«Повесьте трубку!» На звонки с незнакомых номеров всегда отвечают меньше трети горожан

На глаза попались материалы любопытного исследования социологов. Тема — роль телефона в жизни человека. И вывод: телефонная связь отмирает…

«Повесьте трубку!» На звонки с незнакомых номеров всегда отвечают меньше трети горожан | ФОТО ROBIN WORRALL on Unsplash

ФОТО ROBIN WORRALL on Unsplash

И сразу всплыло в памяти радостное чувство давних (очень давних!) детских лет. Семья наконец‑то дождалась своей очереди на домашний телефон. Ждали что‑то около 12 лет. За это время успели даже справить новоселье, переехав в просторную квартиру из «скворечника» без горячей воды. Счастье от телефона было, кажется, даже больше, чем от нового жилья. Установили целых два аппарата, чтобы бабушке не надо было бежать на звонок в прихожую. (Почему‑то большинство телефоновладельцев именно там ставили телефоны. Возможно, эта привычка сохранилась еще со времен коммунальных квартир.) Самым большим удовольствием на первых порах были разговоры «на троих»…

Тот телефон (даже, кажется, те же два аппарата) до сих пор стоит в квартире, ставшей «старой». Старшее поколение, которое младшие заставили обзавестись мобильниками, решило не отказываться от него «на всякий случай». Случай представляется, только когда звонит живущая за стеной одинокая соседка — для того, чтобы просто поболтать.

А молодое поколение, не привязанное к месту проводом, предпочитает либо вовсе не иметь стационарного телефона, либо отказаться от уже имеющегося и тем самым перестать оплачивать услугу, ставшую ненужной. Кстати, сейчас, кажется, труднее отказаться от него, чем когда‑то дождаться очереди на его установку…

Похоже, стационарная телефонная связь действительно отмирает. Но социологи утверждают, что и с мобильной происходит что‑то похожее. В основном это связано с нежеланием людей общаться по телефону с чужими или «не нужными» в данный момент людьми. А какая может быть мобильная связь, если человек предпочитает не снимать трубку?

Опросив 1600 респондентов, группа социологов портала Superjob выяснила, что лишь 3 из 10 граждан всегда отвечают на звонки с незнакомых номеров. Половина берут трубку в такой ситуации, лишь когда ждут звонка, например, по объявлению. А 16 % никогда не отвечают на звонок с неизвестного номера.

Результаты опроса также подтвердили общеизвестный тренд: чем старше человек, тем реже он отвечает незнакомцам. Такая привычка сформирована как многочисленными фактами телефонного мошенничества, так и постоянными требованиями детей и внуков брать трубку, только если звонит кто‑то из родственников.

Интересно, что люди с высоким уровнем дохода (больше 100 тысяч рублей в месяц) наиболее охотно берут трубку, когда звонит неизвестный. А вот среди тех, кто получает до 50 тысяч рублей, это делают менее 20 %. Случайность или закономерность? Похоже, что более обеспеченные люди готовы к общению с неизвестными: а вдруг это звонит потенциальный клиент или, скажем, более выгодный работодатель?

Впрочем, деловые контакты все чаще приобретают иную форму. Сначала жаждущий пообщаться по телефону отправляет текстовое послание: мол, я такой‑то и такой‑то, хотел бы спросить то‑то и то‑то, когда удобно позвонить? Если желание пообщаться обоюдное, то ответ придет быстро, если нет… то нет. Но это — «по работе». В личном общении такой подход вряд ли пригодится.

А пригодится другой. Знатоки телефонных ботов открыли довольно интересный секрет. Рекламный бот начинает свою речь («специально для вас мы открыли возможность получить кредит миллион долларов…» или «интересует ли вас огромная квартира с видом на Дворцовую площадь?»), когда в трубке раздается голос: «алло» или «слушаю». Звук — это сигнал включения для некоторых ботов.

Признаться, неплохое развлечение — когда звонят с незнакомого номера, снять трубку и молчать. Если через пару секунд зазвучат гудки, стало быть, это был он — невключившийся бот. А если в ухе раздастся нечто вроде «что такое со связью? черт! ничего не слышно» — звонит человек и явно не с рекламными целями.

Правда, его цели тоже могут быть далеки от благородных: мошенничество действительно чрезвычайно развито. Но тут уж телефон не виноват: ни стационарный, ни мобильный. Точно так же человека может надуть якобы случайный знакомый.

К примеру, недавно прошла волна обманов прямо во дворах: к пожилым тетушкам подходили респектабельные дамочки и предлагали поменять окна с большой скидкой «так как фирма закрывается и надо быстро реализовать оставшиеся материалы»… Так что если человек желает быть обманутым, то он обманется и без участия телефона.

Но все же, говоря об умирании телефонной связи, социологи не совсем правы. Возможность удаленных контактов по другим каналам (тем же мессенджерам), связанная с развитием цифровых технологий, предоставляет широкий выбор: с кем разговаривать, а с кем — никогда; в котором часу удобнее общаться и как долго… Такой выбор — это независимость от звонков, соблюдение собственных интересов, следование собственным планам, а не планам тех, кто требует внимания по телефону.

Читайте также:

Оторваться от мобильника: врачи рассказали, как «сидеть» в телефоне, не нанося себе вреда

Звонок, но не с мобильного телефона: учебный год начался днём позже и с нововведениями


#телефон #социологи #телефонная связь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7749) от 16.09.2024 под заголовком «Повесьте трубку!».


Комментарии