - пояснил эксперт.
Теплоход не той системы
Есть и другая системная проблема: существующие отечественные круизные суда не могут эксплуатироваться за рубежом, так как при их проектировании и строительстве не выполнялись требования международных конвенций. А морской круизный флот, как правило, предполагает дальние переходы с заходами в морские порты различных прибрежных государств.
Теоретически в России есть возможность пополнять пассажиропоток за счет иностранных туристов. Но им требуются комфортабельные суда, к которым они привыкли. К слову, возраст круизных лайнеров зарубежных компаний - не старше 12 лет. Европейский парк судов постоянно обновляется. Причем преимущественно крупными судами длиной более 250 метров.
По расчетам экспертов, на сегодняшний день для сохранения отечественного круизного рынка нам необходимо построить не менее 20 современных теплоходов различного типа. Это поддержало бы на плаву отрасль круизного туризма и обеспечило загрузку судостроительных мощностей российских верфей на ближайшие годы. Государство наконец-то обратило внимание на проблему, и процесс обновления отечественного круизного флота сдвинулся с мертвой точки.
Справедливости ради надо признать, что в СССР круизное судостроение для массовой перевозки пассажиров практически не развивалось. Тогда предпочитали создавать военные и рыболовные суда. Лайнеры круизного типа, которые использовались в нашей стране в те годы, были импортного производства. В основном это были качественные суда, произведенные в ГДР, Чехословакии, Венгрии, Австрии. В СССР за это же время построили лишь два крупных речных судна - дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз». Оба - на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород). Символично, что 60 лет спустя именно на этом заводе история круизного судостроения продолжилась. Но обо всем по порядку.
Из реки да в океан
Сегодня в России началось реальное строительство круизных судов смешанного река-море плавания (проекты PV09, PV300, PV300VD) и речных (проект ПКС-180). Все эти проекты были разработаны специалистами «Морского инженерного бюро». Разработанные концепты не только современные, комфортабельные и удобные, но и безопасные, экологически чистые пассажирские суда, отвечающие международным конвенциям и российским требованиям.
Первым круизным судном смешанного река-море плавания, построенным в нашей стране в новом столетии, стал «Штандарт» (проект PV09). В его постройке принимали участие «Верфь братьев Нобель» (Ярославская область) и Московский судостроительный завод. «Штандарт» был сдан в 2017 году частным заказчикам. Получив крещение в Петербурге, он стал прототипом для судов «Мустай Карим» (проект PV300VD) и «Петр Великий» (проект PV300), задача которых «поднять отечественное судостроение с колен».
Круизный лайнер «Мустай Карим» в сентябре этого года спущен на воду на судостроительном заводе «Красное Сормово». Длина судна - 141 м, ширина - 17 м. Пассажировместимость - до 300 человек. На сегодня его готовность превышает 80%. Лайнер будет соответствовать пятизвездной гостинице, так как спроектирован по типу плавучего отеля. На его борту предусмотрены несколько ресторанов, конференц-зал, SPA-салон, большая открытая прогулочная зона-солярий на верхней палубе.
Судно будет перевозить пассажиров на круизных линиях водных путей европейской части России (Волга, Нева, Дон, Ладожское и Онежское озера, Волго-Балтийский канал, канал имени Москвы и Волго-Донской канал) с возможностью выхода в Черное, Азовское и Каспийское моря. Первые круизы на этом судне запланированы на весну 2020 года.
Петровским фарватером
В мае этого года на судостроительном заводе «Лотос» в Астрахани состоялся спуск на воду еще одного круизного пассажирского лайнера смешанного плавания «Петр Великий». Длина судна - 141 метр, ширина - почти 17 м. Пассажировместимость - 329 человек, для которых оборудована 161 комфортабельная каюта. Важно, что все каюты имеют собственные «французские» балконы (аналог лоджии), которые так любят современные туристы. Это судно будет работать в основном на линии Москва - Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам. Сдача судна также намечена на 2020 год.
Стоит сказать и о еще одной новинке - круизном судне речного типа «Золотое кольцо» (проект ПКС-180), заложенном на заводе «Лотос» в 2018 году. Судно представляет собой трехпалубный теплоход, рассчитанный на 170 пассажиров. Он предназначен для круизов по Золотому речному кольцу: по рекам Волге, Оке, Москве и каналу имени Москвы, включая движение через центр столицы. Также планируются рейсы в Великий Новгород по реке Волхов и обводным каналам Ладожского и Онежского озер.
Главная особенность этого судна - наличие инновационного колесного движительно-рулевого комплекса. В числе преимуществ «Золотого кольца» - возможность прохождения техобслуживания прямо на воде, за счет чего почти вдвое уменьшаются расходы на содержание и эксплуатацию теплохода. Безусловно, все эти первые ласточки дают надежду на становление российского круизного судостроения. Однако представители отрасли справедливо замечают, что пока это даже не капля в море.
По ту сторону моря
Пальму первенства в строительстве круизных судов традиционно удерживают развитые страны Западной и Северной Европы. Лидерами в круизном судостроении являются итальянцы и немцы. Хорошо такие суда строят в Финляндии и Японии.
В числе главных тенденций мирового круизного судостроения - увеличение габаритов. Так, на сегодняшний день крупнейшим круизным судном в мире считается лайнер Symphony of the Seas, построенный во Франции. Его длина - 362 м, ширина - 66 м. Пассажировместимость - 6800 человек. Для сравнения: «Титаник» вмещал 2500 пассажиров и 900 членов экипажа.
Также сегодня актуально создание круизных судов ледового класса для путешествий по Арктике и Антарктике. Востребованы и экспедиционные круизные суда. Стоит отметить, что в рамках действующей в нашей стране «дорожной карты» развития туризма в Арктике уже предусмотрено проектирование и строительство специальных судов.
Так, специалисты петербургского ЦКБ «Айсберг» создали проекты трех круизных судов ледового класса, которые можно оборудовать и для туристического отдыха, и для проведения научных экспедиций. Одно из них рассчитано на 120 пассажиров. Судно будет оснащено техникой для высадки пассажиров на необорудованный берег.
Третий тренд развития круизного судостроения - создание экологичных судов, работающих на газомоторном топливе или даже за счет электричества. В моде также так называемые гибридные суда. Кроме того, судостроители экспериментируют с возобновляемыми источниками энергии.
По словам специалистов, участвовавших в международной выставке «Нева-2019», развитие пассажирского судостроения затронет и Петербург. В нашем городе и соседней Ленинградской область есть верфи, на которых можно создавать пассажирские суда нового класса, а также конструкторские бюро, способные спроектировать любой заказ - от трехпалубного круизника до небольшого универсального судна.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6542) от 09.10.2019 под заголовком «Причал заждался лайнера».
Комментарии