Пойти не в Айти. Как выбрать специальность в колледже?

В одних колледжах столько сильных бюджетных студентов, что «платников» просто не втиснуть. В других — платные группы активно набирают, годовая стоимость обучения — как в вузе средней руки, но не факт, что потом найдешь работу.

Пойти не в Айти. Как выбрать специальность в колледже? | ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Приемная кампания в петербургские колледжи и техникумы стартовала 20 июня. Как и у вузов. Но вузам бесплатные места выделяет Минобрнауки РФ: соответственно, на 29 тысяч мест в Северной столице претендуют абитуриенты со всей страны. Колледжам и техникумам КЦП (контрольные цифры приема) определяет Петербург. В нынешнем году, по словам зампреда комитета по образованию Алексея Ерина, город распределил между учреждениями среднего профобразования 23 630 мест. Это на 1125 мест больше, чем в 2021‑м. И почти все это — для местных, или «домашних», как определил директор Морского технического колледжа им. адмирала Д. Н. Сенявина Виктор Никитин. Город соображает, каких кадров нехватка, — и учит на свои деньги, под свои нужды.

Как обычно, большинство мест — тем, кто поступает после девятых классов: 16 229. Выпускникам одиннадцатых — 6289 мест. 1112 мест — для вчерашних восьмиклассников, их принимают только три колледжа.

В комитете перечисляют самые востребованные — даже не профессии, а «укрупненные группы специальностей»: «Техносферная безопасность и природообустройство» (там, например, охрана труда), «Техника и технологии транспорта», «Сервис и туризм», «Образование и педагогические науки», «Изобразительные и прикладные виды искусств» (тут от дизайна до реставрации). Айтишники так нужны, что на этих специальностях добавили 175 бюджетных мест.

Город последние годы старался повысить престиж СПО, среднего профобразования: в 2020‑м оборудовал десять современных мастерских, в 2021‑м — 16, в этом году — 12. Так что теперь спрос превышает предложение. В Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта в прошлом году конкурс на некоторые специальности доходил до шести-семи заявлений на место, говорит директор Владислав Апаницин.

И в целом в колледжах, подведомственных комитету по образованию, мало возможности набирать платные группы — просто потому, что все места заняты.

Мы сегодня не можем обеспечить и тех ребят, которые желают к нам поступить, не говоря уже о платном обучении. Нам просто некуда будет их сажать, только если на голову, — это оценка Виктора Никитина уже как председателя Ассоциации профессиональных образовательных организаций Петербурга.

В будущем в «комитетских» колледжах если и прибавится студентов, то тоже «бесплатников» — на те рабочие специальности, которые Петербургу нужны.

Сегодня явная нехватка рабочих рук, работодатели все больше от нас требуют квалифицированных специалистов, — констатирует Никитин.

В его Морской технический колледж (готовит кадры для плавсостава) прием большой, свыше 650 человек. Причем надо еще проходить дополнительную медкомиссию, это требование Международной конвенции по подготовке дипломированных моряков. А для некоторых профессий (скажем, спасателя на акватории) — еще и тесты по спортивной подготовке.

Колледж метрополитена в нынешнем году выпускает 175 человек, и кадровая служба метро сообщила, что взяла бы дополнительно еще 40, «но у нас такой возможности нет», добавил Владислав Апаницын.

Подсчитано, что у петербургской сферы судостроения в 2023 году потребность в судовых профессиях (слесарь-монтажник, сборщик-достройщик и т. д.) будет 1,5 тыс. человек, в 2024‑м — еще больше, комментирует Мария Морозова, заместитель директора Колледжа судостроения и прикладных технологий. Работа — физический труд. А все равно в прошлом году на специальность «Судостроение» поступали со средним баллом 4,5, говорит Морозова.

Абитуриентов привлекает практически гарантированное трудо­устройство.

Мы через год-два связываемся с кадровыми службами предприятий и выясняем, работают ли наши выпускники. Все остаются. Потому что это крупные предприятия с социальным пакетом, гарантированной зарплатой, а сейчас у них еще и заказы на десять лет вперед.

Колледж метрополитена получил грант на оборудование мас­терских по стандартам «Ворлд­скиллс». Этот стандарт позволяет, в частности, проводить демонстрационные экзамены: сдает, скажем, студент экзамен по электроснабжению, все транслируется онлайн — и работодатель может присмотреть себе потенциального сотрудника.

TASS_31723471.jpg

ФОТО Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

На спайку колледж — работодатель заточен новый проект «Профессионалитет». Мария Морозова объясняет его суть (колледж будет участвовать в следующем году): студенты пяти учебных заведений, связанные с судостроением, по семь-восемь месяцев будут проходить целевую подготовку у будущего работодателя — «Адмиралтейских верфей», «Северной верфи» или на Балтийском заводе. Чтобы потом плавно перекочевать из мастерской колледжа на предприятие. Без вот этого всегдашнего: приходит выпускник к работодателю и тот его долго доучивает.

В текущем году в проекте «Профессионалитет» участвуют некоторые петербургские колледжи и предприятия кластеров «Машиностроение» и «Легкая промышленность». По словам Алексея Ерина, в следующем году помимо кластера «Судостроение» к проекту  присоединятся «Радиоэлектроника» и «Строительство».

Проект создавался вместе с комитетом по промышленной политике и инновациям. Довелось слышать, как в этом комитете сетовали: большинство выпускников некоторых колледжей не работают по полученной профессии. Виктор Никитин недоумевает: «Откуда такая информация?». По его словам, в Морской технический колледж даже выпускники вузов приходят — «переучиваются, чтобы получить или рабочую профессию, или специальность среднего звена».

Но в комитете по промышленности, видимо, имели в виду петербургские колледжи в целом. Тех, что относятся к комитету по образованию (по полученной профессии работают 78 % выпускников), — 46, и это меньше половины от всех петербургских колледжей и техникумов. Есть еще учебные заведения при вузах, при комитете по науке и высшей школе, ведомственные. Всех вместе — больше ста.

В других ведомствах у колледжей есть платные группы, и подозреваю, что много, — говорит Виктор Никитин.

В поисковой строке в Интернете набираешь: «колледжи с платным обучением…» — и система услужливо сама предлагает дополнить «… с низким проходным баллом на повара».

Повара, надо полагать, всегда нужны. Как и айтишные специалис­ты (обучение — от 90 тыс. рублей в год). Но Владислав Апаницин добавляет:

Платное обучение — это поступление и на специальности, которые в данный момент модны, популярны. Но они подчас не обеспечены рабочими местами. КЦП берутся не с потолка, они просчитаны, получены от работодателей и выданы колледжам с тем, чтобы каждый выпускник потом был ­обеспечен рабочим местом.

Словом, прежде чем поступать учиться на «дизайн» (от 65 тыс. рублей в год) или на «коммерцию» (от 28 тыс. рублей в год) и так далее, хорошо бы поинтересоваться: а какому конкретному работодателю это, вообще говоря, нужно?


#колледж #образование #поступление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7198) от 28.06.2022 под заголовком «Пойти не в Айти».


Комментарии