Пойти не в Айти. Как выбрать специальность в колледже?

В одних колледжах столько сильных бюджетных студентов, что «платников» просто не втиснуть. В других — платные группы активно набирают, годовая стоимость обучения — как в вузе средней руки, но не факт, что потом найдешь работу.

Пойти не в Айти. Как выбрать специальность в колледже? | ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Приемная кампания в петербургские колледжи и техникумы стартовала 20 июня. Как и у вузов. Но вузам бесплатные места выделяет Минобрнауки РФ: соответственно, на 29 тысяч мест в Северной столице претендуют абитуриенты со всей страны. Колледжам и техникумам КЦП (контрольные цифры приема) определяет Петербург. В нынешнем году, по словам зампреда комитета по образованию Алексея Ерина, город распределил между учреждениями среднего профобразования 23 630 мест. Это на 1125 мест больше, чем в 2021‑м. И почти все это — для местных, или «домашних», как определил директор Морского технического колледжа им. адмирала Д. Н. Сенявина Виктор Никитин. Город соображает, каких кадров нехватка, — и учит на свои деньги, под свои нужды.

Как обычно, большинство мест — тем, кто поступает после девятых классов: 16 229. Выпускникам одиннадцатых — 6289 мест. 1112 мест — для вчерашних восьмиклассников, их принимают только три колледжа.

В комитете перечисляют самые востребованные — даже не профессии, а «укрупненные группы специальностей»: «Техносферная безопасность и природообустройство» (там, например, охрана труда), «Техника и технологии транспорта», «Сервис и туризм», «Образование и педагогические науки», «Изобразительные и прикладные виды искусств» (тут от дизайна до реставрации). Айтишники так нужны, что на этих специальностях добавили 175 бюджетных мест.

Город последние годы старался повысить престиж СПО, среднего профобразования: в 2020‑м оборудовал десять современных мастерских, в 2021‑м — 16, в этом году — 12. Так что теперь спрос превышает предложение. В Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта в прошлом году конкурс на некоторые специальности доходил до шести-семи заявлений на место, говорит директор Владислав Апаницин.

И в целом в колледжах, подведомственных комитету по образованию, мало возможности набирать платные группы — просто потому, что все места заняты.

Мы сегодня не можем обеспечить и тех ребят, которые желают к нам поступить, не говоря уже о платном обучении. Нам просто некуда будет их сажать, только если на голову, — это оценка Виктора Никитина уже как председателя Ассоциации профессиональных образовательных организаций Петербурга.

В будущем в «комитетских» колледжах если и прибавится студентов, то тоже «бесплатников» — на те рабочие специальности, которые Петербургу нужны.

Сегодня явная нехватка рабочих рук, работодатели все больше от нас требуют квалифицированных специалистов, — констатирует Никитин.

В его Морской технический колледж (готовит кадры для плавсостава) прием большой, свыше 650 человек. Причем надо еще проходить дополнительную медкомиссию, это требование Международной конвенции по подготовке дипломированных моряков. А для некоторых профессий (скажем, спасателя на акватории) — еще и тесты по спортивной подготовке.

Колледж метрополитена в нынешнем году выпускает 175 человек, и кадровая служба метро сообщила, что взяла бы дополнительно еще 40, «но у нас такой возможности нет», добавил Владислав Апаницын.

Подсчитано, что у петербургской сферы судостроения в 2023 году потребность в судовых профессиях (слесарь-монтажник, сборщик-достройщик и т. д.) будет 1,5 тыс. человек, в 2024‑м — еще больше, комментирует Мария Морозова, заместитель директора Колледжа судостроения и прикладных технологий. Работа — физический труд. А все равно в прошлом году на специальность «Судостроение» поступали со средним баллом 4,5, говорит Морозова.

Абитуриентов привлекает практически гарантированное трудо­устройство.

Мы через год-два связываемся с кадровыми службами предприятий и выясняем, работают ли наши выпускники. Все остаются. Потому что это крупные предприятия с социальным пакетом, гарантированной зарплатой, а сейчас у них еще и заказы на десять лет вперед.

Колледж метрополитена получил грант на оборудование мас­терских по стандартам «Ворлд­скиллс». Этот стандарт позволяет, в частности, проводить демонстрационные экзамены: сдает, скажем, студент экзамен по электроснабжению, все транслируется онлайн — и работодатель может присмотреть себе потенциального сотрудника.

TASS_31723471.jpg

ФОТО Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

На спайку колледж — работодатель заточен новый проект «Профессионалитет». Мария Морозова объясняет его суть (колледж будет участвовать в следующем году): студенты пяти учебных заведений, связанные с судостроением, по семь-восемь месяцев будут проходить целевую подготовку у будущего работодателя — «Адмиралтейских верфей», «Северной верфи» или на Балтийском заводе. Чтобы потом плавно перекочевать из мастерской колледжа на предприятие. Без вот этого всегдашнего: приходит выпускник к работодателю и тот его долго доучивает.

В текущем году в проекте «Профессионалитет» участвуют некоторые петербургские колледжи и предприятия кластеров «Машиностроение» и «Легкая промышленность». По словам Алексея Ерина, в следующем году помимо кластера «Судостроение» к проекту  присоединятся «Радиоэлектроника» и «Строительство».

Проект создавался вместе с комитетом по промышленной политике и инновациям. Довелось слышать, как в этом комитете сетовали: большинство выпускников некоторых колледжей не работают по полученной профессии. Виктор Никитин недоумевает: «Откуда такая информация?». По его словам, в Морской технический колледж даже выпускники вузов приходят — «переучиваются, чтобы получить или рабочую профессию, или специальность среднего звена».

Но в комитете по промышленности, видимо, имели в виду петербургские колледжи в целом. Тех, что относятся к комитету по образованию (по полученной профессии работают 78 % выпускников), — 46, и это меньше половины от всех петербургских колледжей и техникумов. Есть еще учебные заведения при вузах, при комитете по науке и высшей школе, ведомственные. Всех вместе — больше ста.

В других ведомствах у колледжей есть платные группы, и подозреваю, что много, — говорит Виктор Никитин.

В поисковой строке в Интернете набираешь: «колледжи с платным обучением…» — и система услужливо сама предлагает дополнить «… с низким проходным баллом на повара».

Повара, надо полагать, всегда нужны. Как и айтишные специалис­ты (обучение — от 90 тыс. рублей в год). Но Владислав Апаницин добавляет:

Платное обучение — это поступление и на специальности, которые в данный момент модны, популярны. Но они подчас не обеспечены рабочими местами. КЦП берутся не с потолка, они просчитаны, получены от работодателей и выданы колледжам с тем, чтобы каждый выпускник потом был ­обеспечен рабочим местом.

Словом, прежде чем поступать учиться на «дизайн» (от 65 тыс. рублей в год) или на «коммерцию» (от 28 тыс. рублей в год) и так далее, хорошо бы поинтересоваться: а какому конкретному работодателю это, вообще говоря, нужно?


#колледж #образование #поступление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7198) от 28.06.2022 под заголовком «Пойти не в Айти».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.