Последствия ковида. Ждет ли Россию кризис?
Пока российские власти радуются успешному восстановлению экономики после прошлогоднего коронавирусного падения и даже наметившемуся росту, мир готовится к уже новому, постковидному, кризису. Но и его, как и предыдущий, нельзя назвать классическим «циклическим» циклом перепроизводства – речь пока идет о рвущихся цепочках поставок.
ФОТО pixabay
Еще недавно никаких проблем не предвиделось. Напротив, масштабные программы поддержки в западных странах и успешные программы вакцинации, казалось, оставили экономические ковидные проблемы позади, а фондовые индексы оказались на максимальных уровнях. Однако теперь все чаще возникают тревожные сигналы, которые свидетельствуют: здоровье к мировой экономике так и не вернулось, как оно не всегда быстро возвращается к переболевшим коронавирусом.
Сейчас, например, транспортный кризис захлестнул Великобританию – из-за катастрофической нехватки дальнобойщиков там просто некому доставлять топливо на АЗС. Понятно, что это отчасти следствие «брекзита», однако уже и во многих других странах Евросоюза намечается похожая ситуация.
Логистические проблемы вообще выглядят сейчас ключевыми – цены на контейнерные перевозки за последний год резко выросли, на многих направлениях в разы. Это вызвано в том числе и ковидными ограничениями на границах, но в большей степени – изменением экономики в целом. В частности, сильно сказывается развитие онлайн-торговли, что ведет к росту спроса на грузоперевозки по всему миру. Отсюда и резкий рост цен.
А это уже в свою очередь ломает многие логистические и производственные цепочки, которые выстраивались годами. Эти цепочки и так уже оказались под угрозой из-за непредсказуемых остановок производства в различных странах, а теперь последовал новый удар. Очевидно, дорожающие перевозки делают менее выгодными глобальные логистические цепочки, а преимущества получают локальные производители. По идее, этому больше всего должны радоваться антиглобалисты – мировое развитие поворачивается вспять. Экологи тоже горевать не должны – все-таки огромные объемы грузоперевозок вносят немалый вклад и в загрязнение окружающей среды, и в глобальное потепление.
Но вот экономике масштабная перестройка логистических цепочек сулит новые проблемы и чревата масштабным кризисом. Опасен ли он для России? И да и нет. Наша экономика в чем-то может и выиграть, перетягивая транспортные потоки, – в последнее время перевозки по Севморпути и через сухопутную часть нашей страны становятся все более выгодными по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Наверняка будут и другие преимущества в отдельных отраслях, где наши предприятия станут более конкурентоспособными.
Но по большинству россиян новый кризис наверняка ударит так же, как и кризисы прошлые. Так, растущие цены на грузоперевозки неизбежно приведут к подорожанию товаров из Китая и других стран, которых у нас, несмотря на все программы импортозамещения, по-прежнему очень и очень много. Мы уже наблюдаем резкий рост цен на стройматериалы, но и это, судя по всему, лишь начало. Так что новые витки инфляции и новая борьба с ней не за горами...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7022) от 04.10.2021 под заголовком «Поставят ли кризис в Россию?».
Комментарии