Поют «Катюшу» на чужой земле. Как чтят подвиг блокадного Ленинграда за границей?

По всему миру, где бы ни жили жители блокадного Ленинграда и те, кто родился в нашем городе, они несут память о мужестве и стойкости непокоренного города. Сообщества блокадников есть во многих странах мира.

Поют «Катюшу» на чужой земле. Как чтят подвиг блокадного Ленинграда за границей? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Галина Балакирева в нынешнем году специально прибыла из Ганновера в родной город, в котором не была много лет, чтобы встретиться с родными и подругами, принять участие в торжественно-траурной церемонии на Пискаревском кладбище.

Галина Николаевна родилась перед самой войной, в марте 1940 года. Начало блокады она провела в осажденном городе, была эвакуирована с мамой в 1942‑м. Ее младшая сестра погибла, родные — бабушка и тетя — остались в Ленинграде и выжили в блокаду. Отец Балакиревой погиб в 1943 году, освобождая Украину… Когда в 1944 году семья вернулась в Ленинград, Галина застала свой родной дом в руинах и видела, как его восстанавливали буквально по кирпичику.

В начале 1990‑х годов Галина Балакирева вместе с мужем уехала жить в Германию. И вроде бы все было благополучно, но приютившая ее страна так и не стала для нее родной, по ее словам, даже немецкий язык за эти годы она толком не выучила.

Тревожным знаком стало то, что в Нижней Саксонии оживились неонацисты. Правда, обнадеживает, что общество и власти дали им жесткий отпор. Три года назад на улицы Ганновера вышли тысячи людей, чтобы выразить свой протест против действий Национал-демократической партии Германии. Демонстрация проходила под девизом «За разноцветное вместо коричневого в Ганновере»…

Не могут забыть о подвиге блокадного Ленинграда и российские соотечественники, живущие в Норвегии.

Моя прабабушка похоронена на Пискаревском мемориальном кладбище, дедушка воевал на Ленинградском фронте, и я просто не имею права все это забыть, — говорит Елена Хоконсен, председатель координационного совета соотечественников в Норвегии, руководитель русскоязычного общества «Калина» губернии Вестфолд.

Елена родилась и выросла в нашем городе, в Норвегию переехала чуть меньше двух десятков лет назад. Но не теряет связи ни с Петербургом, ни с Россией. Участников русскоязычного общества «Калина» объединяют русский язык, традиции и культура, а также общая память.

Особое внимание мы уделяем местам захоронения советских военнопленных времен Второй мировой войны, — говорит Хоконсен. — Такие обелиски в Норвегии есть практически в каждой коммуне. Местные жители вспоминали, как пленных под конвоем гнали на тяжелые работы, и они, бесправные, но непокоренные, выходя за ворота лагерей, пели «Катюшу», «Калинку» и «Интернационал»… Мы пытаемся найти потомков тех, кто оказался в Норвегии в плену и был здесь похоронен. В России многие из них до сих пор числятся пропавшими без вести.


#блокада #память #блокада Ленинграда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7098) от 28.01.2022 под заголовком «Поют «Катюшу» на чужой земле».


Комментарии