Последняя семья старожила. Как скворцы выселили воробьев

Кто не знает нашего извечного спутника — домового воробья… Едва начинает пригревать весеннее солнышко и в снегу появляются первые проталины, как за окном слышится громкое «джив-джив, джив-джив, джив-джив». Мне всегда кажется, что неугомонные птички во всеуслышание объявляют: мол, «жив, жив, жив». На самом деле эти звуки — поиск пары, призыв к началу семейной жизни и строительству гнезда.

Последняя семья старожила. Как скворцы выселили воробьев | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Каждую весну я закрепляю на балконе городской квартиры скворечник. Естественно, его немедленно пытаются заселить воробьи. Поскольку желающих занять подвернувшееся жилище много, а подходящих мест мало, редко когда обходится без недоразумений, ожесточенных драк. Победитель находит самочку, и они приступают к строительству гнезда. Для этого тащат в скворечник все, что мало-мальски подходит для этой цели… Сухие травинки, тонкие прутики, перышки, клочки шерсти, пух, крохотные тряпочки, обрывки бумаги.

В этом году в скворечнике обосновалась необычная семья воробьев. В этой паре явно выделялся возрастной самец. Об этом свидетельствовал его неказистый, потрепанный внешний вид: рыхлое тусклое оперение, но главное: клюв. Он был не прямой, как у всех его собратьев, а верхняя и нижняя части клюва пересекались крест-накрест, как у клеста-еловика. Словом, это был, безусловно, старожил, свое­образный патриарх воробьиного племени. Вдвоем они быстро соорудили гнездо, оставалось только отложить в него яйца. Но… на беду скворечник приглянулся вернувшейся с зимовки паре скворцов.

Однако воробьи не собирались уступать уютное жилище. Казалось, что между птицами начнется ожесточенная борьба. Но этого не произошло. Скворцы были гораздо сильнее и без того знали, как выкурить «братьев меньших». Поскольку самочка воробья оставалась в скворечнике, один из скворцов устроился на крыше домика. И как только воробей принес корм и попытался проникнуть в скворечник, скворец, сидевший на крыше, отогнал его. Так повторилось несколько раз.

Не зря народная мудрость гласит: «Голод не тетка». Проголодавшаяся самочка сначала с нетерпением выглядывала из скворечника, ожидая, что воробей принесет еду. Но скворцы были начеку и не позволяли ему даже приблизиться к скворечнику. В конце концов самочка вынуждена была покинуть домик, и один из скворцов немедленно забрался в освободившиеся «апартаменты». Таким образом произошла «мирная» смена жильцов.

Дальше началось, пожалуй, самое любопытное… Казалось бы, став полноценными хозяевами, скворцы воспользуются готовым гнездом. Но не тут‑то было! Птицы принялись энергично выбрасывать из скворечника все, что натаскали воробьи. После чего начали строить новое гнездо и иногда для этой цели подбирали то, что только что выбросили.

А что же выселенные воробьи? После бесцеремонного выдворения из скворечника самочка исчезла. Но воробей решил остаться. Для устройства гнезда он выбрал находившуюся под окном автомобильную покрышку. После чего принялся приглашать к совместной жизни крылатую подружку.

С рассвета до темноты с редкими, короткими перерывами на кормежку воробей изо всех сил призывал: «Джив-джив, джив-джив». Мало кто откликался. Даже когда самочки прилетали, после осмотра жилища (покрышки) быстро удалялись. Однако в конце концов настойчивому кавалеру удалось очаровать даму, и они устроили гнездо в покрышке. А когда появились птенцы, принялись выкармливать их.

И тут я заметил интересную особенность: самец приносил пищу в гнездо гораздо реже, чем самочка. Она делала три-четыре ходки, воробей лишь одну. Совершенно очевидно, что ему было очень тяжело добывать еду для прожорливого потомства. Отдав пищу птенцам, нахохлившись и закрыв глаза, он отдыхал на перилах балкона. И долго ни на что не обращал внимания. Так повторялось изо дня в день, пока птенцы не оперились и не вылетели из гнезда.

Осенью балкон иногда посещала небольшая стайка воробьев: они сидели на перилах, шныряли вокруг покрышки, однако патриарха с изогнутым клювом среди них не было. Он исчез.


#птицы #история #скворечник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (7244) от 31.08.2022 под заголовком «Последняя семья старожила».


Комментарии