Президентский «экватор» Макрона. Что удалось сделать главе Франции за два с половиной года?

Исполнилось два с половиной года со дня вступления Эммануэля Макрона в должность президента Франции. Что удалось и не удалось сделать этому политику-центристу к президентскому «экватору»? С каких позиций стартует он во вторую половину своего срока?

Президентский «экватор» Макрона. Что удалось сделать главе Франции за два с половиной года? | Иллюстрация Netfalls - Remy Musser/shutterstock.com

Иллюстрация Netfalls - Remy Musser/shutterstock.com

И симпатии, и критика

Все, конечно, познается в сравнении. Если предыдущий глава французского государства социалист Франсуа Олланд, подойдя к этому рубежу, пользовался одобрением лишь 12 - 13% соотечественников, то у Макрона дела идут лучше. Так, во время недавних опросов общественного мнения 44% респондентов высказали симпатию к своему президенту. Около 35% в той или иной степени положительно высказываются о проводимой им политике, что, конечно, явно выигрышно по сравнению с Олландом.

В большей степени французская общественность удовлетворена тем, как развиваются отношения с Европейским союзом (56% респондентов), реализуется курс по борьбе с терроризмом и поддерживается имидж республики в мире. Весьма положительно оцениваются действия исполнительной власти в развитии профессиональной переподготовки, повышении пособий по старости и одиноким инвалидам, борьбе против сексуального насилия.

Но вместе с тем, как отмечает известный французский историк Морис Вайс, «личные симпатии к персоне Макрона не оттеняют в целом критическое отношение общественности к проводимой президентом политике». Дело даже не в том, что 55% французов негативно высказываются о Макроне как таковом. На мой взгляд, хуже для власти то, что почти две трети респондентов в принципе не удовлетворены деятельностью исполнительной власти, а свыше 60% убеждены в том, что действующий президент не выполняет свои предвыборные обязательства.

Общественное мнение выражает, например, недовольство тем, как Эммануэль Макрон и президентское большинство поддерживают покупательную способность населения, осуществляют пенсионную реформу, управляют иммиграцией, организуют борьбу против безработицы и действуют в сфере окружающей среды.

Отметим также, что Макрон и его политика подвергаются жесткой критике как слева, так и справа, что, в общем-то, логично: до 2017 года в Пятой республике чередовались у власти лишь правые и левые силы. Приход в Елисейский дворец президента-центриста хоть и видоизменил серьезным образом политическую конфигурацию во Франции, способствуя резкому ослаблению «системных» сил правого и левого центра, но отнюдь не ослабил потенциальную оппозицию с двух сторон. На сегодня в руках макроновской партии «Республика, вперед!» остается только Елисейский дворец и нижняя палата парламента - национальное собрание. На недавних же европейских выборах центристский альянс с 22,4% голосов уступил первое место крайне правому «Национальному объединению».

До революции далеко

Незадолго до вступления в президентскую гонку на прошлых выборах Макрон опубликовал книгу с ярким названием «Революция». Там он писал, что и экономическая, и политическая система Франции нуждается в глубокой трансформации. Победа Макрона в 2017 году во многом стала возможной благодаря стремительному росту недоверия в обществе к традиционным политическим кругам - десятилетиями сменявшим друг друга у руля власти левым и правым силам. Но, поскольку сам Макрон практически всю свою команду сформировал из бывших социалистов и правоцентристов, вряд ли стоило ожидать, что президент-центрист пойдет на действительно революционные преобразования во внутренней политике. В то же время он вынужден был как-то действовать - хотя бы для того, чтобы ответить на запросы общества. А то, что эти запросы имеются, показало начавшееся год назад движение «желтых жилетов», всколыхнувшее всю Францию. В данном случае речь идет о мощнейшем за шесть десятилетий существования Пятой республики протестном движении, в котором на его пике приняли участие сотни тысяч человек.

Власть была вынуждена сочетать жесткость в отношении радикальных форм протеста с уступками общественности: отменили повышение налога на горючее, подняли минимальную зарплату. Президент обратился с «Письмом к французам» и организовал большие общенациональные дебаты. Хозяин Елисейского дворца пообещал облегчить процедуру проведения референдума по гражданской инициативе, включить (путем жребия!) граждан в экономический, социальный и экологический совет, сформировать совет экологической обороны, сократить налоги на прибыль. Сегодня движение «желтых жилетов», конечно, потеряло былую энергию и привлекательность, но поднятые им вопросы сохраняют свою общественную актуальность. Известный историк Жан-Жак Мари полагает, что «дух протеста очень силен во французском обществе».

Тем временем центристское большинство в национальном собрании с подачи исполнительной власти все-таки пошло на небольшую политическую реформу. Она предполагает сокращение на 30% численности обеих палат французского парламента, очень мягкое сокращение права на совмещение мандатов для депутатов и сенаторов, а также введение «дозы пропорциональности» на парламентских выборах (на данный момент нижняя палата полностью избирается через одномандатные округа; сторонники Макрона хотят, чтобы 15% депутатов избирались по спискам).

Общественность в своем большинстве не считает такие меры достаточными. Европейские выборы показали рост позиций «несистемных» сил. Если на правом фланге господствующие позиции занимает партия Марин Ле Пен «Национальное объединение», то впервые в истории левого движения вперед вышли «зеленые». Все это делает политическую конфигурацию в современной Франции достаточно запутанной.

«Президент богатых»

Что касается социальной и экономической сферы, то здесь также сложно дать однозначную оценку президентского «экватора». Опять же по сравнению с предыдущим хозяином Елисейского дворца Олландом ситуация видится оптимистичнее. В 2018-м экономический рост составил 1,6% валового внутреннего продукта (ВВП), эксперты оценивают, что и в текущем году будет зафиксирован аналогичный рост. Уровень инфляции небольшой - менее 2%. Фиксируется и снижение безработицы: если в 2018-м она составляла 8,8% трудоспособного населения, то в нынешнем году, по прогнозам экспертов, снизится до 8,3%. Правда, для такой высокоразвитой страны, как Франция, 6,5 млн человек, не имеющих полноценной занятости, - цифра достаточно тревожная.

В то же время статистика фиксирует рост государственного долга - в конце 2018-го он составил 99,6% ВВП. В начале текущего года торговый дефицит Франции еще больше вырос - почти до 27 млрд евро. Левая и правая оппозиция постоянно критикует социально-экономический курс власти, утверждая, что он противоречит интересам большинства французов. На самом деле с 2017 года Эммануэль Макрон пользуется прежде всего поддержкой той части общества, которая, скажем так, имеет доходы явно «выше средних». Не зря, думаю, левая пресса называет его «президентом богатых».

Налоговые преобразования первой половины президентства Макрона действительно в большей степени соответствовали интересам буржуазных слоев населения. Верный социал-либеральному курсу, нынешний глава Пятой республики и его министры продолжают линию на либерализацию трудового законодательства и сокращение расходов на систему социального обеспечения. Отметим также, что сразу после прихода Макрона в Елисейский дворец было объявлено о решении сократить в целом до 120 тысяч государственных служащих. Очередной этап пенсионной реформы, инициируемый властями, тоже несет на себе явно либеральный отпечаток. Стоит ли удивляться, что помимо «желтых жилетов» «социальная оппозиция» во французском обществе широко представлена на протестных акциях различных профсоюзов.

Да, есть и позитивные моменты, такие как явный подъем структур профессионального образования, запуск сети «приоритетного образования» в депрессивных зонах, увеличение объемов государственного строительства. Но опросы общественного мнения показывают, что социальный пессимизм весьма развит в обществе и большая часть французов считают, что страна «идет плохо». Если эта тенденция через два с половиной года не изменится, Макрону вовсе не гарантировано переизбрание на президентских выборах в 2022 году.

Многополюсная дипломатия

Нелегко однозначно оценить и внешнеполитическую линию самого молодого в истории французского президента. Когда Макрон одержал победу два с половиной года назад, недоброжелатели с разных флангов называли его «глобалистом» и «атлантистом». Конечно же, либеральный глава Пятой республики определенно высказывается за кооперацию развитых рыночных стран в различных отраслях, поддерживает идею глобального экономического и коммерческого соглашения, верен евроатлантическим обязательствам Франции.

Тем не менее Макрон не ставит под сомнение столь дорогой для французской дипломатии принцип международной многополярности. Его реальная политика в отношении США вовсе не походит на повиновение «старшему брату» во всем, а недавнее жесткое заявление о «смерти мозга НАТО» говорит о вполне критическом восприятии реального характера атлантической солидарности. Франция имеет собственные интересы на Ближнем Востоке, в Северной и Западной Африке, что предопределяет проведение самостоятельного международного курса. Настрой Макрона на углубление сотрудничества с Китаем и Индией как раз и показывает стремление Парижа к продвижению своей «многополюсной» дипломатии.

В то же время, будучи последовательным европеистом, глава Пятой республики активно ратует за углубление интеграционных процессов на пространстве Европейского союза. Тут стоит сказать о том, что из ведущих стран ЕС на сегодня лишь Франция оказалась способна предложить четкие идеи, направленные на придание евроинтеграции новой динамики. Конкретно Макрон предложил план консолидации еврозоны с созданием для нее собственного бюджета и учреждения собственного поста министра финансов, а также выступил с идеей развития оборонно-политического измерения европейского строительства. При этом европеизм президента Франции не носит догматический характер. Показателен тот факт, что сейчас именно Париж предлагает отложить вопрос о приеме ряда постъюгославских балканских государств в ЕС.

Хорошо известно, что в 2017 году в российских СМИ победу Макрона интерпретировали как малоприятную для нашей страны новость: либеральный политик и его движение открыто обвиняли Москву во вмешательстве во французскую президентскую кампанию, Макрон твердо поддерживал линию на сохранение санкций «коллективного Запада» по отношению к РФ. Но что мы видим сегодня? Выступая в августе этого года перед дипломатическим корпусом Франции, Макрон четко заявил, что «совершенно необходимо сформировать общий фронт между Евросоюзом и РФ, прийти к новым отношениям с Россией». Здесь опять же можно рассуждать о либеральном прагматизме главы Пятой республики, но фактом является то, что официальный Париж не только на словах, но и в действительности показывает готовность к поиску взаимодействия и компромиссов с Россией.

В любом случае вряд ли ошибусь, если предположу, что и оценка второй половины президентского срока Эммануэля Макрона будет неоднозначной. И это сделает общественно-политическую жизнь Франции еще более интересной и непредсказуемой.

#Франция #президент #Мир #правление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (6576) от 27.11.2019 под заголовком «Президентский «экватор» Макрона».


Комментарии